Как выучить ноты

Как быстро выучить ноты детям?

Для многих людей, решивших заняться музыкой, процесс запоминания нот и их названий вызывает определённые трудности. Ведь мало выучить знакомые всем «до, ре, ми, фа, соль, ля, си» — необходимо изучить расположение нот на фортепиано и нотном стане, научиться писать их в разных ключах (скрипичный, басовый, альтовый). Именно поэтому лучше обратиться к опытным преподавателям музыки.

Способы изучения

Существует несколько методов, направленных на запоминание названий звуков. К ним относятся:

  1. Самостоятельное разучивание с помощью наших обучающих статей и проигрывание простых песенок. При таком способе вы вряд ли сможете выучить ноты за 15 минут, однако, и не будете зависеть от редких занятий с преподавателем и его объяснений.
  2. Обучение в музыкальной школе представляет собой углублённый разбор темы. Помимо запоминания названий, дети записывают гаммы и трезвучия в тетради, подписывая каждый звук, учатся читать с листа, а в начальных классах вместе с педагогом проходят тему «Как расположены ноты на пианино?» Практически все учащиеся в первые годы обучения делают себе клавиатуры из картона с записанными названиями нот – такая небольшая хитрость помогает детям, которые не знают, как быстро выучить сольфеджио.

Более продвинутым ученикам можно посоветовать одно упражнение, для выполнения которого потребуются записи простеньких песен и фортепиано. Необходимо, пусть даже в медленном темпе, наигрывать мелодию, стараясь как можно меньше смотреть на клавиатуру. Таким образом будут не только запоминаться названия и звучание нот, но и вырабатываться стойкая мышечная память, которая поможет быстрее ориентироваться при разборе нового музыкального материала на инструменте.

У нас вы можете найти ноты самых популярных детских песен. Помимо нот, разборы песен содержат удобные схемы игры для самых маленьких детей. Ознакомиться с разделом вы можете здесь.

Приведем пример схем игры на пианино для запоминания нот


Полезные советы

Для того чтобы выучить ноты, необходимо запомнить не только их название, но и звучание. Так, вы сможете хорошо ориентироваться на фортепианной клавиатуре, при чтении музыкального произведения с листа, а также сможете улучшить свои слуховые данные. При изучении новых музыкальных произведений или гамм следует пропевать слоговое обозначение всех нот со знаками, к примеру, «ля, си, до-диез, ре, ми, фа-диез, соль-диез, ля». Если вы учите ноты на примере какой-либо тональности, то необходимо запоминать их расположение на нотном стане, обращать внимание на то, где пишутся ключевые знаки. Будет нелишним и записывать весь новый нотный материал в тетрадях в нескольких ключах, указывая название каждой ноты.

Обратите внимание! Только систематические занятия помогут вам уверенно ориентироваться в любом музыкальном произведении, а также во время исполнения пьес на инструменте.

Помните, как и все новое, первые музыкальные занятия могут вызвать у ребенка серьезный интерес. Юные музыканты с интересом воспринимают и сами инструменты. Но, столкнувшись с первыми трудностями, ребенок может полностью утратить желание заниматься дальше. Потому родители должны сделать все, чтобы необходимую информацию ребенок усваивал качественно, и в то же время легко. Основа всей музыкальной науки – знание нот. Родителям нужно понимать, как выучить ноты с ребенком, и как упростить для него эту задачу.

Основные проблемы в изучении нот

Даже дети, которые посещают музыкальную школу, могут столкнуться с проблемами в изучении нотной грамоты. Так, уроки сольфеджио предполагают обучение с первой октавы, а обучение игре на гитаре – со второй. Дети же могут различать ноты первой и второй октавы как нечто совершенно разное, и тогда в их сознании цельная система нотной грамоты просто не складывается. Такая проблема чаще всего касается детей младшего возраста.

Естественно, проблемы возникают у тех, кто музыкальную школу не посещает. С учениками постарше все просто: им можно быстро и просто объяснить основы теории, а вот в случае с малышами на педагога возлагается слишком большая нагрузка. Как же помочь детям выучить ноты? Лучше делать это в несколько этапов.

Разница между верхом и низом

Первое, что стоит сделать – научить малыша понимать разницу между верхом и низом. Различать он должен и на листе тоже – тогда он сможет понять, как движется гамма, и как звуки соотносятся по высоте. Самый простой пример – птички, которые поют “тонкими голосами” и высоко летают, соответственно, “тонкие звуки” – высокие. Такой же пример нужно придумать для низких звуков – с помощью ассоциации дети понимают их очень хорошо. Если малыш не различает понятия высоких и тихих звуков, нужно объяснить, что произноситься тихо могут и высокие, и низкие звуки. Произнесите для него высокие и низкие звуки, чтобы он услышал их и понял еще лучше.

Азы деления

Чтобы научить ребенка нотам, дайте ему понять, что такое дробь. Так, ему нужно знать о том, что предмет может быть разделен на половины, четверти. Продемонстрируйте это наглядно, к примеру, на яблоке. Объясните, что аналогичным методом разделяется протяженность звука. Нажав клавишу на пианино, попросите малыша посчитать до четырех. Попросите малыша посчитать еще раз, а ноту в это время нажмите дважды (на раз-два и на три-четыре). Аналогичным образом можно объяснить четвертые и восьмые части.

Знакомство с размерами

Малыша нужно познакомить с размерами, объяснив ему значение цифр, которые можно увидеть в начале строки нот. Нижнее число представляет собой доли, на которые делится целая нота. Вверху видно, сколько нужно таких долей. Пусть малыш потренируется на яблоке. Хорошо, если, начиная учить музыку, ребенок уже знаком с цифрами и хоть немного может считать.

Изучение с лесенкой

Используйте кубики для создания лесенки, где каждая ступенька будет выше предыдущей на высоту одного кубика. Можно взять мелкую игрушку, которая будет ходить по этой лесенке. На кубиках сделайте наклейки, изображающие ноты. Пусть малыш проведет игрушку через все ступеньки, а вы одновременно будете играть гамму с ноты «до». Потом пусть ребенок двигается уже не по всем ступенькам, а через одну, две и так далее, а вы будете играть соответствующие звуки. Так кроме нот ребенок поймет еще и основы интервалов.

Пусть малыш представит нотный стан как эту самую лесенку, а ноты – как ступеньки. Только располагаются они не на кубиках, а на линиях и между линиями. Также можно сделать рисунок большого нотоносца на стене, на котором будут такие же ступеньки, какими они были и при игре с кубиками. Закреплять ноты можно, поднимаясь или спускаясь по обычным лестницам. Если малыш уже понял ноты, воспроизвести их таким необычным способом для него не будет проблемой. Вообще чем креативнее будет ваш подход к обучению малыша, тем лучше. Для названий можно использовать задорные стишки, рифмы которых дадут возможность запомнить ноты весело и быстро.

Помочь выучить ноты поможет наш портал. В разделе музыкального развития Вы найдете множество уроков и статей, которые в игровой форме весело и доступно доносят до малыша азы нотной грамоты. Красочное оформление и оригинальный подход станет для малышей дополнительным бонусом – ребенок усвоит необходимую информацию незаметно для себя самого.

Как выучить ноты с ребенком?

Если вы хотите выучить ноты самостоятельно или позаниматься этим со своим ребёнком, то, прежде всего, вы должны получить представление о том, что же такое собственно ноты. Дело в том, что ноты – это записанные звуки. Точно так же как в речи, буквы – это записанные звуки. И потому и в языке и в музыке сначала нужно хотя бы немного познакомиться именно со звуками, и только потом с их начертаниями.

В данном мини-руководстве предлагается способ выучить ноты в несколько последовательных этапов. Руководство подходит как для обучения детей, так и для самостоятельного обучения нотной грамоте взрослых.

0 этап – получение базовых представлений о высоких и низких музыкальных звуках

Музыка – это искусство, а каждое из искусств говорит на своём собственном языке. Так, языком живописи являются краски и линии, языком поэзии – слова, ритмы и рифмы, для танца важны движения, красивые позы и мимика. Язык музыки – это музыкальный звук. Так вот, повторим еще раз, что только записанный на бумаге музыкальный звук и называют нотой.

Музыкальных звуков существует очень много, они разные – высокие и низкие. Если выстроить все звуки подряд начиная с низких звуков и до самых высоких, то получится музыкальный звукоряд. В таком звукоряде все звуки выстроились словно «по росту»: низкие – это большие, рослые нотки, как медвежата, а высокие – маленькие, как птички и комарики.

Так вот, звукоряд может быть большим по составу – звуков в нем просто море. Например, на клавиатуре фортепиано можно взять и сыграть аж целых 88 звуков. Причем, если мы играем на фортепиано подряд, то нам кажется, будто бы мы поднимаемся по ступенькам музыкальной лестницы. Попробуйте и послушайте сами! Слышите? Это очень ценное ощущение!

Читайте также:  Как исправить оценки в дневнике

Совет! Если у вас в доме инструмента фортепиано или какого-либо его аналога (синтезатора) не имеется, то разыщите для себя виртуальную клавиатуру или установите приложение «Пианино» на свой телефон.

1 этап – проговаривание названий нот вслух

Итак, в звукоряде много всяких звуков, но есть 7 главных – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Эти названия вы давно уже знаете, ведь так? Эти 7 звуков постоянно повторяются, только на новой высоте. И каждое такое повторение называется октавой.

Звукоряд, разделенный на октавы, в которых постоянно повторяются 7 звуков, напоминает по своему устройству многоэтажный дом. Каждая новая октава – это новый этаж, а семь основных звуков – это музыкальная лестница с одного этажа на следующий.

Рекомендуем! Если вы занимаетесь с ребёнком, заведите альбом – обычный альбом для рисования или даже просто папку для рисунков.

Обязательно проделайте упражнение такого толка. Нарисуйте на листе многоэтажный дом, внутри – лесенки по семь ступенек. А теперь, включите фантазию и придумайте для ребенка какую-нибудь историю – например, про пионера Васю, который решил помочь котенку, забравшемуся на чердак. Ваша цель – несколько раз подняться и спуститься подряд по музыкальной лестнице.

Дело в том, что ряд «до-ре-ми-фа-соль-ля-си», как правило, без труда проговаривают все дети, а вот в обратную сторону «си-ля-соль-фа-ми-ре-до» – совсем немногие. Данное упражнение это дело легко поправит, а поправить – очень важно!

Для той же цели можно использовать и известные всем «считалочки»:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си –
Кошка села на такси!
Си, ля, соль, фа, ми, ре, до –
Кошка села на метро!

2 этап – лесенка на фортепиано

Теперь нужно снова обратиться к фортепиано, важно установить слуховые ассоциации. Упражнение с лесенками нужно проделать за фортепиано, с настоящими звуками. Заодно попутно запоминается расположение нот на клавиатуре фортепиано.

Каково же это расположение? На фортепиано есть белые и черные клавиши. Все белые идут подряд без каких-либо особенностей в своем порядке. А вот черные идут маленькими группами – то две клавиши, то три, то две, то снова три и т.д. Ориентироваться на клавиатуре пианино нужно по черным клавишам – там, где две черных клавиши, слева от них, внизу «под горой» всегда находится нота ДО.

Дальше можно попросить ребенка (а взрослому – попросить себя) найти все нотки ДО на клавиатуре, причем важно не перепутать их с клавишами ФА, которые будут встречаться в начале групп из трех черных клавиш. Затем от нотки ДО, можно выстроить ряд всех остальных звуков и играть этот ряд вдоль и поперек. Более подробно о расположении нот и октав на фортепиано можно прочитать ЗДЕСЬ.

3 этап – запись нот на нотном стане

Для записи букв и цифр есть специальные тетрадочки – в клетку или в линейку, наверняка ваш ребенок об этом уже знает! Объясните ему, что для записи нот тоже есть специальная бумага – с нотными станами.

Обратите внимание, что нет нужды сразу учить ребенка запоминать ноты на нотном стане, сначала нужно просто потренироваться в написании нот. Нотный стан состоит из пяти линеек, ноты можно писать:

А) на линейках, насаживая их как бусинки на ниточку;

Б) в промежутках между линейками, над и под ними;

В) подряд – на линейках и между ними без пропусков;

Г) на добавочных маленьких линеечках и между ними.

Все эти способы написания нот нужно обязательно попробовать и ребенку, и взрослому. Никакие скрипичные и басовые ключи на этом этапе не нужны. Правда следует объяснить самый главный принцип – высокие ноты располагаются выше, чем низкие (тот же принцип лесенки).

4 этап – изучение скрипичного ключа и расположения нот на нотоносце

На этом этапе занятий музыкальной грамотой с ребенком можно вводить скрипичный ключ. Сначала можно просто порисовать скрипичный ключ. Попутно нужно объяснить, что по-другому скрипичный ключ также называют КЛЮЧОМ СОЛЬ, так как он привязан ко второй линейке, то есть к той же линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы.

Есть два способа рисования скрипичного ключа:

  1. начинать со второй линейки и заканчивать крючком;
  2. начинать снизу, с крючка и заканчивать на второй линейке.

Оба этих способа можно показать ребёнку, попробовать порисовать на бумаге и в воздухе, а затем уже оставить какой-то один, наиболее удобный способ.

Следующий шаг – это изучение нот на нотном стане, начинать нужно с ноты СОЛЬ, которая пишется на второй линейке. А затем следует снова обратиться к музыкальной лесенке и выяснить, какие нотки соседствуют с СОЛЬ, какие располагаются выше ее и ниже. Эти же ноты (ФА и ЛЯ) будут соседями СОЛЬ и на нотном стане.

Дальнейшее изучение нот можно построить по такому сценарию:

  1. Назвать и записать пять нот, которые встретятся нам, если мы будем подниматься по музыкальной лесенке вверх от СОЛЬ (это СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ). ДО и РЕ в данном случае – это уже ноты второй октавы, возможность перехода в следующую октаву ребенку нужно объяснить.
  2. Назвать и записать пять нот, которые встретятся, если спускаться по музыкальной лесенке вниз от СОЛЬ (СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО). Здесь следует обратить внимание ребенка на ноту ДО, которой не хватило места на нотном стане, и потому она пишется на добавочной линейке. Ребенок должен запомнить ноту ДО как необычную ноту и впоследствии сразу ее распознавать.

  1. Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся на линейках (ДО, МИ, СОЛЬ и СИ). «До, ми, соль, си – на линеечках сидят» – есть такая попевка-считалочка.
  2. Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся между линейками (РЕ, ФА, ЛЯ, ДО).

Таким же образом постепенно (только не в тот же день и не за один раз) можно освоить ноты второй октавы. Слишком сильно торопиться и напрягать ребенка нотной грамотой не стоит, чтобы не пропал интерес.

5 этап – работа с «музыкальной азбукой»

Что представляет собой детский букварь? Изображение букв и предметов, названия которых с этих букв начинаются. Если освоение нотной грамоты идёт тяжело (например, если возрастом ребенок еще совсем малыш), то имеет смысл на некоторое время отвлечься и разбавить серьезность занятий красивыми наглядными материалами.

Музыкальную азбуку вы можете изготовить вместе с ребенком. Каждой ноте можно посвятить отдельный листок альбома – на нем нужно красиво написать название ноты, ее положение на нотном стане рядом со скрипичным ключом, а затем дополнить эту основу чем-нибудь интересным – стихами, словами, которые начинаются с названий нот, рисунками. При необходимости музыкальную азбуку можно использовать и на более ранних этапах обучения.

Пример карточки для музыкальной азбуки:

Скачать готовую музыкальную азбуку: СКАЧАТЬ

6 этап – развитие навыка чтения нот

Тренировкой навыка чтения нот на начальном этапе освоения нотной грамоты нужно заниматься регулярно. Методы работы здесь могут быть разные – обыкновенное прочитывание нотного текста с названием всех нот по порядку, переписывание нот в нотную тетрадь, подписывание всех нот в уже перенесенной в тетрадь мелодии.

Примеры для чтения можно найти в любом учебнике по сольфеджио. Как правило, примеры в учебниках сольфеджио (отрывки различных мелодий) небольшие по объёму (1-2 строчки), это очень удобно. Во-первых, ребенок не утомляется при занятии и может довести работу до конца. Во-вторых, на проработку одного-двух номеров уходит совсем немного времени, именно это позволяет обращаться к данному виду деятельности два-три раза за один день.

Примеры для чтения нот

7 этап – закрепление знаний

Одним из способов закрепления выученных нот могут стать разнообразные письменные и творческие задания. Хорошая подборка увлекательных заданий для разучивания и запоминания нот первой и второй октавы содержится в рабочей тетради по сольфеджио для 1 класса Г. Калининой. Рекомендуем вам приобрести эту тетрадочку и пользоваться ей в будущем, так как с помощью этого пособия в живой и увлекательной форме (ребусы, загадки и т.д.) можно проработать многие важные вещи.

Подборка заданий из рабочей тетради Г. КалининойСКАЧАТЬ

Тот, кто не поленился и проработал все этапы, обернитесь назад к прошлому. Теперь вы можете увидеть плоды своей работы. Получилось ли научить нотам своего ребенка? Трудно ли это было? Думаем, что это было увлекательно и интересно. Пожалуйста, поделитесь своим опытом в комментариях!

Нотная грамота для “чайников” ч.1

Здесь я опишу простой способ выучить нотную грамоту.

Начнем с ноты «СИ», и от нее в дальнейшем будем отталкиваться.

Итак, нота «СИ» находится по СИридине, я думаю, это будет несложно запомнить. (Да, да, наши великие грамотеи, я в курсе, что правильно писать сЕрЕдина.

Все, что ниже нее, это первая октава. Все, что выше – вторая.

В данном посте рассмотрим первую октаву.

. Там, где у скрипичного ключа находится перекрестие (как в снайперском прицеле), на этой же планке находится и нота «СОЛЬ».

Давайте представим струны на гитаре.Самая тонкая струна это нота “МИ”. Если представить себе что палочки на нотном стане это струны, то там, где находится самая тонкая струна, там и будет располагаться нота «МИ».

Читайте также:  Как проверить валидность

Давайте вспомним, как звучит эта нота. По сравнению с другими, это самый «жирный» и «тяжелый» звук. У меня он ассоциируется с пухлым вратарем на воротах. Пока дети поменьше и поактивней бегают по полю, вратарь стоит отдельно от основной команды. Так же и на нотном стане нота «ДО» «стоит на воротах».

Оставшиеся три ноты «РЕ», «ФА», «ЛЯ», запоминать необязательно. Они находятся между известными нам нотами и их легко вычислить.

Надеюсь было полезно. Если заинтересует, распишу вторую октаву

Как выучить ноты на гитаре и фортепиано?

Как быстро выучить ноты

Волшебного способа выучить ноты за короткий срок не существует, а главное, на что вам нужно при этом полагаться — собственная отдача делу и усердная практика. Но если вы определите для себя, что именно вам нужно выучить, с чего начать в первую очередь, это существенно облегчит вам задачу.

Если вы хотите быстрее выучить ноты, не поскупитесь и приобретите нотную тетрадь или даже специальную тетрадь для сольфеджио с готовыми упражнениями – она пригодится вам для тренировки и отработки полученных знаний.

Сначала ознакомьтесь с нотным станом. Он представляет собой пять нотных линеек, расположенных горизонтально и параллельно друг к другу. Нотный стан еще называют нотоносцем. Ноты рисуют как прямо на линейках, так и между ними. Они могут выходить за границы, предусмотренные нотным станом, и тогда их рисуют на добавочных линейках.

Существует семь основных нот (с латинскими обозначениями):

Сначала рассмотрим расположение нот по порядку в первой октаве. Если вы уже запомнили последовательность «до-ре-ми-фа-соль-ля-си», то запомнить такую же последовательность на нотном стане не должно стать проблемой.

Нота «до» первой октавы располагается на добавочной линеечке нотного стана. Следующая — «ре» — висит под первой нотной линией, а «ми» — прямо на первой, пересекая ее. Дальше идет «фа» — между первой и второй линиями, «соль» — на второй, «ля» — между второй и третьей, «си» – на третьей линейке. То есть, каждая нота последовательности поднимается на пол-линеечки выше.

Со второй октавы нотная последовательность повторяется, поднимаясь за третью линейку. Так, «до» будет стоять между третьей и четвертой линейками, «ре» второй октавы располагается прямо на четвертой нотной линии, и т. д. Для «ля» и «си» потребуются уже добавочные линии.

Музыкальные ключи

Рассмотренное нами выше нотное расположение справедливо для записи в скрипичном ключе – самом распространенном в нотной записи. Даже далекий от занятий музыкой человек знаком с этим изображением и знает, что это музыкальный знак, однако вряд ли понимает, за что именно он отвечает.

На самом деле музыкальный ключ определяет звуковысотное положение нот на нотном стане. В частности, скрипичный ключ еще называют ключом «соль», так как он определяет положение ноты «соль» первой октавы – на второй нотной линии, от которой зависит расположение и других нот.

Часто используют басовый ключ, или ключ «фа», который определяет, где находится нота «фа» в малой октаве – на четвертой нотной линии. Это значит, что если нотный стан начинается с басового ключа, то нотные знаки будут располагаться на линейках совсем в другом порядке, который надо выучить отдельно. Их удобнее представлять в нисходящей последовательности: «до-си-ля-соль-фа-ми-ре».

Очень редко, но еще в нотной записи встречаются альтовый и теноровый ключи, или ключи «до», которые определяют положение ноты «до» на третьей нотной линии и «до» на четвертой нотной линии соответственно.

Чтобы хорошенько запомнить расположение каждой ноты на нотном стане в разных октавах и отдельно от других, вам понадобится немало практиковаться. Заучите, какие ноты располагаются именно на линиях, а какие между ними. Например, для записи в скрипичном ключе: на первой линейке находится «ми» первой октавы, на второй – «соль» первой октавы и т. д.

Как выучить ноты на гитаре

Если вы учитесь играть на гитаре, то вам заодно нужно выучить, как находить на грифе ноты. Они определяются благодаря гитарным струнам и ладам. В этом деле вам также помогут видеоуроки игры на гитаре.

Струны обычной шестиструнной гитары носят названия нот, которые они выдают в открытой позиции (если сыграть на струне, не прижимая ее к ладу). Сверху вниз, от самой тонкой струны к самой толстой, они обозначают:

  1. «ми» — E (первой октавы)
  2. «си» — B (малой октавы)
  3. «соль» — G (малой октавы)
  4. «ре» — D (малой октавы)
  5. «ля» — A (большой октавы)
  6. «ми» — E (большой октавы)

Каждый лад обозначает повышение ноты на полтона, то есть если струну зажимать на разных ладах, то она будет давать разные ноты. При этом, чем ближе лад расположен к корпусу гитары, тем выше будет нота.

Например, если мы дернем третью струну, не зажимая, это будет нота «соль»; дернем эту же струну, зажав ее на первом ладу, получим ноту «соль#», поскольку она выше на полтона, чем предыдущая; зажмем струну на втором ладу — получим ноту «ля», и т. д.

Чтобы выучить ноты на гитаре, можно воспользоваться этой подробной диаграммой грифа:

А выучив полностью хроматическую гамму до-мажор (это и есть восхождение звуков по полутонам, о которых мы говорили выше) и поняв ее принцип, можно также научиться определять ноты на гитаре. Ее представляют следующим образом:

C – C# – D – D# – E – F – F# – G – G# – A – A# – B – C,
или
До – До# – Ре – Ре# – Ми – Фа – Фа# – Соль – Соль# – Ля – Ля# – Си – До

Выучив все азы, можно скачать аккорды для гитары популярных песен и продолжать тренировать свой талант!

Как выучить ноты на фортепиано

Узнать, как выучить ноты на фортепиано и подобных клавишных инструментах, пожалуй, еще проще, чем на гитаре. В этом вам помогут хотя бы даже многочисленные схемы расположения нот, имеющиеся в Интернете, например, вот эта:

Последовательность нот на клавиатуре фортепиано – это «до-ре-ми-фа-соль-ля-си», циклично повторяющаяся с каждой новой октавой. Семь полных (большая, малая, первая, вторая, третья и контроктава) и две неполных (субконтроктава и пятая) – именно из такого количества октав состоит клавиатура фортепиано.

Если вы найдете на фортепиано две отдельно стоящие клавиши черного цвета, то самая крайняя левая от них и будет нотой «до». Отсчитав слева направо по белым клавишам семь нот, вы обнаружите, что перешли на точно такую же клавишу, стоящую слева от пары черных, но звучащую уже в другой, более высокой тональности. Это значит, что вы прошли октаву – интервал в музыке, расстояние от одной ноты до другой такой же.

За основные ноты отвечают белые клавиши, а вот черные в ответе за полутона, а именно – повышение и понижение ноты на полтона.

Возьмем, к примеру, ноту «ре», располагающуюся среди двух черных клавиш, одна из которых с правой стороны обозначает повышение – ре-диез (D#), а черная клавиша слева – понижение, ре-бемоль (Rb), в то время как она является также и до-диезом для соседней белой клавиши «до» (C#).

Как видите, нет ничего сложного в том, как выучить ноты на пианино. Практикуясь в игре и воспроизведении нот как можно чаще, вы сможете запомнить все ноты наизусть, не обращаясь к подсказкам. После этого можно продолжать обучение игре на фортепиано, приступив к изучению музыкальных аккордов.

А в этом видео можно узнать еще больше об основах нотной записи для начинающих:

Как читать ноты (Урок 2)

На прошлом уроке нашего Самоучителя мы научились ориентироваться на фортепианной клавиатуре, познакомились с понятиями: интервал, тон, полутон, гармония, тональность, гамма.

Однако если вы собираетесь серьёзно заниматься игрой на фортепиано, то вам необходимо уметь читать ноты. Согласитесь, что если вы, к примеру, свободно разговариваете на иностранном языке, но не умеете читать или писать на нём, то ценность ваших знаний будет значительно более малой. Да, не буду вам врать – это не самые простые в освоении знания, и сначала вам придется тратить какое-то время, чтобы понять, какая нота на какой линии что обозначает, придётся осваивать местный аналог пунктуации: знаки пауз, длительности и тому подобное. Но, опять же, результат не заставит себя ждать.

В итоге вы сможете свободно разбираться в нотной грамоте и впоследствии, просто положив перед собой ноты, вы будете читать их, как книгу на русском языке, и так же спокойно будете мгновенно воспроизводить на инструменте музыкальные произведения любой сложности. А с фортепиано без них будет действительно сложно. У гитаристов есть палочка-выручалочка, так называемые табулатуры, где наглядно показывается, какой лад и на какой струне нужно зажать, чтобы воспроизвести тот или иной звук, но, если честно, это достаточно примитивная система, и профессиональные гитаристы, да и вообще любые музыканты пользуются нотами.

Посмотрите внимательно на картинку ниже, на ней показано все настолько наглядно, насколько это только возможно. Первое, что вы увидите, – клавиатуру пианино и надписи над ней.

Октава – это разделённый на равные части звукоряд, одна октава начинается с ноты До и заканчивается также нотой Си, следующая после Си нота До будет относиться уже к следующей октаве.

Читайте также:  Как избавиться от запаха пота на одежде

Ниже вы видите скрипичный ключ – пока вы в основном будете работать с ним. Иначе он зовётся ключом Соль – нота, изображенная рядом с ним, как раз, как не трудно догадаться, Соль, важный нюанс – это соль первой октавы. Это самый распространённый из всех видов ключей, используется для высоких нот, подходит также не для каждого инструмента. На пианино записанные в этом ключе ноты вы будете играть, в основном, правой рукой. Помимо пианино в этом ключе пишутся ноты для скрипки (откуда и название), для большинства духовых, для гитар и вообще для инструментов, воспроизводящих ноты с малой октавы и выше.

Второй используемый для фортепиано ключ – басовый,или ключ Фа (нота расположена рядом с ним). Он применяется реже, чем скрипичный, и на первых порах вы не будете его активно применять, однако впоследствии, с усложнением партий, вам придется играть басовые линии, которые будут располагаться ниже малой октавы (субконтроктава → контроктава → большая октава → малая октава).

Бас – низкий звук, поэтому ключ используется инструментами с низким по высоте звучанием, такими, как бас-гитара, контрабас, фагот.

Важно: отличия в данном случае не просто косметические – на нотном стане ноты в басовом ключе будут писаться и располагаться по-другому, придётся запоминать их отдельно, но коснёмся басового ключа мы позже.

Одна из важнейших особенностей нот заключается в том, что они изображают не только то, какая нота играется, но и то, какая у неё длительность. Все ноты, что вы видите выше, являются целыми, то есть они идут на протяжении всего такта.

Такт – отрезок в произведении между двумя тактовыми чертами, расставляемыми перед так называемыми сильными долями в музыке.

Так изображается тактовая черта в середине произведения:

А так изображается последняя тактовая черта, на котором произведение завершается:

Сильная доля – кульминационный момент в отдельно взятом такте, он выделяется тем, что нота более громко сыграна, самое главное в ней то, что музыкант её подчеркивает и слушатель, пусть даже неосознанно, поймет, где завершился отрывок. Вы ведь ловили себя на том, что во время прослушивания музыки непроизвольно отстукиваете ритм ногой, тихо похлопываете по столу ладонью, киваете в такт музыке головой. Каждый ваш кивок или удар ногой – это и есть доля в такте (если вы, конечно, не страдаете аритмией, а я в этом сомневаюсь).

Касаемо длительностей нот – их изображение будет гораздо проще запомнить, чем информацию, которую вы уже успели получить.

Продолжать можно при желании ещё очень долго. Сейчас вы имеете поверхностное представление о том, как выглядят ноты с разными длительностями, сейчас попробуйте вникнуть в самую суть…

Названия длительностей, как вы видите, являются самой большой подсказкой. Весь круг, нарисованный выше – это целая нота, она звучит на протяжении всего такта. Половинная нота, соответственно, в два раза меньше.

Четвертые = ½ половинной = ¼ целой

Восьмая = ½ четверти = ¼ половинной = 1/8 целой

Соответственно в такте может поместиться ровно столько нот, сколько может поместиться в этом круге: в нём не может быть, к примеру, двух половинных и одной восьмой, не может быть пяти четвёртых. Сумма не может превышать единицы, то есть целой ноты. Все остальное будет уже ограничиваться только вашей фантазией:

Целая = Половинная + Восьмая + Восьмая + Восьмая + Восьмая

Целая = Четвёртая + Восьмая + Половинная + Восьмая…

Как я уже писал, длительности не будут ограничиваться восьмыми или шестнадцатыми. 32е, 64е, даже 128е и далее (хотя это уже, скорее, из области фантастики).

Думаю, что вы уловили смысл.…

Внутри каждого такта может располагаться определенное число ритмических долей.

Такты – это как вагоны поезда, в которые может поместиться только определенное количество пассажиров, например 4 взрослых или 8 детей (размер 4/4). То какое их количество может поместиться в такте указывает размер.

Итак, у нас остался один завершающий штрих – размер такта.

Ещё раз взгляните на схему выше. Если бы не было больше никаких факторов, влияющих на создание музыки, то мы жили бы в мире, где сильная доля всегда была бы одинаковой во всех песнях, в мире, где не было бы танцевальной музыки, и вообще ритмика бы очень сильно обеднела.

Цифры, которые записываются после ключа, обозначают, каков размер такта, то есть как часто и в какой позиции вы будете слышать сильную долю.

Верхняя цифра размера – означает сколько в такте долей, а нижняя – какие они по длительности.

Параметры нижней цифры:

  • 1 – целая
  • 2 – половинная
  • 4 – четвертная
  • 8 – восьмая
  • 16 – шестнадцатая
  • 32 – тридцать вторая и т.д.

4/4 – это наиболее часто встречающийся размер, он принят эталонным. Когда я говорил о длительностях нот, то речь шла именно о размере 4/4х. Эти цифры означают, что в такте 4 доли и по длительности они четвертные.

Но помимо него есть и другие, причем достаточно нестандартные. Но пока не буду сильно вас перегружать, на первое время (а оно будет достаточно долгим) вам хватит этих трёх:

Чтобы было проще понять, то вот, к примеру, как выглядит в диаграмме такт в 2/4:

Как видите, весь такт является ½ от 4/4 и, соответственно, он в 2 раза меньше целой ноты, т.е. максимальным размером в ней будет половинная:

2/4 = 1 половинная = 2 четвертых = 4 восьмых

Сильной долей будет считаться каждый 2-й удар.

В ¾ все будет чуть-чуть сложнее:

¾ = 1 половинная + 1 четвертая = 3 четвёртых = 6 восьмых

Между прочим, в этом размере играется вальс! Но это не более, чем к вопросу о танцевальной музыке. Те, кто занимались танцами, меня поймут, да и вообще многие, думаю, не раз слышали эту, уже ставшую стереотипной, фразу: «Раз, два, три! Раз, два, три!». Да-да, это и есть ¾.

Но такой счет можно встретить и в размере 3/8, и здесь мы будем считать не четвертными, а восьмыми. Потому что верхняя цифра говорит нам о том, что в такте 3 доли, а нижняя, что по длительности они не четвертные, а восьмые.

Партия не всегда должна заполнять такт целиком и полностью, иногда должны появляться и пустые места, паузы, если быть точным. Для их обозначения также существуют специальные знаки, которые, никуда не деться, но придётся запомнить. Запомните также, что если рядом с нотой стоит жирная точка, то это означает, что длительность продлена наполовину!

Надеюсь, вы еще помните первый урок, где я рассказывал, как играются гаммы.

Мы разбирали До мажор (C dur), Фа мажор (F dur), Соль мажор (G dur). Теперь, получив новые знания, давайте посмотрим, как будут выглядеть эти гаммы (обойдёмся только без До мажора – там и так всё очевидно).

Фа мажор (F dur)

Соль мажор (G dur)

Бемолями и диезами обозначены те ноты, которые вы будете играть на чёрных клавишах…. Впрочем, вы и так должны всё знать, вы ведь играли гаммы? Ведь играли же, правда? Учтите, я в вас верю!

Давайте подведём итог и посмотрим, что вы смогли усвоить:

Это простейшая песенка из детского сада: «Каравай-каравай, кого хочешь, выбирай!».

Включим дедукцию:

  1. В самом начале песни всегда ставится ключ, в данном случае, это – скрипичный ключ.
  2. После ключа стоят 2 диеза. Знаки альтерации показывают, в какой тональности играется произведение. В данном случае диезы на нотоносце стоят на линейках До второй октавы и Фа второй октавы. Из этого делаем вывод, что песня играется в тональности Ре мажор (вам простительно пока этого не знать, эту гамму на уроках я пока не затрагивал).
  3. 2/4 – вы видите размер такта, на который вы должны ориентироваться и не превышать его пределов. Каждая сильная доля – вторая.
  4. Значок четвертной паузы – первая четверть песни должна пройти без сопровождения фортепиано.
  5. Две восьмые ноты Ре первой октавы.
  6. Тактовая черта.
  7. Начало следующего такта: 2 «восьмушки» ноты Соль первой октавы, 2 восьмые Си первой октавы.

Если ваши мысли совпали с вышеописанным, то спешу вас поздравить, вы двигаетесь в верном направлении. Если же у вас не все сразу получилось, то не расстраивайтесь – этот материал достаточно сложен для освоения с нуля…. Но, как говорится, главный способ чему-то научиться – это практика. Для начала играйте по нотам простые песни, и, что важно, старайтесь пропевать читаемые вами ноты. Желательно при этом, чтобы рядом с вами был человек со знаниями и хорошим слухом, ибо если вы будете «лажать», то это будет только вам во вред. Если вы уверены в собственном слухе, то тогда дерзайте… В крайнем случае вы можете ориентироваться на ваше пианино – оно не даст вам соврать голосом.

Постепенно, если вы будете петь и играть даже те же самые гаммы, ваш профессиональный уровень поднимется на куда более высокий уровень, и вы будете читать ноты гораздо увереннее. Вы ведь помните, что самое главное в здании – это фундамент. Насколько крепко вы его заложите, настолько вам будет проще жить в будущем. А пока… Терпения вам, друзья мои, терпения!

Сегодня в качестве бонуса предлагаю вам потренироваться на определение нот с помощью вот этой обучающей программы на знание нот .

Наш следующий, третий урок, будет посвящен гаммам, интервалам и другим понятиям, о которых будущему пианисту необходимо знать.

Оцените статью
Добавить комментарий