Как подготовить ребенка к школе

Содержание

Подготовка к школе: практические советы родителям

Узнайте, как правильно подготовить ребенка к школе, и решите несколько логических задач для дошкольников от ЛогикЛайк.

На LogicLike.com дети учатся рассуждать, развивают логику, способности к математике и познавательный интерес.

Подготовка к 1 классу всегда волнительна и для детей, и для взрослых. Самые ответственные родители спешат научить будущего первоклассника читать и считать, выводят буквы и решают примеры. К чему нужно готовить будущего первоклассника на самом деле?

В разделе «Подготовка к школе» мы делимся рекомендациями о том, как подготовить ребёнка к школе самостоятельно, а также онлайн.

Родителям в помощь – полезные материалы, вопросы, задания

1. Физическое развитие

С детства прививайте ребенку интерес к спорту и занятиям физкультурой. Лучше всего здесь работает личный пример. Находите время на активные занятия с детьми дома и на улице.

Предложите ребенку попробовать разные спортивные секции: плавание, гимнастику, единоборства, танцы. Пусть он выберет то, что ему действительно понравится.

Если сын или дочь сами напоминают вам об очередной тренировке и стараются не пропускать ни одного занятия в неделю – это успех.

2. Психологическое развитие

Даже внешне спокойному и уверенному в себе ребенку бывает сложно адаптироваться к непривычной школьной обстановке. Чему важно научить детей, чтобы помочь им с переходом к новому жизненному этапу?

1. Учите ребенка управлять эмоциями и мыслить позитивно.

Умение контролировать такие эмоции как гнев, злоба или обида уберегут ребенка от необдуманных поступков или слов. Поясните ребенку, что проблем бывает много. Но если мыслить позитивно, то будет проще взглянуть на ситуацию с другой стороны и найти правильный выход.

Подойдите к вопросу осознанно: моделируйте разные жизненные ситуации и помогайте ребенку вместе разобраться, как стоит поступать в том или ином случае.

2. Тренируйте внимание и умение концентрироваться.

Учите ребенка всегда доводить начатое до конца. Давайте ему задания, которые реально выполнить в течение получаса. Выбирайте не только любимые дела, но и те, где ребенок может сопротивляться. Если удалось сосредоточиться на поставленной задаче хотя бы на 20 минут и довести дело до результата, вы справились.

3. Воспитывайте ответственность и развивайте силу воли.

Учите мечтать, ставить цели и добиваться их, несмотря на трудности. Сначала помогайте внешними стимулами, но поясните, что самая сильная мотивация – его собственная.

Поручайте ребенку взрослые задания. Пусть у него будет свой перечень закрепленных дел по дому: полить цветы или вытереть пыль, выгулять или покормить домашнего питомца.

3. Интеллектуальное развитие

Читать, писать, считать и решать простые математические задачи ребенка научат в школе. Более ценное, что могут сделать родители для своих детей – научить их правильно мыслить, рассуждать, анализировать информацию и видеть главное.

Что именно нужно делать?

1. «Зажгите» познавательный интерес и стимулируйте к изучению нового: в книгах, видеосюжетах, дома и на прогулке. Организуйте ребенку разнообразный досуг, чтобы они понимал, сколько в мире нового и интересного, о чем ему предстоит узнать.

2. Развивайте речь и умение общаться. Учите ребенка находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Важно научить умению слушать, аргументировано доказывать свою точку зрения и получать удовольствие от самого процесса общения.

3. Развивайте логическое мышление. Решать типовые задачи ребёнок научится на уроках математики. А вот чтобы он успешно справлялся с заданиями со звёздочкой и бытовыми задачами, не обойтись без умения рассуждать и мыслить нестандартно. Эти способности можно и нужно тренировать.

Каким образом?

Для этой цели нужно регулярно выполнять нестандартные задания и решать задачи на логику. Дополнительная польза: у ребенка формируется усидчивость и привычка доводить начатое дело до конца. Читайте подробнее, как и зачем развивать логику.

Где искать задачи?

10 лет назад на ум приходили только сборники и детские журналы. Сейчас гораздо больше качественных интересных материалов можно найти в интернете. Но как не потеряться в этом океане развивающих заданий?

Чтобы оценить приблизительный уровень интеллектуальной готовности ребенка к школе, посмотрите небольшую подборку математических задач для дошкольников от ЛогикЛайк или начните занятия на сайте.

7 шагов подготовки ребёнка к школе

Время чтения 7 минут

Как подготовить ребенка к школе самостоятельно – это один из основных вопросов, который волнует родителей будущих школьников. Зачастую родители обращаются за помощью в этой проблеме к преподавателям учебных центров, они переживают о том, чтобы их ребенок без проблем поступил в учебное заведение.

При поступлении в выбранное учебное заведение, необходимо заранее ознакомиться с перечнем предъявляемых требований, чтобы не создавать в начале обучения стрессовую ситуацию. Ведь не редки случаи, когда еще на этапе подготовительных занятий родители пребывают в состоянии стресса. Только ознакомление с требованиями учебного заведения поможет родителям определить уровень подготовки их ребенка и поможет узнать, готов ли он к поступлению в школу вообще.

Часто подготовку детей к школе родители неоправданно возлагают на дошкольные учреждения, считая, что это обязанность профессиональных педагогов. Но на практике знаний, получаемых детьми в дошкольных образовательных учреждениях недостаточно для перехода на следующую стадию обучения. Исходя из этого, родители должны задуматься о том, как правильно подготовить ребенка к школе самостоятельно, без привлечения других лиц.

Готовим ребенка к школе: 7 основных пунктов

Многие родители не уверены в собственных силах и считают, что подготовить ребенка к школе самостоятельно не смогут из-за отсутствия должного педагогического образования. Но эти страхи безосновательны, так как в настоящее время магазины пестрят многочисленными пособиями, в которых подробно рассказано, как подготовить ребенка к школе самостоятельно, описаны методы, с помощью которых ребенок достигнет тех или иных знаний и приобретет необходимые навыки (счет, чтение, письмо).

1. Базовые навыки

Обучение чтению, самостоятельное изучение букв и алфавита.

Изучение букв. В процессе изучения букв родители могут обращаться к всевозможным дидактическим материалам: кубикам, магнитному алфавиту, карточкам с изображением букв и др. В занятиях по изучению букв важна регулярность и последовательность проведения, тогда детям запомнить буквы будет не сложно.

Главное правильно начинать новое занятие, повторяя и закрепляя сначала ранее изученную тему, только потом приступая к изучению новой. Наиболее благоприятный возраст для изучения букв – 3-4 года. Дети в этом возрасте легко схватывают и запоминают информацию.

Несомненно, в возрасте двух лет дети так же легко смогут запомнить и показать изученную букву, но если систематически не проводить с ними занятий по закреплению, эти навыки быстро забудутся. Поэтому следует задуматься, нужно ли требовать запоминания алфавита от двухлетнего малыша.

Развитие речи и осваивание навыков связного чтения. На данном этапе необходимо прибегнуть к помощи букваря, он с легкостью объяснит ребенку, каким образом звуки соединяются в слоги, поможет научить его читать по слогам.

2. Пособия-помощники: буквари и альбомы по развитию речи

Сегодня можно выделить несколько проверенных методик, получивших широкое распространение. Среди них: логопедический букварь Косиновой Е.М., букварь Жуковой Н.С., букварь Бахтиной Е.Н. Все эти методики отличаются друг от друга, что дает возможность родителям выбрать наиболее подходящую для самостоятельной подготовки ребенка к школе.

Заниматься с детьми можно так же, используя следующие пособия: «Альбом по развитию речи для самых маленьких» С.В. Батяевой и «Альбом по развитию речи» В.С. Володиной. Данные альбомы отличаются от множества других системным подходом к развитию навыка связной речи, так же в них можно встретить задания с логопедическим уклоном, что значительно облегчит процесс обучения детям, имеющим логопедические проблемы.

Результат:

Основными требованиями, предъявляемыми учебными заведениями являются умение читать по слогам, способность находить и выделять слоги в словах, умение считать количество звуков в слове. Так же будущий первоклассник должен уметь отличать гласные звуки от согласных и обладать навыками связной речи, т.е. мог описать несколькими простыми предложениями изображение на картинке, а так же уметь пересказывать маленькие простые тексты, сохраняя их суть.

Читайте также:  Как не поправиться от гормонов

3. Знакомство с основами счета, выполнение элементарных математических операций

Дети младшего школьного возраста (6-7 лет) должны уверенно считать до 10, понимая при этом категорию исчисляемости, а не механически повторяя цифровой ряд. Существуют специальные упражнения, помогающие детям анализировать состав числа. Эти упражнения являются основой обучения ребенка счету. То есть ребенок должен понимать, что в состав цифры 2 входит 1 и 1, а 5- это сумма 2 и 3 и т.д. В помощь к процессу усвоения этих знаний приходят наглядные пособия, поддающиеся легкому пересчету. К таким пособиям относятся кубики, шарики и любые другие геометрические фигуры или элементы конструктора. Главное требование к пособию – одинаковая форма, размер и цвет. Руководствуясь таким пособием достаточно просто демонстрировать детям суть простейших математических операций – сложения и вычитания.

4. Помощники родителей по обучению ребенка математике

Для того, чтобы подготовить ребенка к школе самостоятельно необходимо понимать, что выбираемые пособия должны быть максимально понятны самому родителю, в них должно быть понятно описано, каким образом проводится то или иное занятие. Такие пособия должны включать как теоретический материал, так и дидактическую наглядность.

Хорошим подспорьем при изучении математики является следующее пособие: «Игралочка. Математика для детей», разработанное Л.Г. Петерсон и Е.Е. Кочемасовой. В зависимости от возрастной периодизации оно подразделяется на несколько частей : от 3 до 4 лет, от 4 до 5, от 5 до 6, от 6 до 7. К каждой части разработана методическая тетрадь, включающая в себя задания. Таким образом, данное пособие охватывает все математическое образование будущего первоклассника.

Результат:

Дошкольник легко может посчитать от 1 до 10, быстро и правильно определяет место числа в числовом ряду (6 следует после 5, или до цифры 8), решает простые задачи, которые составлены на основе операций сложения и вычитания цифр от 1 до 10.

Процесс подготовки к письму. Процесс обучения письму начнется непосредственно в школе, но будет неплохо, если дома ребенок получит некий фундамент в этом вопросе. От родителей требуется научить ребенка уверенно проводить чёткие линии, не прибегая к помощи линейки, штриховать по контуру фигуры или рисунки.Навыки, которые отвечают за общий уровень интеллектуального развития ребенка.

Задумываясь о том, как правильно подготовить ребенка к школе, важно уделить внимание и общему развитию дошкольника: развитию внимания и памяти, тренировке логического мышления и развитию творческих способностей, задатки которых имеются у каждого человека. Чтение книг является самым действенным способом всех вышеперечисленных сторон развития интеллекта ребенка. На этапе подготовки к школе имеет место быть не самостоятельное чтение, а совместное.

Однако, частое чтение книг родителями для ребенка способствует развитию умения анализировать и обсуждать. Читая ребенку книгу, необходимо задавать вопросы и учить делать выводы о прочтенном. Родителям нужно быть готовыми к возникновению вопросов и рассуждениям ребенка о прочитанном, нужно вместе с ним разобраться в том, что было недопонято. Любовь и интерес к книгам способствует развитию у ребенка хорошей памяти и наблюдательности, воображения и способности образно мыслить.

5. Книги, способствующие интеллектуальному развитию ребёнка

В целях обучения необходимо использовать не только всеми известную и любимую художественную литературу, но и энциклопедические издания, выбирая при этом максимально наглядные экземпляры. Так же интерес ребенка можно подогреть головоломками, шарадами, загадками. Еще при самостоятельной подготовке ребенка к школе можно самостоятельно придумывать различные творческие задания или же заимствовать их в специальных пособиях с уже подготовленными заданиями по изготовлению поделок или аппликаций.

6. Психологическая готовность к школе

Одним из важных моментов в процессе подготовки ребенка к школе считается создание позитивного настроя на процесс обучения в целом и добросовестного отношения к серьезным и важным переменам в жизни малыша. Немаловажно помочь ребенку не только практически подготовиться к поступлению в школу, но и способствовать формированию у него желания обучатся в школе, приобретать знания.

Часто после того, как ребенок пошел в школу, родители могут столкнуться с определенными проблемами: он отказывается выполнять просьбы учителя, плохо ведет себя на уроках, не обращает внимания на замечания, нарушает дисциплину.

Происходит это из-за непонимания ценности процесса обучения, а вовсе не из-за плохого воспитания или преднамеренного желания сорвать урок. Быть может в 6 лет он еще не готов к обучению, а к 7 годам ситуация может в корне измениться. Поэтому задумайтесь над тем, точно ли ваш ребенок готов к обучению психологически, проанализируйте, как самостоятельно подготовить ребенка к школе, когда и по достижении какого возраста он будет к этому готов.

7. Самостоятельное проведение занятий: важные моменты

  • Длительность каждого домашнего занятия не должна превышать 25–30 минут. Внимание шестилетнего ребенка будет тяжело удержать дольше 30 минут.
  • Необходимо чередовать виды занятий между собой, рассчитывая нагрузку. После математического занятия нужно дать дошкольнику творческое задание – выполнить рисунок, сделать аппликацию, поделку. Помните о том, что в ходе занятия необходимо включать подвижные паузы, так как ребенку в таком возрасте тяжело высидеть на одном месте 30 минут. Для этой цели можно использовать простые физические упражнения.
  • Никогда не пугайте ребёнка школой, если у него что-то не получается, так как это может привести к формированию негативного отношения к учителям и школе. Стимулировать нужно не устрашением, а наоборот, приободряя и помогая справиться с трудностями. Нельзя ругать ребенка, если у него что-то не выходит или он чего-то не понимает, в этом случае он будет бояться поступления в школу, будет считать себя хуже других.

Готовиться к поступлению к школе нужно начинать минимум за полгода. На самом деле не так сложно подготовить ребёнка к школе самостоятельно, как может показаться, в этом деле главное правильно организовать занятия, грамотно подготовить учебное место, чтобы ребенок чувствовал себя уютно и занимался с интересом и удовольствием. Тогда он сможет избежать стресса при поступлении в школу, а процесс предстоящего обучения не будет источником его страхов.

Понравилась статья, расскажи друзьям

САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter

Как подготовить ребенка к школе, и где это можно сделать?

Развивающие занятия помогают детям в легкой и увлекательной форме адаптироваться к школе.

Хорошая дошкольная подготовка требует комплексного подхода и особой учебной методики.

Начальное знание английского — преимущество для первоклассника. Как достичь этого без стресса для ребенка?

В ведущих подготовительных центрах заботятся не только об уровне обучения, но и о комфорте для детей.

Стоимость обучения детей дошкольного возраста зависит от уровня учебного учреждения, преподавания и от частоты занятий.

Мнения о том, стоит ли готовить ребенка к школе, и как это делать, до сих пор расходятся. Сердобольные бабушки готовы ночи напролет учить малыша читать, чтобы не переплачивать за «специальные курсы», родители же хватаются за голову, пытаясь определить, действительно ли полезны подготовительные программы и, самое главное, что они сами, как родители, могут сделать для своего ребенка, чтобы тот успешно адаптировался в школе. Однако, при правильной организации процесса, подготовка к школе может стать очень увлекательным занятием – и для вас, и для будущего первоклассника.

Одни учителя первоклашек жалуются на то, что некоторые «переподготовленные» дети и уже все умеют, и в школе на первых порах им просто нечего делать. Другие отмечают, что малыш без труда воспроизводит английские слова, но при этом не может связно рассказать, о чем он только что прочитал по-русски. Третьи восхищаются почти гениальными детьми – только вот эти дети то пеналы теряют, то туалет в школе не могут найти, и испытывают трудности в общении со своими сверстниками.

Так какой же должна быть подготовка в школе? Что могут сделать родители, чтобы новый этап в жизни ребенка прошел безболезненно и успешно?

Что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в школу

Кстати, зачем нужно готовить ребенка к школе, знает не каждый родитель. «Потому что так принято» или «потому что так делают все». Здесь и начинаются основные проблемы, поскольку непонимание того, что дает подготовительная работа будущему первокласснику, приводит к таким странным ситуациям, описанным в начале этой статьи: ребенок обладает массой бесполезных для него на данном этапе знаний, но не умеет делать чего-то элементарного, или не отличается достаточной самостоятельностью, и так далее.

Одни родители считают, что подготовка нужна для того, чтобы малыш успешно прошел негласное собеседование в школе. Что ж, это неплохая мотивация, ведь именно на собеседовании (своего рода неофициальном тестировании) педагог и другие специалисты (психолог, логопед) могут определить, насколько ребенок готов к тому, с чем ему предстоит встретиться в школе: развиты ли у него основные базовые навыки (физические, интеллектуальные), насколько он свободно и уверенно общается, понимает инструкции, выражает свое мнение.

То есть, подготовка к школе должна помочь вашему малышу созреть интеллектуально, социально, эмоционально и психологически для нового этапа в жизни. А это, в свою очередь, поможет ему успешнее учиться и заложит основу для дальнейшего роста.

Итак, что должен знать и уметь ребенок уже перед школой?

  • ФИО (собственные и родителей), свой домашний адрес и телефон, город, страну;
  • Самые распространенные растения, животные;
  • Дни недели, времена года (и их последовательности), количество месяцев в году;
  • Цвета, виды спорта и популярные профессии;
  • Имена известных писателей, поэтов;
  • Основные правила дорожного движения;
  • Праздники.
Читайте также:  Как бороться с ленью

Он должен понимать разницу между:

  • «право» и «лево»;
  • улицей, городом и страной;
  • фруктами, ягодами, овощами, деревьями и кустарниками;
  • зверями, птицами, рыбами, насекомыми, дикими и домашними животными;
  • буквами и звуками, гласными и согласными (глухими и звонкими).
  • Решать простые задачки (в том числе на логику), отгадывать загадки;
  • Восстанавливать последовательность, выделять общие признаки у предметов и видеть отличия;
  • Описывать картинку, пересказывать историю, учить наизусть стихотворение и небольшой отрывок из 5-6 предложений;
  • Считать до 10 и выполнять простые арифметические действия;
  • Читать небольшие предложения (до 5 слов) и понимать прочитанное;
  • Определять количество звуков и слогов в простых словах типа «дом», «суп», «нога»;
  • Обращаться с ножницами, вырезать по контуру, вырезать геометрические фигуры;
  • Управляться с ручкой и карандашом, проводить четкие линии без линейки, штриховать, закрашивать, не выходя за контур.

То есть на данном этапе у ребенка уже должен быть определенный уровень мышления, памяти, внимания. Кроме того, ему необходимо научиться строить отношения и общаться – с учителем и другими ребятами, быть вежливым и признавать авторитет взрослых, уметь выполнять задания, в каких-то вопросах уже быть самостоятельным, учиться организованности. Всему этому можно научиться как дома, так и на специальных подготовительных курсах.

Подготовка к школе в домашних условиях

В первую очередь, начиная заниматься с ребенком дома, не гонитесь за формальными результатами: каждый малыш очень индивидуален, а различными «ты должен» или сравнениями со знакомыми ему детьми вы можете спровоцировать формирование у него комплекса неполноценности. Ваша задача – превратить процесс в удовольствие, чтобы все занятия – задачки, поделки и чтение – не вызывало у него отторжения. Хорошо, если ребенок уже понимает ценность обучения, и у него есть мотивация, но если нет, вы можете сделать так, чтобы интерес появился.

  • Много общаться с ребенком, отвечать на его вопросы, уделять ему внимание (хотя это стоит делать не только перед школой), вместе читать;
  • Превратить обучение в игру: даже обычная прогулка может стать увлекательным приключением. Считайте вместе лужи, дома, птичек, пусть он называет номера домов, читает названия улиц и магазинов. Дома на занятия к нему могут приходить любимые игрушки, герои сказок и т.д.
  • Читая или смотря вместе мультфильм, обсуждать с ребенком то, что он узнал. Интересуйтесь его мнением, задавайте наводящие вопросы, чтобы побудить его высказываться и научить элементарному анализу. Если он читал что-то с другим членом семьи (с бабушкой, например), попросите его в ненавязчивой форме пересказать прочитанное.
  • Вместе делать поделки: лепить, рисовать, делать аппликации, собирать пазл, делать мозаику – все это развивает мелкую моторику.
  • Уделять внимание и физическому развитию, активным играм, можно даже организовать дома спортивный уголок.
  • Учить самостоятельности и правилам безопасности дома и на улице.

Обязательно учтите следующее:

  • Не злитесь, если ребенок чего-то не понимает и делает не так, побуждайте его задавать вопросы и решать возникающие проблемы, помогайте ему, но в то же время не торопитесь сделать что-то за него;
  • Развитие должно быть гармоничным. Понятно, что если ребенку чтение дается легко, а вот задачки он решает с трудом, то второму делу придется уделить больше внимания и времени. Однако не концентрируйтесь на чем-то одном. Важна и красивая речь, и внимание, и память, и физические навыки.
  • Занятия должны длиться не больше 30 минут, в противном случае малыш теряет терпение и интерес. Лучше чередовать занятия и сочетать их с раскрашиванием, поделками и т.д.
  • Хорошо выработать определенный режим: в одно время вставать, питаться, гулять, заниматься, ложиться спать. Это поможет малышу проще адаптироваться к школе.
  • Уже сейчас учитесь отпускать от себя ребенка. Страх за малыша, возможно, полностью не пройдет, но ваша задача – научить его обходиться без вас в самых элементарных ситуациях.

Курсы подготовки к школе

О платных курсах подготовки к школе у нас в стране сложилось неоднозначное мнение. Есть такие курсы и при самих школах, есть в некоммерческих организациях, есть в частных студиях. Нередко на таких курсах детей просто «натаскивают» на то, чтобы они отвечали правильно на определенные вопросы и легко выполняли нужные задания. Однако намного важнее, чтобы малыш учился сам делать выводы, рассуждать, творчески мыслить.

Поэтому при выборе курсов подготовки узнайте:

  • Есть ли у студии право на развивающую и просветительскую деятельность;
  • По каким программам проводится подготовка (обязательно должна быть система!);
  • Какого уровня специалисты работают;
  • Есть ли свои пособия, материалы или все это придется приобретать самостоятельно;
  • Продолжительность и интенсивность занятий (если слишком много, то подготовка станет для ребенка стрессом, так что уже до школы он может возненавидеть любой учебный процесс);
  • Сколько человек в группах. По сути, чем меньше, тем лучше, ведь в маленьких группах есть возможность уделить достаточно внимания каждому ребенку.

Стоимость подготовки ребенка к школе

Стоимость занятий будет зависеть от уровня школы, преподавания, от частоты занятий, оттого, понадобится вам дополнительно приобретать учебные пособия и другие материалы, включено ли питание, работа психолога, дополнительные уроки по физическому развитию (например, йога). В целом, цены на индивидуальные занятия начинаются от 1500 рублей, на групповые – от 1000 рублей за 40 минут, по абонементу (2 раза в неделю) – от 3500 рублей, полный пакет со всеми занятиями и питанием – от 8 тысяч рублей в месяц. Для сравнения – домашний репетитор, который готовит ребенка к школе на дому, возьмет за один только выезд от 3000 рублей.

Стоит ли заниматься платно или нет – решать вам. Однако даже если у вас есть время на домашние занятия, не лишним все-таки будет поводить малыша на курсы, особенно, если он не посещает детский сад. Даже элементарные навыки общения с разными людьми и умение строить отношения в разных ситуациях, когда мамы с папой нет рядом, пригодятся ему в последующей жизни. И тогда первый год школы не превратится в сильнейший стресс.

Подготовка к школе в Москве

Подготовить ребенка к первому классу и последующей успешной учебе помогут специалисты частной школы «Лучик», педагоги и психологи. Как правило, в группе занимается 6-12 детей 5-6 лет, что позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Помимо основных занятий по грамоте, письму, счету, проводятся творческие уроки по рисованию, музыке, ритмике, в процессе которых у ребенка развивается пространственно-зрительное мышление, координация, память, речь. Обязательная часть подготовки – работа с психологом и оздоровительная программа (здоровое питание, прогулки на свежем воздухе, фитотерапия и др.). Более подробную информацию можно получить здесь www.luchik.ru

Лицензия № 035957 от 27 февраля 2015 г. выдана Департаментом образования города Москвы.

Под­го­тов­ка к шко­ле – это не толь­ко стрем­ле­ние на­учить ре­бен­ка скла­ды­вать бук­вы в сло­ва и уметь счи­тать пти­чек на за­бо­ре. Это ком­плек­с­ный про­цесс, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го ма­лыш дол­жен на­учить­ся ду­мать, иметь во­об­ра­же­ние, раз­вить па­мять, уметь пра­виль­но об­щать­ся с окру­жа­ю­щи­ми его людь­ми и быть го­то­вым ре­шить про­бле­му и ори­ен­ти­ро­вать­ся в раз­ных си­ту­а­ци­ях. Без­ус­лов­но, сто­ит за­ни­мать­ся с ре­бен­ком и до­ма, но для бо­лее успеш­ной под­го­тов­ки мож­но вы­брать про­ве­рен­ные кур­сы, где с бу­ду­щим пер­вок­лас­сни­ком бу­дут ра­бо­тать на­сто­я­щие про­фес­си­о­на­лы.

Как правильно подготовить ребёнка к школе. Памятки для родителей будущих первоклассников.
материал по теме

Родители будущих первоклассников найдут ответы на следующие вопросы:

-Что означает понятие «готовность ребёнка к школе»

-Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу.

-Как правильно подготовить ребёнка к школе.

-Надо ли обучать ребёнка чтению до поступления в школу.

С помощью предложенного теста «Готов ли ребёнок идти в школу» родители смогут определить уровень готовности к школе своего ребёнка.Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подска­жет вам темы дальнейших занятий с будущим школьником.

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_pravilno_podgotovit_rebyonka_k_shkole.doc27.5 КБ
nado_li_obuchat_rebyonka_chteniyu_do_postupleniya_v_shkolu.doc26 КБ
test_gotov_li_rebyonok_idti_v_shkolu.doc28 КБ
chto_dolzhen_znat_i_umet_rebyonok_postupayushchiy_v_shkolu.doc26 КБ
chto_oznachaet_ponyatie_gotovnost_rebyonka_k_shkole.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определённым запасом знаний. Сейчас психологи и педагоги утверждают, что знания — это не цель, а средство развития ребёнка.

Главное — это не само знание, а умение им пользоваться, самостоятельно его добывать, анализировать.

Поэтому самым важным элементом подготовки ребёнка к школе является формирование умения учиться. Учите ребёнка сознательно подчинять свои действия общему правилу (например, читать книгу сидя, соблюдая расстояние от глаз до книги 25—30 см), внимательно слушать говорящего и точно выполнять данное задание, проявлять самостоятельность, инициативу, творчество в любом виде деятельности.

Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире. Если вы не будете отмахиваться от возникающих у ребёнка вопросов, не будете отгораживать его от окружающей взрослой жизни — подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

Развивайте устную речь будущего школьника. Как можно чаще читайте своему ребёнку детскую литературу; беседуйте с ним о прочитанных произведениях; чаще просите ребёнка пересказать только что услышанную им сказку или рассказать о том, что интересного он увидел во время прогулки.

Чаще превращайте повседневные просьбы в развивающие задания. Например, для лучшего ориентирования ребёнка в пространстве эффективны следующие задания:

— Подай, пожалуйста, чашку, которая стоит справа от тарелки.

— Найди на верхней полке третью книгу, считая справа налево.

— Скажи, что находится в комнате за комодом, между стулом и диваном, за телевизором.

Развивайте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, штриховки, конструирования из различных дета

лей. Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научиться писать, тем быстрее развивается его интеллект.

Приучайте будущего первоклассника к школьному режиму — рано ложиться спать и рано вставать. Прививайте ему привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом; мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи, соблюдать порядок.

Воспитывайте у ребёнка позитивное отношение к школе. Попробуйте создать «романтическую обстановку» вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и целый набор новых впечатлений и эмоций.

Никогда не запугивайте ребёнка школой: «Вот пойдёшь в школу, там быстро тебя воспитают!»

Чтобы у ребёнка возникло ощущение, что он вступает в новую полосу жизни, кардинально измените его жизнь: сделайте перестановку в комнате ребёнка, придумайте ему новые обязанности по дому и т.д.

В чем заключается подготовка детей к школе

Главным событием, завершающим дошкольное детство, является поступление ребенка в школу. В современные годы уже мало кто сомневается, что целенаправленная подготовка детей к школе нужна. Но саму суть этого этапа в жизни ребенка каждый родитель видит по-своему. В чем же должна заключаться подготовка, чтобы дошкольник приобрел готовность стать учеником начальной школы?

Что подразумевают под подготовкой ребенка к школе

Любопытно, что у родителей и психологов различные ожидания, в чем состоит готовность ребенка к школе, и что важно формировать будущему ученику за счет подготовительных занятий.

Большинство родителей ориентировано на интеллектуальные достижения своих детей и в дошкольном возрасте стремятся дать ребенку определенную базу знаний и навыков, научить читать и считать, увеличить словарный запас и грамотно говорить. При такой позиции внимание взрослых акцентировано на развитии осведомленности, речевых и мыслительных способностей ребенка.

Еще часть взрослых, обеспокоенных отдельными чертами характера своего чада, нацелены пробудить у ребенка желание ходить в школу, заинтересовать обучением в школе совместно с другими детьми.

Застенчивые и тревожные малыши могут многое знать и уметь, но они боятся отойти на шаг от мамы или папы. Даже играть со сверстниками такие тихони соглашаются, только если рядом находится близкий человек.

Некоторые гиперактивные, чрезмерно импульсивные дошкольники готовы находиться в кругу других детей как можно больше, но их познавательные интересы ограничены. Подобные шустряки часто заявляют, что они не хотят учиться и в школу не пойдут. А их родители обеспокоены, как же повернуть интересы дошкольника в сторону знаний и обучения.

Таким образом, наиболее выражена позиция родителей в подготовке детей к школе – вложить в голову ребенка как можно больше знаний и заинтересовать обучением в среде сверстников.

Требования специалистов более широкие. Психологи считают, что необходимо сформировать у дошкольника личностную готовность к обучению в школе и внутреннюю позицию школьника. Готовность к обучению включает не только определенный уровень осведомленности и мышления ребенка. Здесь подразумевается и мотивация к познанию, и эмоционально-волевой компонент, и социальная зрелость будущего школьника.

Подготовка к начальной школе, по мнению специалистов, должна включать не только и не столько интеллектуальное развитие, сколько формирование психологических и социальных аспектов зрелости дошкольника.

Поэтому полноценная подготовка к школьному обучению требует пребывания ребенка в группе таких же детей, как и он. Родители — сторонники индивидуальной подготовки – делают ошибку, организовывая для своих детей занятия на дому. Они упускают важный момент, зачем нужна подготовка к школе, а именно, лишают ребенка возможности сформировать умение подчинять свое поведение законам детской группы и выполнять роль ученика в условиях школьного обучения.

Как подготовить ребенка к обучению школе

Иногда родителям кажется, что эффективная подготовка ребенка в школе – это занятия в специальных группах под руководством педагога на протяжении нескольких месяцев непосредственно перед поступлением в школу. Такая подготовка важна, и выше уже говорилось о значимости занятий для детей дошкольного возраста в среде сверстников.

Но уровень психического развития нельзя подогнать к нужной планке за несколько месяцев. Даже в дошкольном детстве. Становление будущего школьника опирается на постоянное развитие всех познавательных процессов и способностей ребенка.

Роль игры в подготовке к школьному обучению

Как бы ни удивлялись родители, базовую подготовку к предстоящему школьному обучению дает ребенку полноценная сюжетно-ролевая игра. Психическое развитие в дошкольном возрасте стимулирует игровая деятельность. Она является ведущей деятельностью.

В игре дошкольники развивают воображение и связную речь, учатся логическим обоснованиям, формируют внутренний план действий, развивают аффективно-потребностную сферу. Каждый из перечисленных компонентов важен для успешного принятия роли ученика.

В сюжетно-ролевых играх дети учатся управлять своим поведением, придерживаться правил, поступать в соответствии с ролью. И в школе без этого никак. Маленькому ученику придется внимательно слушать учителя, сосредоточенно выписывать неподдающиеся буквы и выполнять множество других заданий, которые требуют волевых усилий.

Основы интеллектуальной подготовки

Касательно интеллектуальной подготовки, важно систематически заниматься с детьми, чтобы развивать логическое мышление и речевые навыки. Ориентиры следующие:

  1. Интеллектуальный уровень перед поступлением в школу должен быть таким, чтобы ребенок умел анализировать и обобщать. Необходимо учить ребенка находить существенные признаки, по которым объекты можно объединить в группы, или исключать лишнее. Примеры заданий приведены в статье о развитии словесно-логического мышления.
  2. Речевое развитие ребенка должно обеспечивать связное выражение им своих мыслей. Для этого нужно постоянно пополнять словарный запас, разъяснять ребенку значение новых слов, корректировать его высказывания в соответствии с грамматикой.

Эффективной подготовительной базой является чтение сказок и других детских произведений. Пока ребенок в состоянии только слушать, полезно вместе пересказывать сюжет, рассуждать о поступках героев, фантазировать об ином развитии событий. Но уже в 4-5 лет вполне доступно научить читать малыша. А это и прогресс в развитии, и актуализация познавательных мотивов.

Такая подготовка к школе нужна ребенку. С одной стороны, она естественна для любой семьи, где уделяют внимание развитию детей. И с другой, она аналогична тому же подходу, какой применяют психологи и педагоги, готовя дошкольников к обучению в школе.

Повседневное участие в подготовке детей к обучению в школе

Безусловно, начальный багаж знаний ребенок получает от своих близких. Еще раз подчеркнем, что многие родители уделяют большое внимание развитию интеллектуальных способностей ребенка: постоянно расширяют его знания об окружающем мире, решают логические задания, учат читать и считать, поощряют рассуждения.

Все это способствует развитию познавательной мотивации дошкольника. И, как правило, дети с высоким интеллектуальным уровнем хотят идти в школу учиться.

Что касается стандартных семейных условий, то нельзя сказать, что родители уделяют пристальное внимание формированию у своих детей интереса к школьному обучению. Чаще эта задача перекладывается на сторонние плечи. Так как познавательная мотивация и интерес к школе зарождаются не в один момент, а исподволь, взрослым необходимо прикладывать хотя бы малейшие усилия.

В постоянном общении со своими детьми родители могут использовать элементарные приемы, способствующие формированию готовности к школьному обучению.

  • Полезно проводить занятия, задавая ребенку образец действий и ставя перед ним задачу самостоятельного выполнения. Это будет способствовать формированию произвольности поведения на любом этапе дошкольного детства. Например, выложив слово из счетных палочек, предложить ребенку повторить. Перечисляя несколько предметов, принадлежащих одной группе (фрукты, мебель, транспорт), побуждать дошкольника дополнить ряд.
  • Способствовать развитию внимания ребенка, применяя несложные упражнения. Приучать сосредотачивать зрительное и слуховое внимание можно и во время прогулки, и при чтении книг.
  • Уделять внимание развитию мелкой моторики. В школе на детские пальчики сразу же наваливается большая нагрузка – каждый день им предстоит писать буквы и цифры. Чтобы быть готовым к этой нагрузке, необходимо как можно чаще заниматься лепкой, рисованием, собирать мозаики и конструкторы с мелкими деталями.
  • Важно хвалить ребенка за проявление познавательного интереса, за увлечение полезным занятием.

Чего ни в коем случае нельзя допускать взрослым, хотя это нередко наблюдается в семьях:

  • Не допустимо приструнивать расшалившегося малыша, не очень-то желающего заняться познавательным делом, словами «Вот пойдешь в школу, там нужно заниматься, а не бегать».
  • Нельзя затягивать урок, переутомляя детскую психику и вызывая этим у дошкольника отторжение регламентированных занятий.
  • Нельзя заставлять дошкольника выполнять задание, если оно вызывает отрицательные эмоции.

В основе психического развития ребенка лежит потребность в новых впечатлениях. У детей произвольные действия отличается непосредственностью и импульсивностью: появилось новое желание – оно немедленно должно быть удовлетворено. Поэтому произвольность дошкольника имеет импульсивный характер, что не сочетается с длительным удержанием внимания на каком-либо процессе. Нет вины ребенка в том, что ему еще непосильны даже 15-минутные занятия.

Если родители будут придерживаться изложенной в данной статье практики, они внесут существенный вклад в формирование психологической готовности к школьному обучению у своего ребенка. И старший дошкольник переступит порог школы с удовольствием, интересом и тягой к получению знаний.

Оцените статью
Добавить комментарий