Как стать режиссером

Содержание

Меняющие реальность: как стать кинорежиссером

Это трудный вопрос, и я не могу ответить на него однозначно. Придумывать не стоит, смотреть на творчество других — тоже. Хочется сказать «черпать из своей жизни», но мне не нравится слово «черпать», и сказать так — значит предположить, что «своя жизнь» есть, но многие ли из нас действительно ей обладают? Бывает так, что на поиски этого нужно отправиться за тридевять земель, что может быть очень опасным. Но не могу же я дать совет идти странствовать и только после этого прийти к нам в школу. Это долгий путь, он может занять десятилетия. Могу лишь сказать, что обучение в МШНК — часть подобного опыта, где можно найти «свою жизнь», и тогда будет откуда «черпать».

Но всё же, возвращаясь к идеям. Их, наверное, можно черпать из чего-то «настоящего». Настоящей может быть не только своя жизнь: бывает же, что она кажется ненастоящей, и тогда нужно посмотреть по сторонам. Где-то она всё же есть, эта жизнь. К примеру, Вернер Херцог не вытаскивает идеи из себя. Он находит их где-то, нашел же он удивительного Тимоти Тредвелла на Аляске, который жил вместе с медведями гризли и погиб среди них. А еще раньше Херцог нашел Агирре, испанского конкистадора, резчика по дереву Штайнера, Каспара Хаузера. Вокруг много настоящих жизней, и режиссер должен уметь их видеть. Это особое зрение, умение видеть жизнь, вместо того чтобы высасывать сюжеты из пальца. Под этим навыком я подразумеваю особую внимательность, которая не позволит сфальшивить.

Бывали странные описания, и часто они оказывались лучшими.

Конечно, можно. Всякая профессия — это сумма техник, которыми можно овладеть. Речь идет не только о конкретных технических навыках написания сценария, съемки, работе с актерами. Важно также учитывать, что со временем они трансформируются, и если всего лишь десять лет назад можно было снимать определенным образом, то сегодня всё нужно делать по-другому. Происходит некая миграция образов, и техники должны следовать за ними.

Режиссер должен обладать взглядом и техникой, чтобы поймать действительность. Иначе всё будет пустым и мертвым

Таким образом, профессия состоит из двух вещей. Первое — это базовый корпус сводов и законов, которые не меняются. Им нужно овладеть, более того, следует ввести его в механику, набить руку, чем и занимаются студенты в нашей школе. Второе — это действительность. Режиссер должен обладать взглядом, техникой, не знаю, чем еще, чтобы поймать эту действительность, которая всегда современна. Иначе тот корпус, которым он овладел, ничего не даст — всё будет пустым и мертвым. Именно так, к слову, и бывает чаще всего. Люди овладевают мнимой профессией и вроде умеют снимать кино, и оно складное, но в тоже время неживое, мертвое.

Я считаю, что в МШНК нам удалось создать некое поле. Думаю, что наши выпускники очень скоро изменят ландшафт кино, и не только российского. Результаты есть. Студенты всё время находятся в поиске языка. Есть очень серьезные работы, их более десятка. Многие из них уже побывали на фестивалях — в Каннах, Локарно, Амстердаме, Салониках и многих других. Это больше, чем в других школах бывает за десятилетие.

Да, я в процессе. Съемки будут осенью. Это фильм о свидетеле преступления. О человеке, который случайно издалека увидел убийство, и эта картина перевернула всё в его жизни вверх тормашками.

Глобально — да, но это касается какого-то своего, авторского кино. Для этого нужно быть прирожденным режиссером и много заниматься самостоятельно — снимать и монтировать. А если говорить о другом, ориентированном на зрителя кино, то в этом случае конечно нужно получить образование — изучить драматургию, принципы работы с актерами, свет, цвет и музыку в кино, а также множество других вещей.

Естественно, мало. По крайней мере из числа тех, кто потом решил снимать кино. В качестве примера подобного человека можно привести французского режиссера Жана Виго: он нигде не учился, но внес большой вклад в историю кино. Но такие люди — большая редкость.

Элементы удачи и некоего стечения обстоятельств, формирующих личность, всегда присутствуют в жизни человека. Прирожденный режиссер, на самом деле, соткан из обстоятельств — воспитания, каких-то сильных впечатлений. Это тоже можно отнести к фактору везения. Не упал бы он, допустим, в детстве головой вниз, не смог бы потом что-то придумать. Но само падение, что это такое — удача или неудача? Нельзя однозначно ответить на этот вопрос.

А что касается протекции, помощи от какого-то известного, состоявшегося человека — да, конечно, это тоже играет какую-то роль. Если режиссер не попадет в правильную, благоприятную среду, не найдет своего продюсера, конечно, ему будет сложно. Но это если ударяться в частности.

Человек может посмотреть много фильмов, но не стать режиссером. В то же время, если режиссер не интересуется кинематографом, это тоже неправильно. Как в анекдоте: «Чукча — не читатель, чукча — писатель». Но какой-то прямой взаимосвязи между «насмотренностью» и творчеством режиссера не вижу.

Лучше найти продюсера и не снимать на свои деньги, потому что кино — это такая область, где в идеале должны сойтись интересы нескольких людей

Жертва жертве рознь. На какие-то разумные жертвы человек всегда должен идти ради своего любимого дела, которое заставляет его глаза гореть. Но при этом жертва не должна, разумеется, идти ему во вред: это относится, к примеру, к случаю, когда человек берет ссуду в банке и не возвращает ее. А отказать себе, допустим, в покупке автомобиля и снять короткий метр — почему бы и нет. Такое очень часто происходит в кино. Однако я своим студентам постоянно говорю, что лучше найти продюсера и не снимать на свои деньги, потому что кино — это такая область, где в идеале должны сойтись интересы нескольких людей. И продюсера, и оператора, и режиссера. Снимать в команде гораздо легче, чем в одиночку.

Я думаю, что сильнее всего он сказался на авторском кинематографе, который поддерживался государством. Сейчас из-за кризиса система распределения денег из госбюджета и само их количество изменились, возможностей для авторских проектов стало меньше. Коммерческие проекты тоже зависят от господдержки, но в данный момент они финансируются.

Получается так, что кино, которое изначально состоит из двух направлений, развивается неравномерно. Первое испытывает трудности, второе сохраняет себя. Это не очень правильно, потому что коммерческое кино, несмотря на то, что опирается на профессионализм, постоянно нуждается в новых идеях, изменениях, которые приходят из авторского кинематографа. Такие режиссеры-авторы, как Линч, Финчер, Хичкок, сильно повлияли на массовое кино. С Хичкоком, кстати, случай интересный. Он был очень кассовым режиссером, однако сейчас, по прошествии времени, его расценивают как авторского деятеля кино и изучают во всех университетах.

С другой стороны, не думаю, что авторское кино исчезнет вовсе. Однозначно изменится процесс его финансирования, которое, скорее всего, будет происходить из частных фондов и других негосударственных источников. И это, разумеется, не может не повлиять на содержание авторского кинематографа.

Продюсирую один проект с большим бюджетом. Своими проектами пока не занимаюсь, вынужден был оставить их на время.

Ничего нового, все по Cтаниславскому — «любить искусство в себе, а не себя в искусстве». Это основной этический принцип, отличающий хорошего режиссера от посредственного. Первый работает с эмоциональным подключением, второй — с «холодным носом». Беспристрастность хороша в информационной журналистике. Профессия режиссера всё-таки немного «о другом»: это в первую очередь неравнодушный, страстный человек, даже если он прямо не выражает свои эмоции — не играет лицом, не устраивает истерики. Чувства режиссера находят свое выражение в форме высказывания — в кино.

Читайте также:  Как привлечь в свой магазин покупателя

Режиссер не придумывает истории, а ставит уже существующие, выступая в качестве интерпретатора. Но многие режиссеры пишут для себя, так как эта профессия существует на стыке с драматургией. Я не уверен, что можно придумывать истории, полностью закрываясь от внешнего мира, игнорируя его. Даже сидя в башне из слоновой кости, автор знает, как он там оказался, и отталкивается от этого знания при создании своей картины мира, будучи в бегах. Нельзя быть свободным от реальности, рано или поздно она проникнет в вашу башню, в ваше кино, потому лучше работать с реальностью осознанно.

Сейчас нашей отрасли нужны исполнители, авторы не востребованы. Чтобы заслужить право на личное высказывание, придется потратить собственные ресурсы — время и деньги.

Мне кажется, честные преподаватели всегда говорят своим студентам: «Если не можете, не хотите — не снимайте, получайте нормальную профессию и работайте за постоянную зарплату». Но если человека безумно тянет к миру кино, он чувствует свой потенциал, верит, что он не графоман, — тогда нужно пытаться снова и снова — снимать свое кино, поступать в профильный вуз, искать работу «на площадке».

Образование помогает. Несмотря, на то, что главное — «подключение» к истории, новичку все же необходимо иметь набор базовых ремесленных навыков, понимать, как работают другие цеха, уметь с говорить на одном языке с представителями разных кинопрофессий, ставить понятные задачи и творческой группе, и административной.

В основном занимаемся «психологическим разбором». Студенты приходят с идеями, которые должны приобрести форму сценария. Дальше — нормальный производственный процесс: подготовительный, съемочный, а затем монтажно-тонировочный период. Как правило студенты на площадке помогают друг другу, заодно осваивая разные профессии.

Преподаю я довольно давно, но в этом году скоро произойдет волнительное событие — первый выпуск лаборатории. До финиша дошли, к сожалению, не все — кризис. Но, надеюсь, большинство все-таки окажется в профессии, связь будем поддерживать.

Не думаю, что правильно было бы заниматься социальными поглаживаниями, в надежде, что гений раскроется сам. Стараюсь быть строгим преподавателем — «троллю», проверяю на прочность и на вшивость, придираюсь к мелочам, сужу по гамбургскому счету

У лаборантов уже есть первые успехи — курсовые работы Алескандры Иващенко и Олега Масалова были отобраны в программу «Прайм-тайм» фестиваля «Святая Анна». К работам у меня есть замечания, поэтому вместе с поздравлениями не преминул напомнить авторам, что планку надо ставить выше, еще есть куда стремиться, и призвал не огорчаться отсутствию призов, а радоваться. Не думаю, что правильно было бы заниматься социальными поглаживаниями, в надежде, что гений раскроется сам. Стараюсь быть строгим преподавателем — «троллю», проверяю на прочность и на вшивость, придираюсь к мелочам, сужу по гамбургскому счету.

Уверен, каждый кинопроект — исследование, не важно, готов к этому режиссер или нет. Во время работы над фильмом он просто вынужден учиться. Пауза между проектами — повод заняться самообразованием, набрать в свою режиссерскую «копилку» свежих впечатлений, наблюдений, получить новый опыт.

Как стать кинорежиссером. Советы, хитрости, книги

Хоть и кажется, что профессия кинорежиссера находится чуть ли не за гранью возможностей обычного человека, добиться определенных успехов в этой сфере вполне реально. Все, что вы должны сделать – это проявить желание и приложить все свои усилия, чтобы достичь цели. И сегодня мы дадим вам несколько напутствий, которые помогут вам хотя бы определиться, с чего стоит начинать.

1. Анализируйте фильмы

Очевидно, что для того, чтобы снимать фильмы, вы должны смотреть фильмы. Но привыкайте смотреть киноленты не только удовольствия ради. Старайтесь находить любые ошибки, пытайтесь понять, как была создана та или иная сцена, вникайте в суть создания фильма. Изучайте как новые картины, так и старые, сравнивайте их.

2. Учеба

Нет ни единой профессии, которая не требовала бы подготовки как практической, так и теоретической. Вы можете пойти в киношколу или поступить на соответствующий факультет в ВУЗе, а можете самостоятельно изучать материал, которого в интернете валом. Здесь уже вам все карты в руки, решайте сами, как вам обучаться. Ваша цель – овладеть теоретической частью.

3. Снимайте

Снимайте все и всегда. Придумывайте сюжеты, заведите видеоблог, просите друзей и знакомых помочь вам в съемках, снимайте короткометражные фильмы. Вы должны иметь определенное портфолио своих работ, которые вам будет не стыдно показать. Не стоит тешить себя надеждой о том, что ваш диплом режиссера откроет вам все двери. Всех в первую очередь будет волновать то, что вы умеете, а не корочка о высшем образовании. Поэтому тренируйтесь как можно больше, старайтесь оттачивать свои навыки.

Джеймс Кэмерон дал один простой совет всем, кто хочет стать режиссером:

Возьмите камеру. Снимите что-то. Не имеет значения, насколько длинным будет кино, о чем оно будет и кто будет выступать в роли актеров. Укажите себя режиссером этого фильма. Теперь вы – режиссер.

4. Конкурсы и фестивали

Это ваш шанс стать замеченным. Отправляйте свои работы на разнообразные фестивали и конкурсы, будьте активными. Возможно, вас там кто-то заметит и пригласит сотрудничать или просто возьмет под свое крыло и поможет в развитии.

5. Будьте фактотумом

Это значит, что вы должны делать все – писать сценарий, быть актером, оператором, звукорежиссером и так далее. Примерьте на себя каждую роль, чтобы понимать людей тех профессий, которые будут потом с вами работать. Чтобы организовать актеров, вы сами должны побыть актером. В целом, суть вы уловили – поставьте себя на место других участников съемочного процесса.

6. Знакомства

Мы не устанем говорить о том, насколько важны знакомства в любой профессии. Поэтому вливайтесь в тематические сообщества, ищите контакты на фестивалях, в интернете, на форумах и так далее. Главное – ваша сеть нужных контактов должна постоянно расширяться.

7. Выберите свой путь

Грубо говоря, существует два варианта развития событий:

1. Продюсер наймет вас на роль режиссера

В этом случае продюсер хочет снять фильм, ищет сюжет будущего фильма, подбирает актеров. А затем ему понадобится режиссер, который сможет снять все это наилучшим образом. Если по мнению продюсера вы являетесь лучшим режиссером для этого фильма, то у вас появляется шанс стать знаменитым и выполнить крупную работу. Но, конечно, реальность не всегда соответствует ожиданиям.

Но для того, чтобы у вас был хотя бы шанс того, что вас наймут, вы должны иметь несколько работ за плечами, именно поэтому мы говорили выше о важности портфолио. Поэтому не стоит обманывать себя, думая, что вас и так возьмут, без отснятых работ. Портфолио почти полностью решает, будете ли вы работать с продюсером. Почти – потому что харизма и умение договориться все же влияют на принятие решения.

Чтобы найти себе работу таким образом, вам придется поискать вакансии в интернете или воспользоваться знакомствами.

2. Независимый путь

Быть независимым режиссером довольно сложно. Таких независимых режиссеров, желающих создавать собственные фильмы, более чем достаточно. Поэтому, сами понимаете, конкуренция огромная. Никто не будет финансировать ваши фильмы, а когда вы все же закончите картину, то она не принесет денег, и ее посмотрит всего несколько сотен человек в лучшем случае. Это и есть жестокая реальность независимого режиссера.

Многие уверены, что они могут пропустить этап построения портфолио, и вместо этого налаживать контакты и пытаться выиграть лишь за их счет. Это так никогда не работало, не работает и не будет так работать.

8. Сюжет в залог

Сюжет в залог – это ситуация, в которой у режиссера есть сценарий, который желает снять какая-либо компания, которая занимается выпуском фильмов. И режиссер предоставляет ей свой сценарий с единственным условием – он сам должен режиссировать будущий фильм.

Это очень хороший ход, который даст вам гарантию того, что вы будете наняты и что у вас таки будет работа. Такой способ использовал Джеймс Кэмерон, чтобы “забить” себе режиссерское кресло на фильм “Терминатор”. И у компании не оставалось иного выхода, как взять его режиссером, так как они очень хотели снять этот сценарий. Также таким способом воспользовался Лен Уайзман, когда хотел режиссировать фильм “Другой мир”.

И снова же, дать сюжет в залог, претендуя на место режиссера вы сможете только в том случае, если у вас будет достойное портфолио. Даже если компания будет до смерти хотеть снять ваш сценарий, а вы захотите стать режиссером, вас попросят предоставить образцы сделанных вами работ. Ну а если таковых не будет, то вероятность того, что у вас получится заключить сделку, крайне мала.

9. Люди нанимают режиссеров, чтобы снять фильм

Но совсем не потому, что они заинтересованы в вашей карьере. Поэтому и подбирать режиссера будут исходя из своих требований и нужд. Вас не возьмут только потому, что вы хороший парень и вам нужно продвигаться по карьерной лестнице. Если вы будете смотреть на свои шансы быть нанятым именно с точки зрения продюсера, то более вероятно, что вас все-таки наймут.

Читайте также:  Как подключить микрофон для караоке

10. Несколько мифов

  • “Я стану режиссером, если пойду в действительно хорошую киношколу.” Нет, вы не станете.
  • “Я стану режиссером, если я просто буду ходить на киноивенты и знакомиться.” Нет, парень, так не будет.
  • “Я стану режиссером, если я начну с “мальчика на побегушках” на съемочной площадке и пройду весь путь до кресла режиссера таким образом.” Так это не работает. Это хороший способ стать первым ассистентом режиссера, но, мы думаем, это совсем не является вашей целью.

11. Ошибки

  • Никогда, НИ-КО-ГДА не ссорьтесь с кем-либо из киноиндустрии. Сфера кинематографа – это достаточно маленький и тесный мир. И если вы погрызлись с одним человеком – готовьтесь к тому, что от вас отвернутся еще десять.
  • Не надейтесь на быстрые и большие деньги. Вполне возможно, что вам не месяц, и даже не год, придется питаться лапшой быстрого приготовления и ограничивать свои растраты.
  • Не будьте “типичным режиссером”, который, купив камеру, решает, что он уже режиссер. Нет, камера не делает вас вторым Спилбергом. Свои работы вы можете снимать хоть на тапок, главное, чтобы они были ценными сами по себе. Ваших будущих работодателей будет волновать далеко не качество картинки.

Книги:

1. Кадр за кадром (Shot by shot)

Эту книгу рекомендуют всем, кто хочет стать режиссером. Она пользуется большой популярностью в западных киношколах. В книге автор буквально по косточкам разбирает режиссуру кино.

2. Основы режиссуры кино: увидеть фильм перед съемкой (Film directing fundamentals: see the film before shooting)

Отличная книга о препродакшене. В ней подробно изложено, как подготавливаются фильмы. Как пример приведены известные картины, поэтому книга буквально наглядно объясняет все нюансы.

3. Композиция кадра в кино и на телевидении (Picture composition for film and television)

Эта книга тоже любима западными киношколами. Прочитав ее, вы узнаете типичные принципы построения композиции и варианты цветовых решений.

4. Пустое пространство (The empty space)

Питер Брук, автор книги, является одним из самых значимых режиссеров. Он снял около десяти фильмов и поставил больше пятидесяти спектаклей. Его постоянные размышления о режиссуре и изложены в его книге.

5. Режиссура как практическая психология

Эта книга является отличным учебником, который поможет не только в режиссуре, но и в общении с людьми в целом. Поэтому эту книгу стоит прочитать даже тем, кто не собирается стать режиссером.

Режиссер

Режиссер – творческая профессия, востребованная в сферах теле- и киноиндустрии, а также в цирковом и эстрадном искусстве, видеоблогинге. Режиссеры несут ответственность за постановку фильма, театрального спектакля, музыкального видеоклипа и т. д. Профессия относится к категории «человек-художественный образ», ее смело могут выбирать люди, склонные к изучению русского языка, литературы, имеющие ярко выраженную харизму и творческие задатки.

Кто такой режиссер?

Режиссер – это главный человек в любом творческом коллективе. Он работает со сценарием, подготовленным сценаристом, ему подчиняются осветители, актеры, звукорежиссеры – все участники творческой команды. Режиссерами мечтают стать многие ребята, однако успеха в этой профессии добиваются лишь единицы. Самые талантливые режиссеры заняты в съемках кинофильмов, также они могут реализовать свой потенциал в следующих сферах:

  • театральные постановки;
  • цирковые представления;
  • анимационное и короткометражное кино;
  • рекламные ролики;
  • видео для влогов;
  • телевизионные программы, новостные сюжеты и т. д.;
  • клипмейкерство;
  • компьютерные, мобильные, онлайн-игры, а также игры для приставок.

Существуют режиссеры, которые занимаются постановкой сборных и моноконцертов, различных мероприятий: свадьбы, выпускные, корпоративы и другие. Режиссер, читая сценарий или корректируя его, видит то, как в итоге будет выглядеть та или иная постановка. Он определяет типаж актеров, работает с цветовой гаммой, ракурсами – делает все, чтобы сценарий «ожил» на экране, театральной сцене, в реальной жизни.

Особенности профессии

Режиссер – это нечто большее, чем просто постановщик. Он находит общий язык с капризными актерами, способен добиться увеличения бюджета и привлечь публику с помощью нестандартной рекламы. Также он выполняет следующие виды работ:

  • обеспечение беспрерывного постановочного процесса в соответствии со сроками;
  • работа с новыми и старыми постановками, обновление и усовершенствование последних;
  • режиссер осуществляет кастинг актеров, распределяет роли, вносит предложения по обновлению и расширению актерского состава;
  • принимает участие в создании эскизов и макетов оформления будущей постановки, костюмов, декораций, спецэффектов, осуществляя постоянный контроль всех процессов;
  • проводит регулярные репетиции;
  • взаимодействует с персоналом, отвечающим за художественно-постановочную часть.

Режиссер-постановщик может принимать участие в разработке маркетинговых мероприятий, он направляет актеров и других членов творческой команды на курсы, мастер-классы, необходимые для повышения квалификации и общего профессионального уровня. Нередко он вносит корректировки в сценарий, дает советы, касающиеся оформления – несет полную ответственность за постановочный процесс. Режиссер поглощен творчеством, за финансовую сторону и маркетинг чаще всего отвечает продюсер/заказчик.

Существуют режиссеры монтажа, которые собирают отснятую пленку в единый фильм. Постановщики мероприятий взаимодействуют с частными и коммерческими клиентами, отвечая за успешное проведение праздника, презентации, театрализованного представления и т. д. Мэппинг-режиссер отвечает за создание 3D-проекций и лазерных шоу, клипмейкер – за разработку и постановку видеоклипов.

Как найти себя: 10 советов начинающим режиссерам и актерам

Молодые режиссеры сняли документальные короткометражки о студентах, которые работают в «Макдоналдс». «Афиша Daily» поговорила с авторами и героями фильмов и попросила режиссеров дать советы тем, кто только мечтает оказаться на съемочной площадке.

Режиссер, закончила театроведческий факультет ГИТИСа, училась в Московской школе нового кино

Любимые фильмы: «Прекрасная смоковница» Кристофа Оноре, «Окно во двор» Альфреда Хичкока, «Убийца» Дени Вильнёва

Что смотрит на YouTube: тьюториалы по программам для монтажа и обучающие видео

В 11-м классе я поняла, что хочу стать режиссером. Для меня это профессия фокусника, выдумщика, человека, который собирает особенности из разных областей и придумывает закрытый мир со своей инфраструктурой, законами и правилами. Поэтому сначала я отучилась на театрального критика в ГИТИСе, а затем поступила в Московскую школу нового кино.

Советы Наташи начинающим режиссерам

Каждый день нужно учиться чему-то новому. Судя по интервью именитых мэтров, этот процесс не заканчивается никогда. Это касается и техники (выпуск новых камер, оптики, увеличение возможностей съемки и видеопоказа), и творчества. Неплохо иногда напоминать себе, что ты не гений. Очень важно сохранить способность рефлексировать. Это сложно, потому что некоторые работы можно пересматривать только через какое-то время после выпуска, чтобы воспринять картину критически.

Результат зависит от командной работы на 99,9%. Кино — это коллективное искусство. Когда я делала первые шаги, я еще не понимала, насколько важно рассказать другому человеку о картинке, которая есть у меня в голове. Над кино работает целая команда — все придуманное не может реализоваться одним только режиссером. Нужны актеры, операторская группа, звукорежиссеры и так далее. Работать в команде кажется чем-то простым, но на самом деле это тяжелая работа. Нужно понимать, как общаться с людьми на площадке, как коммуницировать так, чтобы тебя верно поняли и услышали.

Мы обязательно встречаемся с командой заранее до съемок и обсуждаем, что будет, — как творческие вопросы, так и организационные (сценарий, режиссерский сценарий, наше расписание, вызывные и т. д.). Уже во время съемочного периода проводим планерки, короткие встречи, для того чтобы напомнить или зафиксировать, что именно и как будем снимать сегодня. Люди должны понимать, как будет происходить весь процесс, потому что недопонимание — главный враг хорошей работы.

У каждого человека есть свои правила и потребности для плодотворной работы, но есть какие-то общие минимальные ресурсы, которые необходимы всей команде. Часто, по моему опыту, ими пренебрегают. Можно, конечно, заставить людей работать по 10 часов без перерыва, но продуктивности не будет. Нужно искать правильный тайминг: у человека должно быть время подготовиться к работе. Но не в ущерб съемкам. Сложная задача — найти баланс. Во многом это зависит от режиссера.

Режиссер Борис Хлебников в одном интервью говорил, что у каждого режиссера есть свой условный «громкоговоритель». Его слова были про идентичность стиля, а для меня это еще и классная метафора. Каждому режиссеру нужно найти свой метод высказывания. Искать свое — это самое важное и самое сложное. Свой стиль, свой язык, это, как и своя команда, — 99,9% фильма.

«Dasha/Дарья»

Будущий преподаватель МГУ с черным поясом

Это был мой первый опыт организации масштабной съемки и первый опыт работы с агентством. Вокруг меня было человек двадцать, с которыми надо было постоянно общаться, вести переписку, обсуждать рабочие моменты. Я научилась разговаривать с большим количеством людей одновременно. Эта работа проявила то, что я готова посоветовать всем молодым режиссерам, — попытаться найти способ коммуникации, организовать комфортную работу в условиях минимальных ресурсов.

Читайте также:  Как вырастить гранат

В техническом плане у меня был приятный опыт работы с плейбэком — я ходила рядом с оператором и смотрела, как примерно все будет выглядеть в итоге на экране. Это, конечно, не всегда удобно для человека за камерой, но очень удобно для режиссера.

Я старалась придумать историю, опираясь на увлечения героини: ее страсти к айкидо, желанию поступить в магистратуру. До съемок я долго и дотошно расспрашивала Дашу про ее увлечения и интересы. Она сказала, что мечтает стать преподавателем МГУ с черным поясом. Мне эта фраза запомнилась. И идея фильма сама собой сложилась вокруг Дашиной мечты. Это история про ученика, который делает первый шаг, чтобы стать учителем. Меня вдохновила Дашина неиссякаемая энергия, которая ее поддерживает. Во время съемок у нас было очень много локаций, даже, наверное, больше, чем нужно. Но это тоже специфика героини: она неостановимый мотор. Я бы локализовала сценарий, но с такой разносторонней героиней это было бы очень сложно.

Документальная съемка — это удивительный процесс. Например, финальная сцена, где Даша танцует хастл на набережной. Прямо там я увидела молодого человека и поняла, что он идеально подойдет для нашей героини. Подошла, договорилась, и уже через секунду они с Дашей танцевали так, будто сто лет друг друга знают. Хотя они видели друг друга в первый раз в жизни. Они смогли довериться — партнеру, процессу, нам с оператором. Вокруг танцевало много людей, очень свободно, и все было по-настоящему. Нашей задачей было ухватить этот момент и передать его зрителю. Это была чистая импровизация, никакой постановки. И все на закате — очень красиво.

«Я искала работу, которую можно будет легко совмещать с учебой, и не ожидала, что именно эта работа позволит мне на практике освоить то, что очень важно в профессии журналиста. И уж точно я никак не могла предположить, что в «Макдоналдс» мне предложат сыграть главную роль в фильме о самой себе — ведь я тележурналист и привыкла сама рассказывать о других людях. Было бы проще, если бы мне написали сценарий и выдали роль, но гораздо сложнее показать перед камерами свое истинное лицо.

Увидеть себя со стороны — это как сходить к психологу. Режиссер раскрыла те моменты, которые меня задевают в реальной жизни. Мне казалось, что в кадре я вся нараспашку. У Наташи была концепция показать меня с двух сторон: сосредоточенная на тренировках и на работе и расслабленная на танцах и с друзьями. Я думала, что я везде одинаковая, но Наташа помогла мне понять, что это не так.

Что меня по-настоящему удивило в съемках — это работа звукорежиссера. Он выгонял нас со съемочной площадки и записывал, как звучит зал, когда нас там нет. Он записывал все звуки и создавал звуковые картины как художник. Еще меня очень удивило, как режиссер разложила вдохновение и творчество в очень понятные схемы и структуры: она систематизировала творческий процесс и смогла сформулировать все главные мысли четко и просто».

«ВГИК — последнее место, куда нужно поступать». Режиссёр Иван И. Твердовский — о том, как и где учиться снимать кино

«ВГИК — последнее место, куда нужно поступать». Режиссёр Иван И. Твердовский — о том, как и где учиться снимать кино

В составе жюри Международного фестиваля молодого кино «МакГаффин Film Fest» Иван И. Твердовский («Класс коррекции», «Подбросы») будет оценивать фильмы, снятые детьми и подростками. В интервью «Мелу» режиссёр рассказал, куда идти учиться и над чем работать, чтобы пополнить ряды подающих надежды кинематографистов.

1. Выбирайте хороший вуз (и это не ВГИК)

Ещё лет пять назад ВГИК можно было назвать местом, куда стоит поступать, если ты хочешь снимать кино. Я сам окончил его в 2011 году, но мне повезло — во-первых, я учился на экспериментальном курсе Алексея Учителя, плюс это было время, когда студенты могли ещё делать хоть что-то. Если ты находил классную идею, писал хороший сценарий, мастер тебя, как правило, поддерживал, и ты мог снимать этот материал.

Сейчас в институте ввели что-то вроде цензуры: теперь перед тем, как начать работу над фильмом, студент должен согласовать материал с некой комиссией. В ней сидят какие-то бабушки и дедушки и решают — будешь ты это снимать или нет. В общем, в институте сейчас грандиозные проблемы, всё загибается. Это, наверное, последнее место, куда я бы посоветовал идти учиться.

При этом в Москве существует довольно много негосударственных киношкол, где не выкачивают деньги, а учат снимать современное, актуальное кино. Например, «Школа документального кино Марины Разбежкиной и Михаила Угарова», «Московская школа кино», «Московская школа нового кино» (тут ориентируются скорее на арт), «Индустрия» Бондарчука, курс «Кино и видеоарт» при Школе дизайна в НИУ ВШЭ.

В общем, качественных учебных заведений сейчас много. Если выбирать между платным образованием во ВГИКе или платным образованием в коммерческой школе, я бы без колебаний выбрал второе.

2. Осознайте разницу между видео для YouTube и искусством

С одной стороны, у сегодняшних подростков уровень визуальной культуры выше, чем у всех предыдущих поколений — эти дети выросли со смартфонами в руках, они чувствуют, что такое кадр, владеют элементарными навыками монтажа. Но при этом их зачастую не особо интересует кинематографическая культура, именно как вид искусства. Они не понимают, в чём разница между потоковым видео на 40 минут в соцсетях и каким-то действительно продуманным 40-минутным артом.

У этих двух сущностей совершенно разные задачи. Снимая контент для YouTube и TikTok, ты просто привлекаешь внимание к себе. Это может быть даже талантливо, но это не искусство. Когда же ты создаёшь художественное высказывание, ты всё-таки пытаешься встроить себя в контекст мировой культуры. Создаёшь объект какой-то дискуссии. Но этот объект — не ты сам.

3. Говорите о наболевшем

С точки зрения ремесла, несущественно, что ты хочешь снимать — драму, комедию, хоррор. Важно, чтобы с точки зрения внутреннего подключения это было высказывание, которое тебя тревожит. Что-то, что тебя не отпускает, может быть, даже какая-то травма.

В том, что многие молодые режиссёры снимают довольно мрачное кино, нет ничего странного. Это не какая-то поза, скорее рефлексия, попытка поговорить о том, что тебя самого зацепило.

Если тебя цепляет смешное — тоже отлично, юмор вовсе не снижает художественную ценность кино. Просто настоящего юмора в нашей жизни не так много, поэтому и в качестве объекта искусства он редко где присутствует.

4. Не стесняйтесь просить совета (даже у звёзд)

Мне регулярно пишут студенты, которые учатся в одной из мастерских ВГИКА, но их мастер уже лет 30 не снимает кино и не может посоветовать что-то адекватное современным реалиям. Я с ними очень плотно общаюсь, мы смотрим их работы, обсуждаем. Считаю, это нормально.

Мне нравится, что ребята ничего не боятся — спокойно могут посреди ночи написать, попросить отсмотреть 40 минут материала

Все известные режиссёры сегодня есть в соцсетях, и нет ничего страшного в том, чтобы спросить у кого-то совета. В худшем случае тебе не ответят, в лучшем — пообщаешься с профессионалом.

Я и сам в студенчестве мучил вопросами взрослых режиссёров, которые давно окончили институт, уже активно снимали. Через такое общение в среде в итоге и складывается образование.

5. Читайте и смотрите то, что интересно вам самим

Время, когда начинающий режиссёр обязан был просмотреть (и непременно полюбить) определённый ряд картин, ушло. Мне это очень нравится. Да, есть некие вузовские списки, но что касается субъективных советов — я их перестал давать, потому что из-за этого личный вкус, восприятие ребят могут пострадать. Но это не значит, что смотреть и читать ничего не нужно. Нужно. Я просто за то, чтобы люди сами приносили вдохновляющий их материал, рассказывали, почему это им зашло, а что-то другое — не очень. Без оглядки на некое авторитетное мнение.

Мир искусства сейчас становится свободнее от каких-то рамок, больше не принято диктовать, что пошло, а что нет. Ты можешь не знать всех фильмов знаменитых советских режиссёров, но зато найти какую-то абсолютную фигню, скажем, старый клип Анжелики Варум, и попробовать разобрать его как художественное высказывание.

Здорово, что каждый человек сегодня имеет свой взгляд на мир, это безумно интересно. И для авторского современного кино, на мой взгляд, очень полезно.

IV Международный фестиваль молодого кино «МакГаффин Film Fest» пройдет с 4 по 6 октября в Московском Дворце пионеров. В программе — кинопоказы, лекции, дискуссии и мастер-классы. Вход на фестиваль бесплатный, нужно просто зарегистрироваться на сайте.

Оцените статью
Добавить комментарий