Как заинтересовать детей в учебе

Содержание

Мотивация к учебе или как заставить ребёнка учиться

Содержание:

Эта тема волнует каждого родителя. Все семьи так или иначе встречают проблему мотивации к учёбе. В рамках нашего проекта “Подросток: инструкция по применению” мы решили узнать из первых уст о том, как решить этот вопрос.

Автору статьи 14 лет. Она учится в школе. Она изучила этот вопрос, совместила свои знания, наблюдения и собственное мнение. Читайте и комментируйте!

Немного о мотивации к учёбе – почему я хочу рассказать о ней

Часто родители не знают, как заинтересовать ребенка учебой? А когда

заинтересовать не получается, появляется вопрос о том, как заставить ребенка учиться в школе.

Когда я сказала маме, что пишу эту статью, мама попросила меня дать ей ее почитать, когда я закончу. Ей давно интересно, как заставить моего брата учиться. Мама перечитала кучу статей о том, как повысить мотивацию к учебе у подростков, но не было ни одной такой, какая бы давала действенные советы о том, как поднять мотивацию к учебе. Поэтому я попытаюсь написать именно такую статью. Сейчас, от лица этого самого подростка, которого нужно заинтересовать учебой, я расскажу, что об этом думаю.

Заставлять и мотивировать

Иногда родители спрашивают, во сколько же лет лучше отправлять ребенка в школу? В 5, как поступают многие занятые и современные мамы; в 6, по стандарту; или в 7, как раньше? Причиной такого вопроса часто становится то, что родители боятся ответственности, причем не своей. Психологи отвечают, что нужно сделать это только когда он будет готов. Одна моя одноклассница пошла в школу в 8 лет. Когда она шла в школу, то она не была готова. И даже сейчас, спустя 9 лет, не думаю, что она готова. Что я подразумеваю под словом “готов”? Заинтересован и смотивирован. Перед поступлением в школу, очень важно объяснить сыну (дочери), зачем это нужно, что он(а) от этого получит, почему это интересно и т.д. Когда этого нет, то и желания учиться тоже нет. И тогда приходится заставлять. Я всегда училась с радостью, была отличницей, на все олимпиады отправляли именно меня. Так что, когда через 3 года после начала моего обучения, в школу пошел мой брат, все были просто в шоке от того, что он крайне незаинтересован. Конечно, вопросы о том, как заинтересовать ребенка 2 класс и как заинтересовать ребенка 3 класс – совершенно разные. И ответы на эти вопросы сильно отличаются.

Но теперь, анализируя, хочется вынести несколько общих правил по поводу того, как стоит относиться к нежеланию ребенка учиться.

Как заинтересовать ребенка учебой советы психолога:

  1. Помогите найти своему ребенку хобби – думаю, Вы уже поняли, что в учебе он совсем 0. Но обратите внимание на его сильные качества. Может быть, единственный предмет, по которому у него хорошие оценки – труды? Или Ваш ребенок умеет готовить? А что если у него есть слух? Чтобы сделать его успешным, Вы должны развивать его со всех сторон и обращать свое внимание на то, к чему у него есть способности.
  2. Не ставьте для него планок в учебе – Часто Вы говорите ему, что он должен иметь оценку как минимум 4 (5) по определенному предмету? Вы прекрасно знаете, что самая высокая оценка, которую он получал на этом уроке – 3. Он будет чувствовать себя виноватым, не более.
  3. Верьте в своего него – Просто попробуйте купить ребенку вспомогательную литературу по тому предмету, который он не понимает. Никогда не открывает учебник по физике? Так объясните ему, что 5 минут в день – и через время у него будут совсем другие результаты.

Мотивация для учебы в школе – это выбор между “заставлять” и “мотивировать”

Нужно ли заставлять ребенка учиться?

Если же Вы все-таки выбрали заставлять, то задумайтесь, так ли это полезно и будет ли это иметь плоды?

Кто угодно, а особенно подросток, воспримет это принуждение как лишение свободы, а, как известно, свобода входит в перечень главных ценностей у человека. Очень часто словами “троечник”, “отличник”, “хорошист” оценивают не усилия детей, а их самих. Это больно, но это так.

Заставлять не стоит, однозначно. Нужно помочь, послушать, подумать над проблемой.

Если мотивировать, то как?

Если Вы выбрали мотивировать и не знаете, как это сделать правильно, то эта часть для вас.

Когда я начала писать эту ее, то спросила у своего друга, что он думает по этому поводу. Он ответил, что старания нужно поощрять, т.е. дарить подарки за успехи. Мне бы хотелось поспорить с ним по этому поводу, потому что на подарок за каждую хорошую оценку никаких денег не хватит, но часто для родителей этот способ кажется самым простым и надежным.

Мое же видение заключается в том, что нужно учить маленького человечка учиться самому, без подарков и обещаний, потому что лучшим поощрением всегда будет результат и, очень возможно, успех.

В новом 21 веке все меняется буквально каждую минуту, и, если раньше для успеха было достаточно отучиться 10 лет в школе и 4 в университете, то сейчас учиться приходится постоянно. Профессии нового века – программист и копирайтер, – требуют постоянного получения новых знаний.

Хотите успеха для Вашего ребенка? Стараться придется в первую очередь Вам. На эту тему пишут много, я изучала советы специалистов, и вот какие выводы могу сделать:

Как заставить ребенка учиться: советы психолога

  • когда делаете уроки с ним, постарайтесь не кричать
  • принимайте любые его увлечения
  • научите его технической грамотности
  • отвечайте на любые его вопросы
  • научите его читать, очень может быть, что он просто не нашел ещё подходящую книгу
  • не рассказывайте, а показывайте (домашние опыты, например, – это очень прикольная штука)

Мотивация на учебу школьника – вещь тонкая. Важно заинтересовать, заставить взглянуть с другой стороны, показать плюсы того или иного занятия.

Упражнения на мотивацию к учебе младших школьников:

  1. Письмо – предложите послать письмо кому-нибудь из родных (бабушке, крестной и т.п.). Пусть он сам его напишет, украсит и положит в конверт.
  2. Книга – сходите в библиотеку и возьмите книгу, которая заинтересовала Вашего малыша.
  3. Стихи – выучите с ним стих, приуроченный к ближайшему празднику.
  4. Презентация – научите его делать презентации в PowerPoint и попросите сделать презентацию, например, о вещи, которую он хочет на день рождения.
  5. Интервью – помогите ему составить список вопросов, а вечером возьмите интервью у папы.
  6. Рассказ – попросите написать рассказ про то, что ему близко, к примеру, про нитку и иголку.
  7. Физ. минутка – между выполнением домашних заданий, покажите несколько физических упражнений. Все-таки, нельзя все время сидеть и сидеть.
  8. Видеомотивация на учебу – посмотрите с Вашим чадом видео о том, как, к примеру, украсить свой пинал или о студенческой жизни, которая его ждёт. То есть важно понять что ещё даёт учеба.

Все эти упражнения помогут Вам развивать творчество и привить ему интерес к учебе.

Как заставить ребенка учиться и делать уроки

Я читала автобиографию Нестеровой пару лет назад, и там было несколько страниц о том, как в средней школе она не делала уроки в принципе. То есть, в школе она училась, и все запоминала, а вот дома не делала ничего. Невольно я вспомнила и себя. Как скрещивала пальцы, лишь бы не проверяли домашнее задание, как получала двойки, как выкручивалась, но, все-таки, домашние задания не делала. Что это? Однозначно лень.

Читайте также:  Как успокоить парня

Если стоит вопрос: “Как заставить ребенка делать уроки?”, то ответ на него: “Очень просто.” Тут в ход идут принуждения, постоянная проверка и так далее. К сожалению, на своем горьком опыте скажу, что ничего кроме этого Вам не поможет. Нужно, чтобы ребенок хотел учиться. Потому что мотивация ребенка на учебу в школе – это ещё не все. Главное – желание. Нужно научить его быть самостоятельным, объяснить что и зачем нужно. Хорошо, если ребёнок пройдёт специальные курсы – научиться делать уроки и сможет сам выполнять домашние задания.

Научить учиться ребёнка проще и приятнее чем заставить!

Как заставить ребенка хорошо учиться?

Тяжело заставить учиться, а вдвойне тяжело – заставить учиться хорошо. В теории, абсолютно каждый человек может учиться, и даже учиться хорошо. На практике же, это не всегда так. Все зависит от нагрузки, качества подачи материала, количество времени, которое уходит на занятия. Нет одного правильного ответа на вопрос, о том, как помочь ребенку учиться хорошо. Помните, что не все талантливые и умные дети учатся хорошо, и не все отличники талантливы и умны.

Что делать?

  1. В первую очередь, выясняйте причины плохих оценок и постарайтесь избавиться от этой причины.
  2. Общайтесь с ребенком как с другом. Постарайтесь понять его и выясните для себя, зачем Вам, чтобы он учился только на “отлично”.
  3. Поинтересуйтесь, какие планы на будущее у Вашего ребенка и научите его ставить долгосрочные цели.

Как заинтересовать подростка?

Если заинтересовать ребенка 2-3 класса в учебе ещё легко, то мотивация к учебе подростков – штука посложнее.

Учтите, подросток знает, что ему нужно высшее образование, что он хочет хорошо сдать экзамены, чтобы потом работать. Но иногда бывает лень. Часто с толку сбивает количество предметов, которые нужно учить, при том что, как любят говорить подростки, “это мне в жизни не пригодится”. Это уже проблемы образовательной системы, но тем не менее.

Вопросы типа: “О чем ты вообще думаешь на уроках?”, – риторические.Вспоминайте, о чем думали вы в средней-старшей школе. Внушить подростку, что учиться надо, вообще очень тяжело. И сколько раз Вы бы не повторили, что без учебы не будет работы, без работы – денег, он будет так думать только если поймет это сам.

Несколько идей, чтобы мотивировать подростка к учебе:

  • Почитайте/посмотрите с подростком новости. Не заставляйте, просто предложите. Это должно быть что-то о его увлечениях. Позже обсудите это с ним.
  • Распечатайте или напишите цитаты для мотивации к учебе. Они могут быть как на русском, так и на английском, например. Наклейте их на видные места.
  • Подберите красивую канцелярию/тетради, чтобы пользование этими вещами ему было комфортно и приятно.
  • Не перехваливайте. Здесь следует вести себя очень осторожно. Кажется, что похвалить никогда не будет лишним, на самом же деле, Вы подскажете подростку, что он и так слишком хорош.

Так же проблема может быть связана с тем, что подростку сложно учиться. Тут тоже стоит не прибегать к насилию, а помочь . Можно пройти курсы для отличной учёбы, научить учиться, видеть цели,не бояться контрольных, быстро запоминать информацию. Потому что учиться правда бывает сложно !

Мотивация к учебе у студентов

Когда вчерашний школьник становится студентом, родители уже не так серьезно следят за учебой. Мол “твоя жизнь, хочешь – учись, не хочешь – работай”. Возможность не ходить на лекции распускает студентов, которые счастливы отдохнуть от школы, но ещё не научились самодисциплине. Отсутствие мотивации к учебе у студентов – дело распространенное, потому что сейчас всем известно: диплом – это просто документ. Никто не идёт работать по профессии, а учиться в ВУЗе нужно только для того, чтобы родители не переживали.

Мотивация у студентов: советы

  1. Студент должен постараться найти контакт с преподавателем.
    Преподаватель и студент должны быть друзьями.
  2. Университет – важное место для расширения возможностей, круга знакомых и поиска себя.
  3. В университете важно получать удовольствие от обучения, ходить в университетские клубы по интересам, знакомиться с новыми людьми.
  4. Студенту важно уяснить, что дисциплина – самое главное. Пришел на занятия в первую половину дня – гуляешь всю вторую. Не пришел раз, не пришел два, а на третий уже можно и не приходить.
  5. В университете можно записаться в инициативную группу. Тогда и авторитет появляется, и новые знания, и вставать с постели с утра хочется.

Мне кажется, здорово, когда подростку и ребенку помогают увидеть свою цель, понять зачем ему учиться и прилагать усилия. Хорошо, когда подросток осознанный, и всё сам понимает. Но это бывает далеко не всегда. А слушать родителей тоже бывает тяжело… Поэтому для этой задачи хорошо подходят курсы по . Потому что когда ты находишься компании других ребят, вместе с ними думаешь о своих целях и будущем тебе не хочется сопротивляться. Тебе мотивации к учебе и развитию ответственности действительно хочется стать лучше!

В заключение

Мотивация – вещь, без которой невозможно ни в школе, ни во взрослой жизни. Как найти мотивацию для учебы, если он сам не хочет ничего делать? Важно научить искать ее, ради его собственного успеха в будущем.

Как заинтересовать ребёнка учёбой: 5 действенных советов

Замените наказание на поощрение

С ненавистными прописями в первом классе это тоже работает: не указывайте ребёнку на неудачно написанные буквы, лучше подчеркните те, которые вышли лучше всего. Даже если вся строка состоит из ужасных кривулин, всегда можно найти наименее страшную и похвалить за неё. Поверьте, это работает гораздо лучше, чем упрёки в стиле «ты совсем не стараешься!» или «пиши аккуратнее!». Немного тренировки – и вы в совершенстве овладеете навыком постоянного поощрения, а ваш ребёнок почувствует себя гораздо спокойнее и увереннее, и будет изо всех сил стараться, чтобы у вас всегда был повод для похвалы.

Добавьте учебникам жизни

Школьные учебники способны усыпить даже взрослого, не говоря уже о непоседливых школьниках. Попробуйте разбавить скучную теорию интересной практикой или просто примерами из жизни. Разрежьте на дольки яблоко, чтобы объяснить сложение дробей, найдите фотографии Ангары и Лены чтобы проиллюстрировать тему «Восточная Сибирь», расскажите, как знание формулы длины окружности помогает инженерам настраивать ездовые качества автомобилей, посадите семечко и рассмотрите, как оно пускает корни.

Не хватает времени, фантазии или знаний? Поисковики вам в помощь! Интернет битком набит обучающим контентом – вам только нужно выбрать подходящий. Главное – разбавить сухие строчки учебников, наполнить их живыми и понятными ребёнку образами, а уж восприимчивая детская память доделает всё остальное.

Используйте современные технологии

Современные дети не вылезают из смартфонов, а значит можно (и нужно!) использовать их для обучения, благо специальных мобильных приложений хватает. Хороший пример – онлайн-викторина Trivia Crack, которая в развлекательной форме подаёт серьёзные знания почти по всем школьным предметам – истории, географии, литературе, математике и другим. Как и в любой игре, в Trivia Crack присутствует элемент соревнования, который направляет обучение в совершенно новое русло. Ребёнок сам не заметит, как окажется вовлечённым в процесс, а поданная в игровой форме информация запомнится гораздо быстрее и лучше.

В некоторых европейских и американских школах учителя даже проводят соревнования по Trivia Crack между классами: кто ответит на большее количество профильных вопросов, тот и победил. В наших школах до такого пока не дошли, но дома вам никто не мешает пробовать современные технологии. Помимо интереса к обучению такой подход принесет ещё один бонус: ваш ребенок будет воспринимать вас не как старомодных «предков», а как современных родителей, которые «шарят». Это здорово сближает!

“Мы стремимся найти решения с помощью технологий, которые сближают людей и образование, но под другим углом зрения. То, к чему я стремлюсь, – это превратить скучное медленно во что-то более привлекательное, более веселое. И наша цель другая: взять игры и механику (будь то социальные или связанные с играми), которые работают, и вывести их на образовательный уровень, чтобы отточить их и тем самым помочь решить реальные проблемы, которые влияют на человечество.” – -Генеральный директор Etermax Maximo Cavazzani (Максимо Каваццани)

Читайте также:  Как поменять язык в фотошопе

Исключите внешние причины

Потеря интереса к учёбе может быть связана с какими-то внешними факторами. Может, вашего ребенка дразнят одноклассники? Или отругала учительница? Или ему не нравится новая школьная форма? Или вы сами слишком строги к сыну или дочери и требуете только отличных отметок? Психика детей не всегда может сопротивляться стрессу, и тогда включается защитная реакция: ребёнок всячески увиливает от выполнения «домашки», отказывается идти в школу, может даже заболеть (врачи называют это психосоматикой).

Ваша задача – выяснить, что тревожит ребёнка. Попробуйте аккуратно расспросить его, покажите, что тревожитесь и готовы помочь. Только ни в коем случае не обесценивайте детские переживания, даже если они кажутся вам незначительными. Нельзя советовать «будь умнее и не обращай внимания» сыну, которого дразнят одноклассники, или говорить «да ладно тебе, нормальная форма» дочери, которой не нравится отражение в зеркале. Психологи в таких случаях советуют разделить с ребенком его чувства, чтобы он почувствовал поддержку. Представьте себя на его месте. Скажите: «Ужасно обидно, когда дразнятся», «Так неприятно, когда учительница ругает тебя перед классом», «Ты не чувствуешь себя красивой в этой блузке». Сочувствие позволит ребёнку избавиться от напряжения и поможет вернуть интерес к учёбе.

11 способов увлечь ребёнка учёбой
статья на тему

Как помочь сохранить заинтересованность в получении знаний, как сделать так, чтобы учёба была в радость до последнего школьного звонка?

Скачать:

ВложениеРазмер
11_sposobov_uvlech_uchyoboy.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

11 способов увлечь ребёнка учёбой

Каждый ребёнок с момента рождения испытывает потребность развиваться и обучаться. И задача родителей и учителей – поощрять это стремление. В современном мире ребёнок получает такой огромный поток информации, что часто теряет интерес к учёбе как таковой. Как помочь сохранить заинтересованность в получении знаний, как сделать так, чтобы учёба была в радость до последнего школьного звонка? Предлагаем вам 11 способов как увлечь ребёнка учёбой.

1. Хвалите и верьте . Когда ребёнок чувствует уважение близких, он хорошо понимает, как важно для них его серьёзное отношение к учёбе. Он уверен, что если что-то не получится, поддержка взрослых будет всегда. «У тебя всё получится!» – активно культивируйте такую установку, начните поощрять успехи ребёнка. Прежде всего, не стоит требовать от него больше, чем он может сделать на данный момент. А также важно, чтобы похвала была за качественную учёбу, а не за оценки. Поощряйте его старания.

2. Задавайте вектор. Помогая ученику, не делайте всё за него. Задача взрослых – обязательно откликаться на просьбы о помощи, если ребёнок затрудняется с выполнением задания, но помощь должна состоять в виде заданного вектора, подсказки, чтобы школьник смог развить свои мыслительные способности, научился решать поставленные задачи. Именно так он узнает, что такое радость открытия нового, и почувствует прилив творческих сил!

3. Оформление рабочего места – это ещё одна важная деталь. Это должен быть удобный стол, расположенный в месте, где хорошее освещение, достаточно пространства и нет отвлекающих предметов и шумов. Проявите творческую смекалку и наклейте вокруг разноцветные стикеры с математическими формулами, словами-исключениями. Поинтересуйтесь у ученика, что добавить. Нужно сделать рабочее место уютным и приятным для школьника. Ну, а если есть грамоты и награждения, то и их поместите рядом в рамочки, чтобы, глядя на них, ребёнок вспоминал о своих успехах и стремился к новым, повышая в себе уверенность и собственную значимость.

4. Искренне интересуйтесь тем, что происходит в школе . Например, предложите ребёнку каждый день рассказывать, как можно подробнее, как он провёл день, что интересного узнал или что он рисовал на уроке ИЗО. Психологи уверены, что такая мотивация делает учеников более внимательными, они стараются запомнить больше информации, чтобы потом рассказать её.

5. Составьте вместе расписание , по которому будет жить ученик. Этот совет особенно полезен очень подвижным детям, которым сложно сконцентрироваться, а также медлительным детишкам. В расписании всё должно быть прописано максимально детально. Спустя какое-то время ребёнок втянется в установленный ритм и станет более дисциплинированным.

6. Мнение авторитетного для ребёнка человека может мотивировать учиться усерднее или изучить какой-то конкретный предмет глубже. Найдите такого человека! Пусть он расскажет интересную историю или наглядный пример из жизни, когда полученные знания помогли разрешить сложную ситуацию. Это поможет замотивировать ребёнка учиться лучше. Найдите автобиографии или истории успеха великих людей в тех областях, которые интересуют вашего ребёнка. После прочтения книги обсудите её. Что заинтересовало? Что помогло достичь успехов главному герою в профессиональной деятельности? Чем бы вы могли помочь ребёнку, добиться такого же успеха?

7. Покажите, что не только школа может быть источником знаний . Ходите вместе на выставки и в музеи, отправляйтесь в путешествие при любой возможности, посетите исторические места. Полученные в таких ситуациях знания лучше усваиваются.

8. Для старшего возраста стимулом может служить желание получить в будущем интересную профессию , продолжить обучение дальше в соответствии со своими интересами, поехать учиться в другую страну. Поэтому важно донести до подростка, что задания даются для того, чтобы уметь размышлять, выполнять похожие и совсем непохожие задачи, а не для того, чтобы ответить самому первому. Хорошо разбираясь в предмете, он умственно растёт и совершенствуется. Спросите школьника: «Чему ты научился, выполняя это задание? Что бы ты хотел спросить у М.В. Ломоносова или у Н.И. Лобачевского?» Сейчас наступает такое время, когда приходиться переучиваться несколько раз в течение жизни – так быстро меняются требования к профессиональной деятельности. Поэтому так важно, чтобы ребёнок ещё в школьные годы понял, что познание нового – это интересно, важно, это приносит удовольствие. С такой установкой никакие коллизии на рынке труда ему не страшны.

9. Обязательно давайте ребёнку возможность отдохнуть . Это напрямую связано с продуктивностью подготовки уроков и усвоения учебного материала. Подумайте, возможно, стоит уменьшить частоту посещения какой-то из секций?

10. Создавайте окружение . Помните, что на ребёнка большое влияние оказывает его окружение. Находите для ребёнка друзей по интересам. Если большинство знакомых школьника активны, хорошо учатся, то он будет стараться учиться не хуже – закон социальной психологии. Окружение должно стимулировать его к новым успехам.

11. Создайте такие условия, при которых ребёнку самому захочется учиться . Будет здорово, если вы расскажете ему о своих школьных годах, об успехах, о выступлении на олимпиадах и конкурсах, о весёлых мероприятиях и соревнованиях между классами. Вспомните свои любимые предметы, что особенно вам в них нравилось. Расскажите об одноклассниках, с кем сидели за партой, одним словом, формируйте у ребенка положительное отношение к школе. Устраивайте интеллектуальные игры, которые расширяют кругозор и желание познавать что-то новое. Придумывайте, как можно помочь сделать уроки в форме игры, выслушайте его предложения. Используйте различные цветные карточки, карандаши и фломастеры, магнитики, конструкторы и разные другие предметы, которые вызовут интерес у ребёнка и разнообразят скучные для него примеры по математике, тексты и правила по русскому языку. Так вы получите не только хорошие оценки, но и желание ребенка вновь приступить к такому занимательному занятию в следующий раз.

Процесс мотивации – это ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей и учителей. Это постоянное психологическое включение в жизнь ребёнка, в его интересы, его устремления. Проявляйте искреннюю заинтересованность в успехах ребёнка, будьте терпеливы и внимательны во время школьного этапа в жизни ещё пока маленького человека. Удачи вам, дорогие родители и учителя!

Как заинтересовать ребенка учебой?

Мотивация бывает внутренняя и внешняя — то есть, естественная («мне нравится», «меня увлекает») и действующая извне. Внутренняя мотивация присуща решительно всем детям: есть занятия, на которые ребенка не надо вдохновлять, он испытывает радость от познания и научения. В первый класс почти все дети приходят мотивированными, но постепенно угасают, теряют умение получать удовольствие от обучения. Тогда начинает действовать мотивация внешняя, «учиться чтобы. ». Внешняя мотивация всегда работает хуже внутренней, но зачастую позволяет доучиться в школе.

Самый невеселый вариант — когда у ребенка наблюдается амотивация, то есть он по факту ничего не хочет делать, внутренние мотивы угасли, а внешние побуждения и наказания на него не действуют.

Существует семь факторов мотивации. К факторам внутренней мотивации относятся:

Интерес. Нечто новое, умеренно непонятное, загадочное и увлекательное в зоне ближайшего развития.

Автономия. Это свобода учиться: ты сам решаешь, что должен кое-что освоить. Человек сам источник своей деятельности.

Достиженческая мотивация. Стремление к успеху, желание что-то сделать максимально хорошо, быть компетентным. Работает на самооценку ученика как способного и талантливого человека.

Позитивная взаимосвязь с другими людьми. Иными словами, признание, принятие ребенка социумом независимо от того, какой он ученик, хороший или плохой.

Смысл. Связь процесса обучения с дальними или близкими целями. То есть, ребенок осознает, что хочет учиться ради какого-то результата, ради пользы для себя.

Факторов внешней мотивации всего два, но нам всем они очень хорошо известны:

Вознаграждение. Это может быть и оценка, и похвала, и обещание, и конфета — в зависимости от того, что значимо для ребенка.

Избегание наказания. Самый слабый и малорезультативный фактор. Наказанием можно считать не только и не столько физическое: недовольство близких и отсутствие принятия также можно считать наказанием.

Проблема в том, что не все факторы внутренней мотивации могут быть реализованы в условиях классно-урочной системы обучения: отчасти ребенка могут поддерживать смысл и интерес, фактор компетентности срабатывает только для успешных учеников, с автономией и позитивными социальными связями дело обстоит совсем плохо.

Классно-урочная система известна еще с 17 века, она предусматривает сильную вертикаль: учитель над учениками, программа — над учителем. У этой системы есть много альтернатив, например, человекоцентрированный подход Карла Роджерса, известный с 1960-х годов. При этом подходе программа остается важной частью образовательного процесса, но при этом учитель создает для учеников образовательные возможности, предоставляет средства и помогает им наладить общение друг с другом.

Эксперимент с самоорганизующимся обучением. В 1965 году американская учительница начальных классов Барбара Шил столкнулась с проблемой: сложный класс, дети 11-12 лет, многие из неблагополучных семей, совершенно не хотят учиться. Когда классические методы воздействия не дали результатов, Шил попробовала изменить ситуацию и отдать детям инициативу. Ее эксперимент состоял из трех этапов:

Опыт свободы. Учительница предложила детям целый день делать в классе кто что хочет. Одни дети все равно стали учиться, другие хулиганили и мешали им, третьи тихонько занимались своими делами. Важно то, что всем им очень понравилось, как прошел день: они сами решали, что и как делать. При этом те ученики, которые выбрали учиться, сделали больше, чем обычно успевали в классе, так как работали в своем темпе.

Опыт самоорганизации. Шил предложила детям целую неделю самостоятельно планировать занятия, проверять свою работу, а учитель только предоставлял им средства обучения. Большинству стало легко, остальным было сложно и они просили вернуться к прежней системе. Учительница разделила класс на две группы: первые стали учиться сами, вторые — остались в директивной системе. Таким образом класс проучился весь оставшийся учебный год.

Итоги года. Все дети успешно освоили программу, большинство из них в конце концов пришли от директивной к самоуправляемой ситуации обучения. Дети стали лучше общаться, уважать друг друга, спокойнее относиться к ошибкам и стремиться к успеху. Правда, для самого учителя учебный процесс стал сложнее: приходилось постоянно действовать в ситуации неопределенности, часто возникала необходимость решать спонтанные задачи по организации уроков. Не всегда удавалось чувствовать себя уверенно.

В целом, эксперимент удался; успехи учеников окрылили учителя. Барбара Шил была готова продолжать вести класс в прежнем режиме, но вмешались административные проблемы. В результате Шил не смогла вести тот же класс, в итоге ушла из школы и стала преподавать в университете.

Что мешает нам пойти тем же путем? Во-первых, наша собственная инертность, страх перед сложностями, которые обязательно возникнут на начальном этапе, когда ученики будут неуправляемы и не слишком эффективны. Да и учить в директивной ситуации значительно проще. Во-вторых, для реализации подобного опыта нужно согласие всего педагогического состава, администрации и самое главное — родителей. Их тоже пугает неопределенность, риск и отсутствие жесткого контроля над процессом.

Правда, недирективное обучение по сей день реализовывается в знаменитой московской школе Тубельского — и все сообщество учителей, детей и родителей крайне довольно результатом.

Выученная беспомощность. Об этом явлении нужно сказать отдельно. Как показывает опыт, мотивация человека погибает, когда он оказывается в ситуации беспомощности. Что бы ты ни делал, тебя ждет неудача, и никакие твои усилия не приведут к результату. Единственное спасение — опыт успешной деятельности. Если раньше что-то получалось, неудачи не станут непосильной задачей.

У детей выученная беспомощность, в том числе и с учебой, связана с такими триггерами:

Опыт переживания неблагоприятных событий, стрессов, психотравм и потерь (разлука с родителями, депривация, девиантная семья и т.д.);

Опыт наблюдения беспомощных моделей (родители, близкие);

Опыт отсутствия самостоятельности в детстве.

Экспериментально доказана связь выученной беспомощности с неспособностью к обучению. У ребенка может возникнуть мотивационный дефицит — неготовность пробовать, действовать, вмешиваться; когнитивный дефицит — неспособность обучаться тому, что действие в аналогичных условиях может быть эффективным; эмоциональный дефицит — падение самооценки, подавленность и депрессия, связанные с бесплодностью собственных действий.

Признание собственной обучаемости. Очень важно, считает ли учащийся свои способности неизменными или изменяемыми. Другими словами, может ли он открыть в себе новые способности и научиться тому, к чему раньше как будто не имел способностей? Если мы думаем, что наши способности неизменны, то, в зависимости от самооценки, ребенок будет выбирать либо слишком простые задачи, либо слишком сложные. Обучение новому в такой ситуации приносится в жертву их желанию казаться успешными или избегать неудач. Но если мы признаем, что наши способности изменяемы, то самооценка не будет играть значительной роли, мы будем выбирать задания для научения, а не только для решения. Именно с таким подходом можно добиться максимальных успехов в обучении.


Как заинтересовать ребенка учебой

Многие надеются, что в школе дети будут легко воспринимать информацию, усваивать новый материал и получать за это хорошие отметки. Но зачастую учительнице требуется помощь и поддержка родителей в вопросе учебы. Ведь очень часто при отсутствии мотивации и поддержки близких, ребенок теряет интерес к получению знаний.

В статье вы найдете информацию о том, как заинтересовать ребенка учебой. Возможно, некоторые методы мотивации помогут вашему чаду снова обрести желание учиться.

Как заинтересовать ребенка учебой

2. Объясните, что школа – не только уроки и усвоение новых знаний. Это также общения с друзьями, веселые перемены, шутки, школьные экскурсии, походы в музеи и многое другое. Более подробно https://olk.kiev.ua/vse-ekskursii/ekskursii-po-kievu/ekskursii-dlia-shkolnikov/

Постоянные укоры по поводу неудовлетворительных оценок часто приводят к неуверенности и лжи со стороны детей. Они попросту бояться, снова не угодить родным.

9. Объясните, что важны не оценки и похвала учителя, а именно успехи в усвоении и понимании знаний. Интересуйтесь пройденными темами, о том, что интересного почерпнул и узнал ребенок сегодня в школе, возможно, что-то было не понятно и стоит доработать, разобрать это дома. Учите детей работать не на отметки в дневнике, а именно на результат.

10. Очень часто дети стараются ровняться именно на родителей. Поделитесь с ребенком своими достижениями в школьные годы. Если сохранились тетрадки, записи, фотографии, табеля с оценками или грамоты, медали, обязательно покажите их. Расскажите о своих любимых и нелюбимых уроках, учителях, поведайте свои веселые школьные истории.

11. Бывает, что дети теряют интерес к учебе из-за того, что родители делают домашнее задание вместо них. Им не нужно думать и напрягаться. Поэтому помогайте, когда вас просят или когда видите, что ребенок не может справиться сам. Задавайте наводящие вопросы, подсказывайте, стимулируйте его думать и решать поставленные задачи самостоятельно.

Оцените статью
Добавить комментарий