Как повысить интерес

Содержание

Как повысить интерес у детей к чтению.
консультация на тему

Советы для родителей и учителей как повысить интерес у детей к чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Как повысить у детей интерес к чтению.26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое интерес в педагогической психологии
“То, что ребенку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для негоинтересным”В.Сухомлинский.
Значение понятия “интерес” в педагогической психологии достаточно широкое: этот термин употребляется для обозначения таких понятий как “внимание”, “любопытство”, “сосредоточение”, “осведомленность”, “желание” и “мотивация”. Остановимся на понимании интереса как эмоционального переживания познавательной потребности, интересно то, что эмоционально значимо.
Роль семьи в развитии интереса к чтению
Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребенка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА. Начало этой системы – в семье. Ребенок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром еще в XVI веке были написаны строчки: “Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому,- родители пример ему”. И если родители – люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребенка к книге. Как они это могут сделать? Приведем ниже несколько советов родителям:
1. Наслаждайтесь чтению сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. ) и выработайте у детей тем самымотношение к чтению, как к удовольствию.
2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.
3. Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться ее фондами.
4. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.
5. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.
6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.
7. Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имени) с учетом его интересов.
8. Пусть ребенок читает вслух маленьким детям или кому-нибудь из домашних.
9. Поощряйте чтение (разрешите подольше не ложиться спасть, чтобы почитать).
10. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.
11. В доме должна быть детская библиотека.
12. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (книги о динозаврах, космических путешествиях и т.д.).
13. Предложите детям до и после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
14. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.
15. Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизиты.
16. Чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
17. Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворенности.
(Из книги В. Уильяме “Нерадивый читатель. Как воспитать и поддерживать в детях привычку к чтению”.)
Как видно из перечисленных советов, родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребенка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения. Любой школьный предмет, кроме литературы, дает ученику готовые знания, которые он должен освоить, запомнить и в нужный момент применить. В литературе ученик добывает знания сам, сопереживая персонажам и автору произведения. Только черезсопереживания ребенок может познать чужую боль и радость, огорчение и отчаяние и таким путем преумножить свой жизненный опыт, пережить разные состояния души, закрепить их не только в памяти ума, но и сердца. Вымышленная жизнь добавляет к настоящей то, чего в ней не было и даже то, чего вообще не может быть. Она дарит читателю возможность перевоплотиться в героя произведения, побывать в прошлом или будущем. Только литература способна дать человеку пережить в одной жизни множество других, испытать неиспытанное, пережить непережитое.
Формирование, развитие и поддержание интереса к чтению у младших школьников.
В младшем школьном возрасте (7-9 лет) идет быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувствительного интеллекта. Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению. На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательность, сильные эмоциональные переживания. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это, прежде всего, герои действия. Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребенка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.
Учителю при подготовке к уроку следует учитывать особенности читателей младшего школьного возраста:
1. Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, – большая ценность для начальной школы.
2. Другая особенность читателей младшего школьного возраста – отождествление художественного мира и реального. Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: “А это на самом деле было?”
3. Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребенок реагирует на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.
4. Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребенка жить в образе.
5. Последняя особенность читателя младшего возраста – отсутствие реакции на художественную форму.
В художественном произведении дети в первую очередь видят героев, сюжет, отдельные события, но не вычитываются в текст автора, не вступают с ним в диалог. Строфы, эпитеты, знаки препинания, деление на абзацы – ничего этого ребенок сам не замечает. Эти качества восприятия младших школьников и являются для учителей опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению, а значит и к уроку чтения. На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение – это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.
Поэтому очень важно, чтобы дети знали, что на уроках литературы они не только будут анализировать произведения, делать общий вывод о нем и его основной идее, но и то, что всех их переживания, образы, мысли и воспоминания, рождающиеся у них в процессе чтения, не останутся на уроке без внимания.
Сформировать интерес к чтению – значит, прежде всего, обеспечит хорошую сформированность самого умения читать.
Для подготовки к чтению необходимо развитие речи детей, воображения, суждений и восприятия, чему способствует:
1. Показывание разных предметов и картин;
2. Рассказывание детям сказок;
3. Беседы о событиях действительной жизни, о пережитых ими явлениях, предложение изложить и оценить это;
4. Занятие рисованием (позволяет углубить восприятие суждения, что составляет основу процесса чтения);
5. Подвижные игры и другие физические упражнения (в результате происходит быстрое изменение направления внимания, у детей формируются важные для чтения свойства внимания, как распределение и переключение).
Психологические предпосылки для овладения ребенком в будущем навыков чтения необходимо закладывать в дошкольном периоде развития в рамках дошкольных видов деятельности.
На протяжении нескольких лет работала над темой самообразования “Пути повышения интереса к чтению у младших дошкольников”. Изучила и использую в работе методику обучения “чтению – общению” детей с книгой-собеседником (Н.Н. Светловская), методику Г.А. Бакулиной “Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения” (в основе поисковая работа).
Руководствуясь положениями, ориентирующими учителя в том, как ему работать, чтобы успешно обучать современных детей, сформулированными кандидатом педагогических наук Т.С. Пиче-оол в статье “Практические советы учителю, овладевающему современной методикой обучения чтению”.
Работая с первоклассниками, как можно раньше выявляю склонности и способности детей для того, чтобы осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход. Сильных учеников я привлекаю для чтения пословиц, загадок, стихов на уроке. Печатаю их на листочках и раздаю перед уроком. Ищу для дополнительного чтения тексты из детских журналов “Мурзилка”, из детских книг, для этого есть специальная папка, которая всегда лежит под рукой. Со слабоуспевающими мы читаем, например, по слоговой таблице слоги, а остальные читают тексты, которые я раздала. Для чтения слогов сшила специальную слоговую таблицу. В ней находятся все изученные гласные и согласные в кармашках. По этой таблице дети читают открытые и закрытые слоги, перемещая буквы. На уроках использую индивидуальное и хоровое чтение, чтение в парах. Сказочные гости (Чебурашка, Карлсон и другие) приносят в своих карманчиках или корзинках письма. Сначала это слоги, затем слова, предложения, потом рассказы или сказки. Дети читали все по очереди, чтобы не оставить без чтения пассивных детей. Одни слушают, другие читают, чтобы все внимательно слушали, применяю игру “Эхо”: один читает, а весь класс хором повторяет (иногда можно одного ученика “А сейчас эхом будет Андрей”). После этого детям легче вспомнитьи пересказать. Некоторые тексты печатаю на доске, чтобы все дети сначала прочли про себя, а потом уже хором. Тексты беру из букваря подготовительного первого класса школы для детей с тяжелыми нарушениями речи автор Н.Л. Крылова, печатаю заранее на доске. Учащиеся читают про себя, затем придумывают сами вопросы. Оказалось это трудная для них работа. Отвечать на вопросы легче, чем их задавать. На следующий урок печатаю другой текст, а на правой половинке какой-нибудь “гость” задает вопросы (их тоже печатаю заранее) по содержанию рассказа предыдущего урока. Эти вопросы могут быть и к самому ученику: “Как тебя зовут” и т.д. Если в тексте встречаются не изученные буквы, то прошу найти эти слова, прочитать, в классе обязательно есть дети, которые их знают.
Нравится учащимся чтение “Кто играет в прятки”. На доске пишу 4-5 рядов букв. Среди случайного набора букв встречаются слова. Дети находят их и узнают, кто играет с ними в прятки.

КНО ТИГР ЯЖОМ МЕДВЕДЬ ЦЯ
ЮХДЯТЕ ЛИСА НИЕСНЕ ТУШ
КАНЧИК МФЬЭВОЛКУЛД ГУСЬ

Дети не только учатся в этом случае читать, они расширяют свои знания о животном и растительном мире и т.д. Это упражнение развивает внимание, зоркость при чтении. Больное место на уроках чтения это монотонное невыразительное чтение. На каждом уроке должен звучать образец учительского голоса. В период обучения грамоте провожу с детьми такую работу. На доске печатаю одно предложение, а рядом 2-3 вопроса к нему. Отвечая на эти вопросы, дети делают разное логическое ударение в этом предложении. Урок чтения начинаем с разминки. Она включает упражнение на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (громко, тихо шепотом), темпа речи(быстро, умеренно, медленно). В разминку входит чтение сочетаний тренируемого звука с гласным, чтение коротких текстом с этим звуком, чтение скороговорок, чистоговорок.
На уроках чтения во 2-м классе вместо скороговорок используя небольшие стихотворения из детского журнала “Мурзилка”, например, “Веснушки”:
Разбросало по опушке
Солнце рыжее веснушки.
Собирают девочки,
Собирают мальчики
Не малину,
Не грибы –
Одуванчики.
Прибегут домой с цветами –
В золотых веснушках сами.
(Владимир Степанов)
Выработке выразительного чтения способствует такая работа в группах: каждой группе выдается карточка с диалогами, дети готовят выразительное чтение, затем читают и выделяют группу, которая наиболее удачно выполнила задание.
Диалоги:
1. – Тяф,тяф, тяф! О чем, заинька плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка и лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
“Заюшкина избушка”
2. – Цыплята, цыплята, куда вы идете?
-Куда вы, цыплята, идете, куда?
-Да вот солнышко скрылось. Три дня его на небе не было.
-Идем его искать.
“У солнышка в гостях”
Считаю, что одним из важнейших путей повышения интереса к чтению является развитие речи учащихся.
Существует несколько условий развития речи:
1.наличие хорошей речевой среды;
2.обеспечение усвоения школьниками достаточного лексического запаса;
3.создание речевых ситуаций, обеспечивающих мотивацию собственной речи учащихся.
Умелому, эффективному общению учит риторика. Внимательно изучив учебники и тетради для 1-4 классов по этому предмету, разработала и апробировала интегрированные уроки литературного чтения и риторики, построенные на основе коммуникативной технологии (авторы концепции Л.Ф.Климанова, Л.Я.Желтовская). Ведущий метод – общение. Организационные формы – обучение в содружестве, работа в парах и группах, учебная дискуссия. Проведение таких уроков повысило темп чтения, улучшило его выразительность, правильность, плавность. Все учащиеся добились высоких результатов техники чтения.
Начиная с 3 класса, дети работают в тетрадях по чтению. В них они выполняют творческие задания – иллюстрирование, придумывание продолжения, сочинение сказок и рассказов, пишут отзывы о прочитанном.
По своей инициативе дети выпускают рукописные журналы, названия придумывают сами. Например: «Школьные дела», «Детский мир», «Журнал для девочек». Таким образом, учащиеся приобретают первый опыт литературного творчества.
Этому способствует свободная атмосфера в классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика.
Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей интерес к последующему литературному образованию, пробуждали жажду знаний для ответа на все новые и новые вопросы.

Как повысить интерес к учебе

Задача сводится к тому, чтобы каким-то образом настроить себя на интересное, привести себя в хорошее настроение. Но эту задачу решить можно, потому что известно: человек смеется, когда ему весело, но даже грустному становится веселее, если его каким-то образом рассмешить. Некоторые психологи считают, что и грустно нам потому, что мы плачем, а не наоборот! И боимся мы потому, что дрожим, а не потому дрожим, что боимся! Это не совсем верно, но что связь между нашими действиями и нашими чувствами двусторонняя — это несомненно. В человеке все взаимосвязано, все причины и следствия постоянно меняются местами.

Переберем факты, которые есть в нашем распоряжении:

  1. Стоит хоть немного повысить интерес, как работа сразу идет лучше (опыт с первоклассниками).
  2. Человек в принципе может сам заинтересоваться даже очень скучным делом (история революционера).
  3. Работа кажется более интересной, если мы настроились на то, что она будет интересной (теория установки).
  4. Не только поведение зависит от настроения, но и настроение зависит от поведения.

Руководствуясь этими фактами, можно, пожалуй, выработать некоторую стратегию —

Генеральный план борьбы с порочным кругом, мешающим учиться

Если нам так важно садиться за работу с определенным настроением, а настроение зависит от поведения, то надо сначала посмотреть, что же с нами происходит, когда мы принимаемся за любимую работу.

  • Мы потираем руки от удовольствия.
  • Мы улыбаемся.
  • Мы тщательно готовимся, предвкушая удовольствие.
  • Мы словно говорим себе: «Я люблю тебя, ботаника! Я с удовольствием почитаю, что написано в книге, и с удовольствием буду учить!»

Другими словами, мы производим ряд физических (потирание рук) и мысленных действий.

Вот точно то же самое надо делать тогда — и особенно тогда! — когда садишься за приготовление уроков по нелюбимому предмету.

По закону взаимосвязи, после некоторых повторений — а не в первый раз! — обязательно должно появиться хорошее настроение. Появится установка на интересную работу, и она, работа, действительно станет хоть немножко интереснее!

Нет, не надо ожидать, что мы сразу и навсегда полюбим, например, географию, если прежде не любили ее. Чтобы полюбить какой-нибудь учебный предмет, надо хорошенько позаниматься им, мы уже говорили об этом,

Не географию полюбим сначала, а свою работу над нею! К работе отнесемся с интересом!

А это уже выглядит вполне реальным. Полюбить работу — это доступно всем, даже самым ярым ненавистникам географии.

Как повысить интерес ребенка к учебе?

Главная > Консультации > Психолог > Как повысить интерес ребенка к учебе?

«Ребенок не хочет учиться! Что делать?» — с таким вопросом все чаще и чаще обращаются к психологам родители и учителя. Если 15–20 лет назад этот вопрос возникал только по поводу некоторых учеников 8–9 классов, то сегодня его задают и в отношении пяти-шестиклассников, и даже в отношении учеников начальной школы.

Психологи выявили множество причин, которые могут приводить к снижению учебной мотивации и интереса к новым знаниям. Можно обсуждать их в разном порядке, но я воспользуюсь для удобства схемой, которую предложила журналист Ксения Букша.

«Я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат => я стараюсь…»

Размыкание этой цепочки приводит к потере мотивации ребенком. Для иллюстрации Ксения приводит такие примеры:

  1. Ребенок с дисграфией старается писать правильно, но пока не дозреет мозг и не будет проведена определенная коррекционная работа, у него не будет получаться. Правила учить бессмысленно. Цепочка разомкнута уже на первой стрелке.
  2. Ребенок знает, что если постарается, то может вымыть посуду хорошо, но ему просто скучен этот результат — в нем нет ничего интересного или приятного для него. Цепочка разомкнута на второй стрелке.
  3. У ребенка плохой контроль над импульсами, или он напрочь не верит в себя. Он знает, что если постарается, то сделает, и ему нравится, когда получается, но его эмоции «не запоминают», что за усилиями следует приятный результат, и цикл мотивации не формируется. Последняя третья стрелочка очень слабая и постоянно размыкается.

Начнем и мы двигаться по этой схеме.

«Я стараюсь…»

Почти всякий раз, когда ребенок берется за новое дело, он старается его выполнить. Но интерес начинается немного раньше. Почему ребенок вообще начинает что-то делать? И начинает делать именно одно, а не другое?

Психологи выделяют несколько причин.

1. Ребенок начинает делать то, что удовлетворяет какие-то его потребности. Значит, учиться будет интересно, если получаемые знания, навыки, компетенции удовлетворяют какие-то потребности ребенка. Конечно, не только природные — есть, пить, спать и др., но и потребности в безопасности, в принятии, в общении, в красоте и прочие.

2. Ребенок начинает делать то, что удовлетворяет его любопытство. Любопытство возникает, когда ребенок сталкивается с чем-то новым, неизвестным, загадочным. Значит, ребенку будет интереснее учиться, если предлагаемые нами знания хотя бы отчасти будут для него новыми или хотя бы немного интригующими.

3. Ребенок охотнее начинает делать то, что задевает его эмоции — удивляет, вдохновляет, приводит в восторг, заставляет смеяться и т. п. Именно поэтому очень хорошо воспринимаются детьми игровые упражнения и занятия. Так что учителю, использующему игровые, в том числе соревновательные приемы, или просто умеющему задеть эмоции учеников на своих уроках, удается добиться и большего интереса к учебе.

4. Ребенок начинает делать что-то, когда уверен, что он справится, сможет это сделать. Поэтому всегда нужны примеры того, где, как и для чего дети смогут применить получаемые знания. А еще часто они нуждаются в поддержке и подбадривании со стороны взрослых (родителей, педагогов), особенно когда начинают делать что-то новое. К сожалению, взрослые об этом часто забывают.

«Я стараюсь => у меня получается…»

Итак, ребенок заинтересовался чем-то, начал это делать, но по каким-то причинам у него не получается. Например, если у ребенка есть нарушения в развитии или просто не хватает каких-то навыков. В нашей цепочке пропадает стрелка, процесс мотивации прерывается. Конечно, если у ребенка что-то не получается, интерес к такому делу сразу же падает или пропадает совсем. Причин неудачи тоже быть несколько.

1. Ребенок плохо понял то, что ему рассказал взрослый (родитель, учитель). На этот случай у взрослого всегда есть хороший инструмент для поддержки интереса — подсказка. Специалисты выделяют подсказки разного уровня.

  • Полная физическая подсказка — взрослый берет ладони ребенка в свои и делает то, что требуется, сам руками ребенка.
  • Частичная подсказка — взрослый слегка направляет руки ребенка, как бы подталкивает их в нужном направлении, если требуется.
  • Жестовая подсказка — взрослый указывает жестом, что нужно делать.
  • Моделирование — взрослый показывает, как нужно делать.
  • Прямая вербальная подсказка — взрослый говорит, что нужно делать.
  • Непрямая вербальная подсказка — взрослый задает наводящие вопросы.
  • Визуальная подсказка — взрослый показывает картинку, на которой нарисовано то, что требуется от ребенка.

Конечно, как только у ребенка начинает получаться, взрослый уменьшает уровень подсказки — использует следующую подсказку сверху вниз по приведенному списку, — а затем и вовсе их отменяет. Важно отметить, что подсказку нужно использовать только тогда, когда ребенок сам хотя бы попытается начать что-то делать. Иначе теряется смысл что-то делать, и ребенок просто будет ждать, когда за него все сделает взрослый. К сожалению, взрослые часто недооценивают роль подсказок и не умеют их использовать. Тем не менее, подсказки — мощный инструмент, позволяющий сохранять и усиливать интерес ребенка к учебе.

2. Задание оказалось слишком сложным для ребенка, и он не в состоянии его выполнить. Правильным решением будет разбить задание на части и выполнять их последовательно. При этом также стоит воспользоваться подсказками, приводить как можно больше разных примеров. Конечно, «высший пилотаж» — если родитель или учитель умеет подобрать задания так, чтобы ребенок, хотя и с трудом, но мог бы их выполнить. У ребенка возникает огромное чувство удовлетворения и самоуважения, которое лучше любых специальных методик стимулирует интерес и мотивацию к учебе.

«Я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат»

Пожалуй, самым мощным средством поддержки и укрепления интереса к учебе является получение приятного результат и, в целом, приятных последствий своих усилий. Фактически речь идет о поощрениях, которые могут предоставлять взрослые за активную учебу, проявленное трудолюбие, выполнение тех или иных дел. Кроме того, поощрения могут быть естественными, которые возникают автоматически после выполнения каких-то действий. Например, мама учит маленького ребенка здороваться со взрослыми. Ребенок здоровается с проходящей мимо соседкой, и та отвечает: «Здравствуй!» Это ответственное приветствие и есть естественное поощрение поведения ребенка здороваться. Теперь он будет делать это чаще. Обсудим, какие еще поощрения могут использовать родители и учителя для поддержки и усиления интереса ребенка к учебе.

1. Наверное, самым распространенным поощрением является похвала. Порой, ее используют на столько часто, что она обесценивается полностью, и дети уже не обращают на нее внимания. Лучшее решение — применять конкретные похвалы гораздо чаще, чем общие. Например, вместо бесконечного употребления слова «молодец!», говорить: «Отлично! Ты правильно решил эту задачу», — или: «О! Ты нарисовал замечательного зайца!» и т. п.

Важно не забывать хотя бы время от времени хвалить ребенка за то, что он делает или сделал правильно. К сожалению, взрослые предпочитают не обращать внимания на успехи ребенка или пользоваться критикой, осуждением, наказанием, что напрочь отбивает мотивацию.

Психологи установили, что для успешного развития необходимо, чтобы соотношение похвал, положительных отзывов и критических замечаний ребенку было не менее, чем 4:1, то есть не менее 4 похвал, подбадриваний, слов поддержки на одно критическое замечание.

Кстати, отдельно хотелось бы обратить внимание учителей на то, что в классе все дети должны получать похвалы, а не только те, кто учится наиболее успешно. Полезно завести тетрадь, где отмечать, сколько поощрений (похвал) и взысканий (замечаний) получил каждый ученик. Возможно, для некоторых детей придется специально создавать ситуации, в которых они смогут добиться хотя бы минимального успеха.

2. Поощрения не обязательно должны быть словесные. Так одна мама семилетней девочки написала в Фейсбуке, что ей с большим трудом удается усадить дочь за письмо в прописях. Девочка делала много ошибок и помарок, и учительница подчеркивала их красной ручкой. Все страницы пестрели красными чернилами. Мама купила еще одну рабочую тетрадь и стала заниматься с дочкой по ней. Но вместо того, чтобы отмечать явно неполучившиеся буквы, она стала подчеркивать наиболее удачные и красивые буквы зеленым цветом. Сначала зеленых подчеркиваний было совсем мало, но довольно быстро их количество стало расти, и почерк девочки стал налаживаться. Этот пост мамы в социальной сети набрал множество лайков, не исключено, что и вам доводилось его читать. Можно добавить, что поощрением для детей может быть и дополнительное время игры на компьютере или планшете, возможность послушать музыку, погулять с друзьями и многое другое, в зависимости от предпочтений ребенка.

Обычно психологи предостерегают от слишком частого использования поощрений. Они справедливо указывают, что, приучившись получать поощрения за каждое свое правильное действие в детстве, люди во взрослом возрасте остаются очень зависимыми от мнения других людей, от поощрений с их стороны. Действительно, есть важное правило для применения поощрений: чем лучше у ребенка начинает получаться какая-то деятельность, тем реже и меньше по объему должны быть предоставляемые за ее выполнение поощрения. В конечном итоге нужно стараться прийти к тому, чтобы ребенок получал удовольствие от естественных, автоматических подкреплений. То есть самым приятным для ребенка должно стать чувство успеха, радость от правильно и достойно выполненного дела. Но поскольку у некоторых учеников пока не получается успешно выполнять учебную деятельность, для поддержания у них интереса к учебе все-таки придется сначала использовать искусственные (внешние, предоставляемые взрослым) поощрения.

3. Мы уже говорили, что никто не застрахован от неудач — ответ к задаче может оказаться неверным, рисунок неказистым, количество ошибок в диктанте слишком большим и так далее. Неудачи почти всегда снижают интерес к учебе. Но все зависит от того, как ситуация будет прокомментирована взрослым. Можно сказать: «Ну вот, опять ты не смог решить простейшую задачу (вариант: наклепал кучу ошибок в диктанте)! Когда только начнешь головой думать?!» А можно: «Что ж, на этот раз не вышло. Давай вместе посмотрим, что пошло не так, и в следующий раз у тебя все получится!» Фразы, выражающие поддержку и дающие надежду, снижают огорчение от неудачи и поддерживают учебную мотивацию.

4. Некоторые педагоги для повышения мотивации учеников интуитивно используют отрицательные подкрепления. То есть, учитель жестко требует выполнения своих указаний, ругает, наказывает, и ученики, чтобы избежать давления, выполняют его указания. У педагога создается иллюзия, что он нашел способ успешно обучать детей. Однако этот способ не только не повышает интереса к занятиям, но вызывает отвращение к учебе вообще. Да и усвоенные таким образом знания пропадают, как только прекращаются угрозы. Для взрослых это становится неприятным сюрпризом.

«Я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат => я стараюсь…»

Не все дети могут связать полученный в ходе учебы приятный результат с возможностью и дальше получать приятные учебные результаты. Иногда случается, что ребенок не хочет вновь выполнять получившееся у него действие (например, решить еще одну типовую задачу), поскольку не уверен, что у него получится и на этот раз. Обычно так происходит, если ребенку делали много замечаний, много критиковали, наказывали. В таком случае, для поддержания познавательного интереса, очевидно, потребуется много поддержки, поощрений за труд и за правильное выполнение заданий.

Помочь сделать учебу интереснее могут и всевозможные методики самоорганизации и планирования времени. Особенно они могут заинтересовать старшеклассников. Это может быть, например, «метод помидора», использование «Интеллект-карт» и многое другое.

Подведем итог. У родителей и педагогов есть масса возможностей для развития интереса детей к учебе. Причем, в любом возрасте. Конечно, для этого потребуются время и усилия. Но согласитесь, они того стоят!

Как увлечь мужчину – искусство обольщения

Как увлечь мужчину, который пока не интересуется вами? Если вы считаете, что это можно сделать на раз-два, значит вы из тех особ, у которых «ума – палатка».

Секреты обольщения мужчины

Юбка, типа манжеты для попы, вываливающийся из декольте бюст, яркая косметика – такими средствами, конечно, можно соблазнить мужчину. Но, именно соблазнить, и только на одну-две ночи, и далеко, не каждого. Увлечь мужчину так, чтобы он думал, если не о свадьбе, то хотя бы о серьёзных отношения, с наскока не получится, тут нужна длительная осада, умная стратегия и правильная тактика.

Прежде чем переходить к стратегии советую почитать один важный совет- как влюбить в себя мужчину, чтобы не совершить самую главную ошибку!

На кого не стоит тратить время

  • Невозможность общения. Очень трудно увлечь мужчину, который находится от вас на приличном расстоянии, например, живёт в другом городе. Конечно, бывают и такие случаи, когда расстояние только подогревает интерес, но это случается только тогда, когда этот интерес уже есть. Но трудно завоевать и увлечь мужчину, встречи с которым редки и нерегулярны. Поэтому не стоит тратить время на мужчину, с которым не имеешь возможности часто видеться. Заинтересовать можно только того, кто часто тебя видит и может общаться.

  • Мужчина с проблемами. Если вы знаете, что предмет вашего интереса озабочен какими-то серьёзными проблемами (долги, крупные неприятности на работе, болезнь, большие кредиты, которые он не может заплатить), то есть любые крупные неприятности, не пытайтесь увлечь такого мужчину – ничего не получится. Мужчина может увлечься кем-то, только если в данный момент у него в жизни всё более-менее в порядке. Крупные проблемы просто не дадут ему думать о чём-то другом, и вашего интереса, он в лучшем случае, не заметит, в худшем – такое внимание будет его раздражать. Можно ему посочувствовать, постараться помочь, но стараться увлечь его не стоит, подождите, пока он справится со своими проблемами.

Несколько правил и способов, как увлечь мужчину

Итак, предмет ваших вздыханий находится в одном круге общения с вами и никакими серьёзными проблемами он не обременён. Можно приступать к «осаде этой крепости». Успешной или нет будет эта осада, зависит почти на 100% от вас.

Общие интересы и интерес к его персоне

Необходимо собрать как можно больше информации о предмете вашего увлечения: что он любит, круг его общения, его хобби, как любит проводить свободное время, в чём он успешен и так далее. Собрав такое своеобразное досье, вы сможете заинтересовать его, мимоходом упомянув о своих предпочтениях в отдыхе, музыке, марке автомобиля, книгах. Да, о чём угодно, лишь бы это соответствовало его увлечениям.

Говорить об этом нужно именно мимоходом, ненавязчиво, не акцентируя его внимания. Важно оказаться в зоне его интересов, чтобы мужчина понял, что с вами можно обсудить всё, что его интересует, то есть, вы духовно близкий ему человек.


Мужчины очень любят, когда к их персоне проявляется искренний интерес, интерес к их взглядам на жизнь, увлечениям, мнению о других людях. Но есть и запретные темы, к которым не стоит проявлять любопытства, невозможно увлечь мужчину спрашивая о размере его зарплаты, о его прежних романах, о каких-то прошлых его неудачах.

После такой любознательности, он быстро переведёт вас в разряд навязчивой дуры, и отношения ещё не успев начаться, благополучно закончатся.

Уверенность, но не апломб

Уверенная в себе женщина всегда способна привлечь на первых порах, хотя бы, внимание мужчины. Здесь говорится не о деловой или жизненной уверенности, а о вашей убеждённости в своей притягательности для мужчин. Вы можете быть не самой яркой и привлекательной внешности, но вы уверены, что:

  • всегда вызываете мужской интерес,
  • любой мужчина, не последний в вашей жизни,
  • вы сексуально привлекательны,
  • разбираетесь в мужчинах, и сможет покорить почти любого

Только не надо путать такую уверенность, с апломбом, основанным на том, что её аппетитные формы и «ноги от ушей», вкупе с совершенно пустой головой, способны покорить любого мужчину. Такая, основанная лишь на внешних данных, самоуверенность может вызвать только мимолётный сексуальный интерес. Мужчины таких девушек часто называют «кукла с мозгами обезьяны».

Вербальное восприятие

То, что мужчина любит глазами, аксиома, но многие из нас понимают её неправильно. Мужчина, действительно, при первой встрече оценивает девушку внешне. Но он обращает внимание на её облик в целом. То есть, вряд ли он заметит её дорогие украшения, яркий макияж, сложную причёску, модную одежду. Мужчины, как бы, видят картину в целом, то есть, как девушка выглядит во всём этом, её аккуратность, ухоженность, вкус.


Простой пример, он не обратит внимание на юбку и красивые колготки, а оценит стройность женских ног, не восхитится продуманной причёской, а увидит, как красиво волосы обрамляют женское лицо. И так далее, но всё это может быть со знаком минус, если она не уделит достаточно внимания своему внешнему облику.

Обворожительный смех и чарующий аромат

То, что мужчина «любит глазами» не исключает других его органов чувств. В вербальном восприятии женщины, у мужчин участвуют и слух, и обоняние. То, как она разговаривает, смеётся, тоже оказывает влияние на интерес к ней мужчины.

Невозможно увлечь мужчину даме с резким командным голосом и громким неприятным смехом (такой смех ещё называют «ржанием»). Приятный, мягкий, нежный голос, обаятельная улыбка, жизнерадостное выражение лица, заразительный, но не громкий смех – вот что может привлечь мужчину с первого взгляда.


А неповторимый аромат женщины тоже сразу воспринимается представителями сильного пола, с самых первых минут знакомства. Как бы хорошо не выглядела девушка, если от неё исходит резкий запах пота, который она попыталась заглушить столь же резкими духами, такое амбре может сразу оттолкнуть мужчину.

Каждый человек, в том числе и представительницы прекрасного пола, имеют свой индивидуальный запах, имеется в виду запах здорового, чистого тела. Подберите духи или туалетную воду, которые хорошо сочетаются с вашим природным запахом, и мужчине, которого вы хотите увлечь всегда будет приятно находиться рядом с вами.

Лёгкая доступность со знаком минус

Когда дама доступна практически с первых встреч, то это скорее охладит мужчину, чем поможет увлечь. Имеется в виду не только сексуальная доступность, о ней будет сказано ниже, а доступность женщины, вообще.

Когда она с первых же встреч отдаёт мужчине всё своё время, внимание, восхищение, любовь, мужчина быстро теряет интерес к такой особе. Мужчины по своей природе охотники, женщину в своём подсознании они ассоциируют с дичью, которую нужно догнать и поймать. А если дичь сама бросается в объятия охотника, какой же тут интерес.

Кстати, даже когда отношения уже вполне серьёзны или узаконены, мужчина не потеряет интерес и влечение к своей половинке, продолжающей имитацию его охоты за ней, то есть мужчина не должен быть уверен, что навсегда поймал и покорил свою прекрасную дичь.

Также и лёгкая доступность в сексе может оттолкнуть мужчину. Очень просто увлечь мужчину на одну ночь, но это не может служить гарантией длительных отношений. Секс и любовь начинается и заканчивается в голове. А если он затрагивает только половые органы, это обычная похоть, которая не кружит голову и пропадает сразу же после её удовлетворения, не оставляя ничего ни в сердце, ни в голове.

Если девушка отдаётся мужчине в первый же день знакомства, он может представить, что также она ведёт себя со всеми мужчинами и воспримет её «девушкой на одну ночь». Конечно, существуют мужчины, которые не принимают во внимание такие «мелочи», но, когда ещё характер и предпочтения партнёра не изучены, можно ли ручаться за его именно такое восприятие скоропалительного секса.

Восхищение и комплименты

Большинство людей неравнодушны к похвале, восхищению их достоинствами или действиями, и мужчины тут не исключение. Восхищайтесь и говорите комплименты мужчине, которого вы стараетесь увлечь, но делайте это с умом. Это не должна быть пустая лесть, не основанная ни на чём, или восхищение достоинствами, которыми ваш избранник не обладает.

Например, самый недалёкий мужчина поймёт, что дама, восхищаясь его фигурой (которая очень далека от идеала, и сам он это прекрасно знает), ему откровенно и глупо льстит, стараясь понравится. Восхищение и комплименты должны быть основаны на реальных достоинствах и достижениях мужчины, пусть даже эти достоинства и достижения вы не считаете выдающимися.

Восхищайтесь его компьютерными способностями, умением водить машину, всегда аккуратно и стильно выглядеть, его хорошими манерами, его настойчивостью и целеустремлённостью, например, в овладении иностранным языком, его спортивной фигурой – у любого мужчины можно найти массу всего, чем он сам гордится. То есть, теми достоинствами, которыми он обладает и которым он сам придаёт значение.

Вот шесть приёмов или правил, с помощью которых можно увлечь мужчину

Эти приёмы действуют практически на всех мужчин. Но все люди разные, и мужчины в том числе, и вполне может быть, что вы захотите увлечь мужчину, у которого какие-то особые предпочтения в выборе женщин.

Например, есть такие рабы желудка, что для них самой желанной будет женщина, умеющая вкусно готовить или некоторым мужчинам не нравятся добрые покладистые женщины, им подавай особу с лёгкой стервозинкой в характере, кому-то может понравиться женщина, только потому, что она нравится другим мужчинам.

Чтобы это узнать и стать именно такой (или изобразить, что вы такая), какие ему нравятся, поможет первое правило «интерес к его персоне». Когда вы узнаете, какие качества в женщине ему нравится больше всего, вы будете во всеоружии и сможете поразить его воображение именно тем, что он любит.

И тогда лишь останется понять действительно ли мужчина увлекся вами в серьез? Как это сделать – читайте 7 признаков влюбленности мужчины.

Примените правила покорения особ сильного пола к мужчине, которого вы хотите увлечь, и он не сможет устоять перед вашей любовью и чисто женской предприимчивостью.

Как повысить мотивацию к учебе? Советы хорошего учителя

Повышение мотивации у школьников: откуда берется желание учиться

О повышении мотивации к учебе у детей задумываются и родители, и учителя — но мало кто может предложить что-то конкретное. Автор книги “Классный учитель” Нина Джексон — может. Как ей удается прививать детям желание учиться и интерес к учебе? Советы для учителей, как повысить мотивацию у детей, могут пригодиться и родителям — особенно в начальной школе, когда они еще активно участвуют в учебном процессе.

Когда я только пришла работать в школу, один ужасно смешной мальчуган сказал мне: “Вы, видать, новенькая, чо? Я вам вот чо скажу. Я писать не того, я на барабанах!”. Так его слова и задержались со мной на следующие двадцать пять лет. Вот это и называется — знать, что вызывает в ребенке желание учиться. Барабаны! А вовсе не правописание! Во всяком случае, в этом ребенке.

Поэтому прежде чем представить сто лучших советов, как выработать в ребенке мотивацию к учебе, поразмышляйте над тезисом, который я считаю решающим в этом вопросе: чтобы увлечь детей учебой, их нужно знать.

Вам — и учителю, и ученикам — нужно узнать друг друга и установить рабочие взаимоотношения, тогда ученики будут довольны жизнью и станут развиваться как личности, что, безусловно, повлияет на их внутреннюю мотивацию.

Каких только учеников не бывает, и у каждого свой характер, свои учебные потребности. И для каждого нужно подобрать в обширной учебной программе то, что подходит именно ему. Кому-то нравится выступать, и громкость такого ученика, как правило, настроена на максимум. А у кого-то громкость вовсе выключена, но если вы его похвалите — персонально и по заслугам — он превзойдет самого себя. Ведь именно тихих учеников мы часто обходим вниманием, хотя оно им так необходимо — так же, как наша поддержка и похвала.

Обязательно подумайте над рассадкой. Сама я детей никогда не рассаживаю, всегда позволяю им садиться с кем и где угодно, в зависимости от настроения. А некоторые учителя, наоборот, предпочитают фиксированную рассадку. (Я тут никому не судья, ведь что хорошо одному, то для другого не вариант.) Поступайте, как считаете нужным, только следите, чтобы ваши ученики раскрывались и получали от обучения максимум.

В чем я прочно убеждена, так это в том, что необходимо разобраться с “громкоговорителями” — иначе они съедят все ваше время. Если вы посадите рядом с собою “громких” учеников, то не только потеряете покой, но еще и будете тем самым подкармливать их “громкое” эго. Мало того, другие ученики могут подумать: раз вы уделяете “громким” столько внимания — значит, поощряете такое вызывающее поведение.

При таком многообразии индивидуальных учебных потребностей не удастся подойти ко всем ученикам с одной меркой, и в данном случае я говорю о рабочих листах (проклятии многих учителей!). Если уж даете их детям, то придумайте дифференцированные упражнения. Ведь дело не в количестве заданий, а в содержании и методиках.

Есть дети, скажем ученики с особенностями развития или особыми учебными потребностями, которых рабочие листы вообще не вдохновляют, а только отвращают от учебы. Придумайте для них задания, которые можно выполнить устно.

Что касается более способных и талантливых, их увлекают интересные развивающие задачи, а не очередные письменные упражнения. Чем лучше вы знаете своих учеников, тем четче понимаете, что их мотивирует, а что нет, например кого-то воодушевит порученное ему самостоятельное исследование, а для кого-то важна более тесная связь с вами. Как бы там ни было, для поддержания мотивации и заинтересованности в таких учениках им нужно все время подсовывать что-то новенькое. Если ученик простаивает, то он скучает, а заскучавший ученик отключается от учебы скорее, чем вы успеете сказать “электричество”.

Ко всем ученикам нужно подходить с целым арсеналом педагогических приемов, и похвала с поощрением в их числе. Смысл в том, чтобы наладить учебный диалог между вами и учащимися, пусть даже незначительный. Помните, маленькие шажки оставляют на снегу большие следы! Всегда ищите положительное в их работе, отношении к учебе, личных достижениях и/или успехах в учебе.

Если ребенку кажется, что он постоянно не справляется и не успевает, то он переключится на что-то другое, скорее всего на компьютерные “стрелялки”, или на обсуждение, кто с кем целовался в выходные, или, что хуже, все закончится вызовом родителей в школу и решением дисциплинарных вопросов. И не забывайте, что хвалить детей нужно в четыре раза чаще, чем критиковать.

А еще необходимо приучить их к ответственности за самих себя — для этого они должны видеть, что вы им доверяете. Такие двусторонние отношения выведут из спячки самого апатичного из учеников.

Попробуйте задействовать четыре составляющие мотивации:

  1. Заинтересованность в учениках — покажите, что вам как учителю интересно, чем занимается каждый из них в классе, и что вы цените каждого как личность независимо от его потребностей, достижений, успеваемости, поведения или характера.
  2. Модель отношений — с помощью разнообразных увлекательных занятий и упражнений определите, какая модель отношений лучше работает. Важно найти баланс между вашим авторитарным контролем и их свободой выбора.
  3. Побуждение — предлагайте детям задания и занятия, вызывающие у них интерес. К примеру, повесьте на стену “доску чудес” и попросите учащихся написать на ней, что побуждает их учиться. Увидите, они сразу же погрузятся в раздумья о своих учебных опытах, а затем выдадут вам на гора кучу идей и факторов, которые влияют на их мотивацию.
  4. Обратная связь — только конструктивная, дружелюбная и жизнеутверждающая, причем для всех и каждого. Тогда и успеваемость будет расти, и дети будут чувствовать себя комфортно. А тем, кто ощущает внутренний комфорт, не страшны никакие препятствия!

Читайте также:  Как сделать соус
Оцените статью
Добавить комментарий