Как отпустить умершего человека

Умерших нужно отпускать

– Когда человек теряет близкого, вполне естественно, что он страдает. Страдает по многим причинам. Это и скорбь по тому человеку, любимому, близкому, родному, с которым он расстался. Бывает, что жалость к себе душит того, кто потерял опору в человеке, ушедшему из жизни. Это может быть чувство вины из-за того, что человек не может отдать ему то, что хотел бы отдать или задолжал, потому что не считал нужным в свое время делать добро и любить.

Проблемы возникают тогда, когда мы не отпускаем человека. С нашей точки зрения смерть несправедлива, и очень часто многие люди даже бросают упрек Богу: «Как ты несправедлив, почему Ты отнял у меня его?» Но на самом деле, Бог призывает к себе человека именно в тот момент, когда он готов перейти в жизнь вечную. Очень часто бывает так, что человек не хочет отпустить близкого, не хочет мириться с тем, что его уже нет, что его не вернуть. Но смерть нужно принять, как данность, как факт. Его не вернуть, и всё тут. А человек начинает возвращаться обратно, к нему, понимаете? Это вещи из ряда вон выходящие, но они не так редко случаются. Совершенно бессознательно человек начинает горевать, и он хочет его как бы заместить. В нас так сильна тяга к смерти. Нам нужно тянуться к жизни, а мы, как это ни странно, тянемся к смерти. Когда мы цепляемся за человека умершего, мы хотим быть с ним. Но нам еще надо жить здесь, у нас есть задачи. Мы ему можем помочь только здесь, понимаете?

Неверующему человеку сложнее отпустить умершего, потому что он даже, может быть, не осознает, что ему так сложно расстаться с этим близким в силу того, что он не может его даже отдать Богу. А верующий человек привык всё возлагать на волю Божью, потому что встречи и расставания сопровождают человека всю жизнь.

В Библейской истории есть сюжет, который оказывает потрясающее терапевтическое воздействие на людей, столкнувшихся со стрессом, со смертью. Речь идет о нескольких жизненных фрагментах одного глубоко верующего человека по имени Иов. Всякий раз, потеряв что-то очень важное, а их было много значительных утрат, он повторял: «Бог дал, Бог взял» . В итоге, Бог видя в нем крепкую веру, возвращает все сполна. Эта притча о том, что преодолевая тоску по ушедшему, мы становимся стойкими и сильными. Человек, на самом деле, от самого рождения своего учится расставаться. Он учится быть вместе с другими, отождествляя себя с социумом. Но вместе с тем, всякий раз происходит процесс разотождествления, то есть отсоединения, расставания. Маленький человек учится расставаться со своей собственностью ещё в песочнице: «Моя лопатка, моя корзиночка». Отбирают – он плачет, ему очень тяжело расставаться со своим. А на самом деле ничего нашего на свете нет, понимаете? Ведь, что значит «моё»? Моё, оно ведь только до некоторой степени моё. В каждый момент нашей жизни мы должны быть готовы расстаться со всем, что мы считаем своим. С точки зрения психологии это такой вот феномен психической жизни человеческой, приобретение навыков к утрате.

Есть люди, которые замыкаются в себе и концентрируются на этой потере. Они в себе эти чувства как бы нагнетают, и не могут остановить поток страдательных эмоций. С детства мы привыкаем расставаться со скорбью. Кто-то зацикливается на этом: «Это моё, и всё тут!» Так велика притягательная сила этого эгоистического чувства. А более зрелый человек умеет расставаться без боли, без таких надрывов.

– Получается, что зрелый человек более спокойно воспринимает смерть?

– Он спокойно передает умершего в руки Того, Кто имеет большее на него право. Почему? Потому что зрелость определяется той силой духа, с которой мы воспринимаем все сложные обстоятельства жизни. Чтобы ни случалось, мы должны всё воспринимать равнодушно, равно-душно. Так Св. преп. Серафим Саровский говорил. Нужно, чтобы душа ко всему относилась равномерно, или, как бы, одинаково, и к скорбям, и к радостям. Это такое абсолютное спокойствие во всем, и на самом деле это очень трудно.

Восприятие утраты, скорби духовного и душевного человека отличается тем, что душевность сопряжена надрывом, эмоциональным изломом, страстностью, чувственностью. Напротив, духовное отношение ровное, в нем любовь помогающая, тихая. Вспоминаю, как умерла моя мама. Это было вообще неожиданное событие. Мы с ней попрощались, она уезжала в другой город, и на следующий день мне позвонили, что она приехала, легла спать и умерла. Ей было 63 года всего, я провожала здорового человека. Для меня это был шок. Потому что я потеряла любимого человека совершенно неожиданно. Но она умерла по-христиански, спокойно, так умереть каждый мечтает. Я слышала не раз: «Вот бы, лечь и умереть». Вот она приехала, легла в свою постель и умерла. И когда я пришла в церковь, встретила своего батюшку, – он тоже знал мою маму, – я ему рассказала, а он мне говорит: «Ты, самое главное, воспринимай эту смерть духовно».

Я тогда еще только воцерковлялась, и для меня эти вопросы жизни и смерти были, так скажем, малопонятны. Тогда я еще никого не хоронила из близких людей. Я всё думала, что же значит воспринимать духовно? Из литературы, в которой раскрывается тема отношения к смерти я поняла, что относиться духовно, значит- не скорбеть.

Если ты чего-то не смог дать этому человеку, ты чувствуешь вину. Часто очень люди зацикливаются и страдают от того, что они недодали что-то любимому человеку. Осталось нечто, что их начинает тревожить. «Почему я не додал? Почему не сделал? Ведь я бы мог», – и вот на этом они уходят в иные круги восприятия, уходят в депрессию.

Человек, в таком случае начинает пребывать в чувстве вины. А чувство вины не должно быть мазохистским, оно должно быть конструктивным. Конструктивный подход такой: «Я себя поймал на мысли, что я застреваю на чувстве вины. Нужно духовно разрешить эту проблему». Духовно – это значит, нужно сходить на исповедь и признать перед Богом свой грех перед этим человеком. Нужно сказать: «Я виноват в том, что я ему то-то и то-то недодал». Если мы в этом каемся, то человек это чувствует.

Например, я бы подошла к маме при ее жизни и сказала: «Мам, ты прости, я тебе того-то и того-то недодала». Не думаю, что мама меня не простит. Точно также этот вопрос я могу решить, даже если этого человека нет рядом со мной. Ведь у Бога нет мертвых, у Бога все живы. В Таинстве исповеди происходит освобождение.

– А зачем в церковь идти, если можно дома все рассказать Богу? Бог ведь и так всё слышит.

– Для неверующего человека можно начать хотя бы с этого, нужно признать свою вину. В психологической практике используются такие методы: письмо близкому, родному человеку. То есть, нужно написать письмо о том, что я был неправ, что я недостаточно уделял внимания, я тебя не любил, я тебе недодал чего-то. Можно начать с этого.

Кстати, очень часто в первый раз люди приходят в церковь именно в связи с этим обстоятельством, чьей-то смертью В первый раз человек может прийти в храм на похороны. А многие из них уже могут знать, что духовная дань – это на канон положить какие-то продукты, свечку поставить и помолиться за этого человека. Молитва – это связь между нами и ушедшим человеком.

Один из синонимов слова «кладбище» — «погост». «Погост» от слова погостить, ведь мы приезжаем сюда погостить. Погостили немножко, и вперед, на родину, ведь наша родина там.

В головах у нас всё перевернуто. Мы путаем, где наш дом. А ведь наш дом – это там, рядом с Богом. А сюда мы только лишь пришли погостить. Наверное, тот человек, который не хочет оставлять умершего, не осознает, что какое-то свое назначение здесь этот человек уже выполнил.

Почему мы не отпускаем наших близких? Потому что очень часто бываем привязаны к физическому. Мне, если говорить о своих чувствах, недоставало мамы: очень хотелось прижаться, прикоснуться к этому мягкому, родному человеку, вот именно не хватало рядышком её, не хватало физической близости. Но мы знаем, что этот человек продолжает жить, ведь душа человеческая бессмертна.

Когда умерла моя мама, я решила для себя вопрос духовного восприятия этого события, и мне удалось быстро восстановиться. Я признала, что я чего-то не сделала. Я покаялась, и попыталась реально сделать то, чего я не сделала в свое время маме. Я взяла и сделала это другому человеку. Еще помогает чтение Псалтыри, сорокоусты, ведь общение с родным человеком, даже если его нет рядом, не прекращается.

Другое дело, что нельзя уходить в диалог. Бывает иногда, люди даже заболевают психически, они начинают советоваться с умершим. В какой-то трудный момент можно попросить: «Мам, ну ты помоги мне, пожалуйста». Но это, когда очень трудно, а так лучше не беспокоить все-таки, молиться, молиться за близких. Когда мы делаем что-то для них, тогда мы помогаем им. Поэтому нужно делать все возможное, что в наших силах.

Когда я для себя решила эту проблему, и мне удалось быстро восстановиться, то однажды прихожу я к своей знакомой бабушке. И мама тоже была у нее в гостях когда-то пару раз. Где-то спустя сорок дней после смерти мамы, может быть, чуть больше, я прихожу навестить эту бабушку, а она начинает успокаивать меня, утешать. Она, наверное, думала, что я скорблю, переживаю сильно, а я ей говорю: «Вы знаете, меня не тяготит уже это. Я знаю, что маме там хорошо, и единственное, чего мне недостает – это того, что её нет рядом со мной физически, но я знаю, что она всегда рядом со мной». И вдруг, вижу, на столе у нее какая-то вазочка была, как у всех бабушек, с цветочками какими-то и ещё чем-то, и я, совершенно машинально, вытаскиваю оттуда бумажку. Вытаскиваю, а там маминым почерком написана молитва. Я говорю: «Вот видели! Она рядом со мной всегда. Даже сейчас она рядом со мной». Моя знакомая очень удивилась. Вот такая у нас связь, понимаете?

Надо отпускать, потому что, когда мы их не отпускаем, им тягостно, они тоже страдают. Потому что мы связаны, так же как здесь, на земле, когда не даем человеку свободы, тянем его, начинаем контролировать, звоним: «Ты где? А может быть там то? А может тебе плохо? А может быть тебе слишком хорошо?» По тому же самому принципу строятся наши отношения с усопшими близкими.

– Получается, что за сорок дней вы пришли в себя от кризиса, то есть сорок дней – это своего рода приемлемый срок. А какие сроки будут неприемлемыми?

– Если человек год скорбит и это затягивается и дальше, то конечно это неприемлемо. Максимум полгода, год, можно поболеть, так скажем, а больше — это уже симптом болезни. Значит, человек впал в депрессию.

– А если он просто не может выйти из этого состояния?

– Не помогает, значит пришла пора исповедать еще одну свою ошибку. Почему уныние входит в семь смертных грехов? Печалиться, унывать, нельзя, это малодушие, это болезнь духовная. Вера – это самое сильное и надежное лекарство.

– А есть ли какой-нибудь психологический способ себя подвигнуть к тому, чтобы сделать первый шаг? Ведь некоторое люди прямо так вот и думают: «Я по нему так долго скорблю, и таким образом я ему храню верность». Как это преодолеть?

– Обязательно нужно что-нибудь делать для усопшего. Прежде всего, молиться за него подавать записочки в храм. А дальше – больше, снова появятся силы. Путь из депрессии обязательно связан с какими-то действиями, хоть чуть-чуть, понемножечку. Можно просто хотя бы сказать: «Как же я люблю его, Господи! Помоги Ты ему, Господи!» – всё. «Я за него страдаю, я за него переживаю. Вот он ушел в никуда, но я знаю, что он там не один, что он с Тобой». Нужно хотя бы что-нибудь говорить, делать ради этого человека, но только не бездействовать.

( 14 голосов : 4.57 из 5 )

Психолог Ирина Рахимова

Оставить отзыв Читать отзывы

Предыдущая беседа

Следующая беседа

Как пережить смерть близкого человека?

Лишь в редчайших случаях человек заранее готов к смерти близкого. Гораздо чаще горе настигает нас неожиданно. Что делать? Как реагировать? Рассказывает Михаил Хасьминский, руководитель православного Центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова на Семеновской (г. Москва).

Через что мы проходим, переживая горе?

Когда умирает близкий человек, мы ощущаем, что связь с ним рвется — и это доставляет нам сильнейшую боль. Болит не голова, не рука, не печень, болит душа. И невозможно ничего сделать, чтобы эта боль раз — и прекратилась.

Часто скорбящий человек приходит ко мне на консультацию и говорит: «Уже две недели прошло, а я никак не могу прийти в себя». Но разве можно прийти в себя за две недели? Ведь после тяжелой операции мы не говорим: «Доктор, я уже десять минут лежу, и ничего еще не зажило». Мы понимаем: пройдет три дня, врач посмотрит, потом снимет швы, рана начнет заживать; но могут возникнуть осложнения, и какие-то этапы придется проходить снова. На все это может уйти несколько месяцев. А здесь речь не о телесной травме — а о душевной, чтобы ее излечить, обычно требуется около года или двух. И в этом процессе есть несколько последовательных стадий, перепрыгнуть через которые невозможно.

Какие это стадии? Первое — шок и отрицание, затем гнев и обида, торг, депрессия и, наконец, принятие (хотя важно понимать, что любое обозначение стадий — условное, и что у этих этапов нет четких границ). Некоторые проходят их гармонично и без задержек. Чаще всего это люди крепкой веры, у которых есть ясные ответы на вопросы, что такое смерть и что будет после нее. Вера помогает правильно пройти эти этапы, пережить их один за другим — и в итоге войти в стадию принятия.

А вот когда веры нет, смерть близкого человека может стать незаживающей раной. Например, человек может на протяжении полугода отрицать утрату, говорить: «Нет, я не верю, этого не могло случиться». Или «застрять» на гневе, который может быть направлен на врачей, которые «не спасли», на родственников, на Бога. Гнев может быть направлен и на самого себя и продуцировать чувство вины: я недолюбил, недосказал, не остановил вовремя — я негодяй, я виновен в его смерти. Таким чувством подолгу мучаются многие люди.

Однако, как правило, достаточно нескольких вопросов, чтобы человек разобрался со своим чувством вины. «Разве вы хотели смерти этого человека?» — «Нет, не хотел». — «В чем же тогда вы виновны?» — «Это я послал его в магазин, а если бы он туда не пошел, то не попал бы под машину». — «Хорошо, а если бы вам явился ангел и сказал: если ты пошлешь его в магазин, то этот человек умрет, как бы вы тогда себя повели?» — «Конечно, я бы тогда никуда его не послал». — «В чем же ваша вина? В том, что вы не знали будущего? В том, что вам не явился ангел? Но при чем тут вы?»

У некоторых людей сильнейшее чувство вины может возникнуть и просто из-за того, что прохождение упомянутых этапов у них затягивается. Друзья и коллеги не понимают, почему он так долго ходит мрачный, неразговорчивый. Ему и самому от этого неловко, но он ничего с собой сделать не может.

А у кого-то, наоборот, эти этапы могут буквально «пролететь», но спустя время травма, которую они не прожили, всплывает, и тогда, возможно, даже переживание смерти домашнего животного дастся такому человеку с большим трудом.

Ни одно горе не обходится без боли. Но одно дело, когда при этом ты веришь в Бога, и совсем другое, когда ни во что не веришь: тут одна травма может накладываться на другую — и так до бесконечности.

Поэтому мой совет людям, которые, предпочитают жить сегодняшним днем и откладывают главные жизненные вопросы на завтра: не ждите, когда они свалятся на вас, как снег на голову. Разберитесь с ними (и с самими собой) здесь и сейчас, ищите Бога — этот поиск поможет вам в момент расставания с близким человеком.

И еще: если чувствуете, что не справляетесь с потерей самостоятельно, если уже полтора-два года нет динамики в проживании горя, если есть чувство вины, или хроническая депрессия, или агрессия, обязательно обратитесь к специалисту — психологу, психотерапевту.

Не думать о смерти — это путь к неврозу

Недавно я анализировал, как много картин знаменитых художников посвящено теме смерти. Раньше художники брались за изображение горя, скорби именно потому, что смерть была вписана в культурный контекст. В современной культуре нет места смерти. О ней не говорят, потому что «это травмирует». В действительности же травмирует как раз обратное: отсутствие этой темы в поле нашего зрения.

Если в разговоре человек упоминает, что у него кто-то погиб, то ему отвечают: «Ой, извини. Наверное, тебе не хочется об этом говорить». А может быть, как раз наоборот, хочется! Хочется вспомнить об умершем, хочется сочувствия! Но от него в этот момент отстраняются, пытаются сменить тему, боясь огорчить, задеть. У молодой женщины умер муж, а близкие говорят: «Ну, не переживай, ты красивая, ты еще выйдешь замуж». Или сбегают как от чумной. Почему? Потому что сами боятся думать о смерти. Потому что не знают, что говорить. Потому что нет никаких навыков соболезнования.

Вот в чем главная проблема: современный человек боится думать и говорить о смерти. У него нет этого опыта, ему его не передали родители, а тем — их родители и бабушки, жившие в годы государственного атеизма. Потому сегодня многие не справляются с переживанием потери самостоятельно и нуждаются в профессиональной помощи. Например, бывает, что человек сидит прямо на могиле матери или даже там ночует. От чего возникает эта фрустрация? От непонимания, что произошло и что делать дальше. А на это наслаиваются всевозможные суеверия, и возникают острые, иногда суицидальные проблемы. К тому же, рядом часто оказываются также переживающие горе дети, и взрослые своим неадекватным поведением могут нанести им непоправимую душевную травму.

Но ведь соболезнование — это «совместная болезнь». А зачем болеть чужой болью, если твоя цель – чтобы тебе было хорошо здесь и сейчас? Зачем думать о собственной смерти, не лучше ли отогнать эти мысли заботами, что-нибудь себе купить, вкусно поесть, хорошо выпить? Страх того, что будет после смерти, и нежелание об этом думать включает в нас очень детскую защитную реакцию: все умрут, а я нет.

А между тем и рождение, и жизнь, и смерть — звенья одной цепи. И глупо это игнорировать. Хотя бы потому, что это — прямой путь к неврозу. Ведь когда мы столкнемся со смертью близкого человека, мы не справимся с этой потерей. Только изменив свое отношение к жизни, можно многое исправить внутри. Тогда и горе пережить будет намного легче.

Стирайте суеверия из своего сознания

Я знаю, что на почту «Фомы» приходят сотни вопросов о суевериях. «Протерли памятник на кладбище детской одеждой, что теперь будет?» «Можно ли поднять вещь, если уронил на кладбище?» «Уронила в гроб платочек, что делать?» «На похоронах упало кольцо, к чему этот знак?» «Можно ли вешать фото умерших родителей на стене?»

Начинается завешивание зеркал — ведь это, якобы, ворота в другой мир. Кто-то убежден, что сыну нельзя нести гроб матери, а то покойнице будет плохо. Какой абсурд, кому же как не родному сыну нести этот гроб?! Конечно, ни к православию, ни к вере во Христа система мира, где случайно упавшая на кладбище перчатка являет собой некий знак, никакого отношения не имеет.

Думаю, это тоже от нежелания заглянуть внутрь себя и отвечать на действительно важные экзистенциальные вопросы.

Не все люди в храме являются экспертами по вопросам жизни и смерти

Для многих потеря близкого человека становится первым шагом на пути к Богу. Что делать? Куда бежать? Для многих ответ очевиден: в храм. Но важно помнить, что даже в состоянии шока надо отдавать себе отчет, зачем именно и к кому (или Кому) ты туда пришел. Прежде всего, конечно, к Богу. Но человеку, который пришел в храм впервые, который, может быть, не знает с чего начать, особенно важно встретить там проводника, который поможет разобраться во многих вопросах, не дающих ему покоя.

Этим проводником, конечно, должен бы стать священник. Но у него далеко не всегда есть время, у него часто весь день расписан буквально по минутам: службы, разъезды и много чего еще. И некоторые батюшки поручают общение с новопришедшими волонтерам, катехизаторам, психологам. Иногда эти функции частично выполняют даже свечники. Но надо понимать, что в церкви можно наткнуться на самых разных людей.

Это как если бы человек пришел в поликлинику, а гардеробщица ему сказала: « У тебя что болит-то?» — «Да, спина». — «Ну, давай я тебе расскажу, как лечиться. И литературу дам почитать».

В храме то же самое. И очень грустно, когда человек, который и так ранен потерей своего близкого, получает там дополнительную травму. Ведь, честно говоря, не каждый священник сумеет правильно выстроить общение с человеком в горе — он ведь не психолог. Да и не каждый психолог справится с этой задачей, у них, как и у врачей, есть специализация. Я, например, ни при каких обстоятельствах не возьмусь давать советы из области психиатрии или работать с алкозависимыми людьми.

Что уж говорить о тех, кто раздает непонятные советы и плодит суеверия! Часто это околоцерковные люди, которые в церковь не ходят, но заходят: ставят свечи, пишут записки, освящают куличи, — и все знакомые к ним обращаются как к экспертам, которые все знают о жизни и смерти.

Но с людьми, переживающими горе, надо говорить на особом языке. Общению с горюющими, травмированными людьми надо учиться, и к этому делу надо подходить серьезно и ответственно. На мой взгляд, в Церкви это должно быть целым серьезным направлением, ничуть не менее важным, чем помощь бездомным, тюремное или любое другое социальное служение.

Чего ни в коем случае нельзя делать — это проводить какие-то причинно-следственные связи. Никаких: «Бог ребенка забрал по твоим грехам»! Откуда вы знаете то, что одному только Богу известно? Такими словами горюющего человека можно травмировать очень и очень сильно.

И ни в коем случае нельзя экстраполировать свой личный опыт переживания смерти на других людей, это тоже большая ошибка.

Итак, если вы, столкнувшись с тяжелым потрясением, пришли в храм, будьте очень осторожны в выборе людей, к которым обращаетесь со сложными вопросами. И не стоит думать, что в церкви вам все что-то должны — ко мне на консультации нередко приходят люди, оскорбленные невниманием к ним в храме, но забывшие, что они не центр вселенной и окружающие не обязаны выполнять все их желания.

А вот сотрудникам и прихожанам храма, если к ним обращаются за помощью, не стоит строить из себя эксперта. Если вам хочется по-настоящему помочь человеку, тихонько возьмите его за руку, налейте ему горячего чая и просто выслушайте его. Ему от вас требуются не слова, а соучастие, сопереживание, соболезнование — то, что поможет шаг за шагом справиться с его трагедией.

Если умер наставник…

Часто люди теряются, когда лишаются человека, который был в их жизни учителем, наставником. Для кого-то это — мама или бабушка, для кого-то — совершенно сторонний человек, без мудрых советов и деятельной помощи которого сложно представить свою жизнь.

Когда такой человек умирает, многие оказываются в тупике: как жить дальше? На стадии шока такой вопрос вполне естественен. Но если его решение затягивается на несколько лет, это кажется мне просто эгоизмом: «мне был нужен этот человек, он мне помогал, теперь он умер, и я не знаю, как жить».

А может, теперь тебе надо помочь этому человеку? Может быть, теперь твоя душа должна потрудиться в молитве об усопшем, а твоя жизнь — стать воплощенной благодарностью за его воспитание и мудрые советы?

Если у взрослого человека ушел из жизни важный для него человек, который давал ему свое тепло, свое участие, то стоит вспомнить об этом и понять, что теперь ты, как заряженный аккумулятор, можешь это тепло раздавать другим. Ведь чем больше ты раздашь, чем больше созидания принесешь в этот мир — тем больше заслуга того умершего человека.

Если с тобой делились мудростью и теплом, зачем плакать, что теперь некому больше это делать? Начинай делиться сам — и ты получишь это тепло уже от других людей. И не думай постоянно о себе, потому что эгоизм — самый большой враг переживающего горе.

Если умерший был атеистом

На самом деле каждый во что-то верит. И если ты веришь в жизнь вечную, значит, ты понимаешь, что человек, провозглашавший себя атеистом, теперь, после смерти — такой же, как и ты. К великому сожалению, он осознал это слишком поздно, и твоя задача теперь — помочь ему своей молитвой.

Если ты был близок с ним, то в какой-то степени ты — продолжение этого человека. И от тебя теперь многое зависит.

Дети и горе

Это отдельная, очень большая и важная тема, ей посвящена моя статья «Возрастные особенности переживания горя». До трех лет ребенок вообще не понимает, что такое смерть. И только лет в десять начинает формироваться восприятие смерти, как у взрослого человека. Это надо обязательно учитывать. Кстати, об этом много говорил митрополит Сурожский Антоний (лично я считаю, что он был великим кризисным психологом и душепопечителем).

Многих родителей волнует вопрос, должны ли дети присутствовать на похоронах? Смотришь на картину Константина Маковского «Похороны ребенка» и думаешь: сколько детей! Господи, зачем они там стоят, зачем на это смотрят? А почему бы им там не стоять, если взрослые им объясняли, что смерти бояться не нужно, что это — часть жизни? Раньше детям не кричали: «Ой, уйди, не смотри!» Ведь ребенок чувствует: если его так отстраняют, значит, происходит что-то жуткое. И тогда даже смерть домашней черепашки может обернуться для него психическим заболеванием.

А детей в те времена и прятать было некуда: если в деревне кто-то умирал, все шли с ним прощаться. Это естественно, когда дети присутствуют на отпевании, оплакивают, учатся реагировать на смерть, учатся делать что-то созидательное ради усопшего: молятся, помогают на поминках. И родители зачастую сами травмируют ребенка тем, что пытаются укрыть его от негативных эмоций. Некоторые начинают обманывать: «Папа уехал в командировку», и ребенок со временем начинает обижаться — сначала на папу за то, что не возвращается, а затем и на маму, ведь он чувствует, что она что-то не договаривает. А когда потом открывается правда… Я видел семьи, где ребенок уже просто не может общаться с матерью из-за такого обмана.

Меня поразила одна история: у девочки умер папа, и ее учительница — хороший педагог, православный человек — сказала детям, чтобы они не подходили к ней, потому что ей и так плохо. А ведь это значит, травмировать ребенка еще раз! Страшно, когда даже люди с педагогическим образованием, люди верующие не понимают детскую психологию.

Дети ничем не хуже взрослых, их внутренний мир ничуть не менее глубок. Конечно, в разговорах с ними надо учитывать возрастные аспекты восприятия смерти, но не надо прятать их от скорбей, от трудностей, от испытаний. Их надо готовить к жизни. Иначе они станут взрослыми, а справляться с потерями так и не научатся.

Что значит «пережить горе»

Полностью пережить горе — это значит превратить черную скорбь в светлую память. После операции остается шов. Но если он хорошо и аккуратно сделан, он уже не болит, не мешает, не тянет. Так и тут: шрам останется, мы никогда не сможем забыть о потере — но переживать ее мы будем уже не с болью, а с чувством благодарности к Богу и к умершему человеку за то, что он был в нашей жизни, и с надеждой на встречу в жизни будущего века.

Как отпустить умершего человека и смириться с его смертью?

Смерть «вписана» в нашу жизнь. А вместе с ней – боль. Можно ли как-то себе помочь, когда она не проходит, перерастая в отчаяние и депрессию? Как отпустить человека, ушедшего в иной мир, как смириться со смертью близкого – супруга, мамы, папы, ребенка?… Этот список потерь может получиться немаленьким, ведь в жизни каждого есть живые создания, чей уход становится настоящей трагедией…

Ноябрь – месяц ностальгии и печали. Мир вокруг нас теряет цвета и медленно укладывается спать мертвым сном. Наверное, неслучайно на начало ноября приходятся религиозно-сакральные дни поминовения усопших и воспоминаний о людях, которых мы знали, любили… и до сих пор любим. Однако в то же время это повод задуматься над нашим отношением к расставанию. Ведь уход из этой жизни предначертан каждому.

Его невозможно избежать. В ноябре многих из нас с особенной остротой постигает мысль о том, что каждый перешагнет порог, соединяющий этот мир с тем. Стоит задуматься о том, как мы думаем о смерти, насколько поддерживает нас это понимание и осознание. Если нет, то можем ли мы изменить его на такое мышление, которое сможет вызывать больше положительных, чем негативных чувств. Зачем это вообще нужно делать? Вот что по этому поводу говорят специалисты — так называемые лайф-коучи.

Как отпустить человека: сила исцеляющего принятия

В рамках современной науки нейробиологии, квантовой физики и медицины в последнее время было совершено немало интересных открытий, которые могут рассматриваться в контексте позитивной психологии. Многие из уже доказанных теорий объясняют процессы, которые мы запускаем нашими мыслями и чувствами. Мы воздействуем ими и на нас самих и на все вокруг. Поэтому стоит осознавать и быть внимательными с тем, о чем и как именно мы думаем.

Расставание и потеря, безусловно, относятся к ситуациям, которые вызывают в нас сильнейшую боль. Иногда так глубокую, что трудно описать ее какими бы то ни было словами. Как смириться со смертью близкого, как отпустить человека из мыслей и сердца – что бы ни советовали психологи, кажется, что ответа на эти вопросы не может быть вообще. Более того – многие его и не ищут, потому что погружаются в скорбь, имеющую большие шансы превратиться в депрессию. А она делает так, что люди теряют желание жизнь и погружаются в отчаяние очень надолго.

Бывает, что у кого-то после смерти любимого человека душевное равновесие больше никогда не восстанавливается полностью. Это выражение любви? Или, может быть, такое положение вещей проистекает из страха и зависимости от чьего-то присутствия и близости?

Если мы воспринимаем жизнь такой, какая она есть, и принимаем ее условия, правила игры (а смерть является одним из них), то мы должны быть готовы отпустить того, кого мы любим. Любовь – это наши предпочтения, а не зависимость. И не «право собственности». Если мы любим, то, конечно же, чувствуем печаль, сожаление и даже отчаяние после окончательного разрыва с близким человеком. Причем это необязательно касается его ухода из жизни, ведь вопросом, как отпустить любимого человека из мыслей, из души, люди задаются и в других, менее трагических, ситуациях. Но в нас есть (по крайней мере, должно быть) и другое — принятие факта ухода этого человека из нашей жизни и принятие всех связанных с этим негативных чувств. Поэтому они в конце концов и проходят, оставляя ощущение покоя и благодарности за то, что когда-то мы встретились и были вместе.

А вот если в нашей жизни доминирует позиция, основанная на контроле и порожденная страхом, то мы не можем мириться со смертью, не можем отпустить от себя потерю. Да, вроде бы мы страдаем – плачем и чувствуем себя несчастными, – но при этом, как ни парадоксально, не подпускаем к себе истинных чувств! Мы останавливаемся на их поверхности, боясь, что они нас поглотят. Тогда мы не даем себе шансов на истинные переживания и можем искать помощи в какой-то принудительной активности или лекарствах, алкоголе. И таким образом мы способствуем продлению состояния отчаяния, доведя его до глубочайшей депрессии. Поэтому не надо бежать от себя, от своих настоящих чувств, искать от них спасение – нужно принять их существование и позволить себе их пережить.

Думайте с любовью

По мнению физика доктора Бена Джонсона, человек свои мыслями генерирует разные частоты энергии. Мы не можем их видеть, но зато чувствуем их выраженное влияние на наше самочувствие. Известно, что мысли позитивные и негативные отличаются принципиально. Положительные, то есть связанные с любовью, радостью, благодарностью, высоко заряжены энергией жизни и действуют на нас очень благоприятно. В свою очередь, негативные мысли вибрируют низкими частотами, которые снижают наши жизненные силы.

В ходе исследований было выяснено, что наиболее творческое, витальное и здоровое электромагнитное поле генерируют мысли, связанные с любовью, заботой и нежностью. Так что если вы будете углублять свое состояние, рисуя черные сценарии типа «Я не справлюсь», «Моя жизнь теперь будет одинокой и беспросветной», «Я всегда буду один/одна», то существенно снизите свою жизненную силу.

Конечно, когда человека мучает вопрос, как смириться со смертью любимых, как отпустить умершего человека, который всегда в мыслях, в сердце, в душе, ему как-то не до мыслей о себе, о своем самочувствии. Однако есть проблема. Спустя какое-то время вдруг выясняется, что жизнь, остановившаяся для страдающего человека, почему-то не хочет останавливаться во внешних проявлениях. Иными словами, человеку по-прежнему приходится ходить на работу и что-то там делать, зарабатывать деньги на жизнь, кормить детей и водить их в школу… Какое-то время к нему будут проявлять снисхождение, но это не может продолжаться слишком долго. А если человек будет абсолютно наплевательски относиться к своему самочувствию, то может наступить момент, когда он не сможет сделать то, в чем ему никто не сможет помочь. Даже рядовая бытовая проблема может оказаться для него непосильной задачей. Он поймет, что нужно брать себя в руки, но пошатнувшееся здоровье окажется очень большим препятствием на этом пути.

Никто не призывает гнать от себя мысли от утрате, но когда стадия острого горя будет пережита, пора менять акценты в этих мыслях.

Думая о тех, кто ушел, с любовью, вспоминая счастливые моменты, человек себя укрепляет, а в некоторых случаях просто спасает.

Как проститься с любимым человеком? Как отпустить его и не мешать своей привязанностью?

  1. Когда вы остро почувствуете печаль и отчаяние, страх, растерянность, ощущение потери, сядьте, закройте глаза и начните глубоко дышать.
  2. Почувствуйте, как воздух заполняет ваши легкие. Не делайте длинных перерывов между вдохами и выдохами. Старайтесь дышать плавно.
  3. Постарайтесь дышать своими чувствами — так, как будто они висят в воздухе. Если вы чувствуете печаль, представьте себе, что вы набираете ее легкие, что она в полной мере в вас присутствует.
  4. Потом поищите место в теле, в котором вы острее всего чувствуете свои эмоции. Дышите дальше.

Чувства, которым вы даете пространство, интегрируются. Тогда печаль превратится в благодарность за то, что у вас была возможность быть, жить с близким человеком. Вы сможете вспоминать его характер, поступки и общие переживания с улыбкой и подлинной, аутентичной радостью. Повторяйте это упражнение как можно чаще — и неожиданно почувствуете в себе силу. Печаль превратится в умиротворение, и вопрос, как отпустить любимого человека так, чтобы дать ему и себе покой, как найти в себе силы смириться с его уходом, больше не будет стоять так остро.

Рассказывают астрологи: Скорпион – царь смерти

Архетип Скорпиона приближает нас к этой теме, проводя через все смерти, которые человек испытывает, находясь в теле. Скорпион любит умертвлять в широком смысле — способствовать тому, чтобы старое, уже устаревшее уходило, уступая место новому. Что должно умереть? По мнению Скорпионов, это в основном «гнилые» компромиссы, в том числе с самими собой, когда мы отрицаем наши истинные чувства и желания. Скорпион учит четко говорить «да» или «нет», чтобы жить по-настоящему, полноценно

Феникс возрождается только из пепла. Что с ним происходит, прежде чем вновь раскроются крылья? Он очищает себя в огне страданий. Жизнь, по мнению Скорпиона, это чистилище. Мы не сможем вкусить ярких удовольствий, не вознесемся на вершины блаженства, прежде чем не узнаем, какова на вкус боль. Благодаря ей, глядя ей в глаза, мы начинаем все заново. Со Скорпионами ассоциируется змея, символ трансформации, а также орел, парящий высоко в небе – уже изменившийся, уже оздоровившийся, с уже более земными чувствами…

Говорить на тему, как отпустить ушедшего человека, как не держать его душу на привязи своих негативных мыслей и скорби, очень сложно простыми, «бытовыми» словами. Уж слишком непросто само явление, которое предстоит осмыслить и принять. Тем не менее, каждый человек, который вынужден вступить на столь драматический путь, должен понимать, что обязан его пройти – не только ради себя, но и ради любви, которую он будет всегда хранить в своем сердце…

Познавательный сайт ,,1000 мелочей”

Популярные статьи

Как отпустить близкого умершего человека, как смириться с его смертью.

Смерть близкого человека – это всегда большое горе. Не возможно принять факт страшной потери, не пережив этого состояния и не отстрадав в полной мере. Это может быть ощущение бессмысленности существования, опустошённости, тоски, а также чувство гнева и даже стыда (например, за способ ухода близкого человека). Но чаще всего, присутствует ощущение вины: « Почему я не …, ведь тогда бы, этого не случилось». Тут возможно множество вариаций.

Очень часто мы незаслуженно обижаем тех, кого больше всего любим.

Нельзя защититься от горя, если стараться (искусственно) всё забыть. Надо помнить о том, что «непроработанное» горе даже спустя годы может проявиться тяжелейшей депрессией, что приведёт к серьёзным проблемам со здоровьем.

Переживание горя – процесс довольно длительный. В целом, продолжается он от 6 до 12 месяцев. Смысл работы «печали» – оторвать вашу психическую энергию от утраченного навсегда любимого человека. Известны четыре этапа «горевания»:

До 9 дней – шок и оцепенение.

До 40 дней – отрицание.

До полугода – проживание боли, принятие потери.

До года – облегчение боли. Кажется, что в данный период человек уже в состоянии управлять своим горем. Но мягкое повторение всех этих этапов продолжается в течение всего второго года. В это время возможен ещё один (последний) всплеск чувства вины. Обычно «горевание» полностью завершается к концу второго года. Это не значит, что считается нормальным больше не вспоминать и не грустить об умершем человеке. Просто теперь мы научились жить без него, но храним о нём светлую и добрую память.

Все эти этапы «горевания» довольно условны. Кому-то в силу своей личности удастся справиться с этим быстрее, кому-то гораздо медленнее. Но, если «горевание» и не умение жить без умершего человека затянулось, то в этом случае нужно непременно обратиться к специалисту. Трудно давать какие-то общие рекомендации, надо рассматривать каждый случай отдельно. Специалист поможет вам сначала справиться со своими чувствами и осознать довольно важные вещи. Затем, поможет измениться на столько, чтобы даже сильная утрата не смогла послужить причиной того, что вы решите пустить СВОЮ жизнь под откос.

Оглянитесь, сколько вокруг вас ЖИВЫХ людей нуждающихся в вашем внимании и помощи. Они живы, и также как когда-то ваш близкий человек, испытывают чувство радости, печали, боли, тоски (от одиночества и безысходности) и т. д. Главное, что им-то ещё можно помочь, окружить их заботой и вниманием, чтобы потом не корить и не винить себя, когда будет уже поздно.

Попробуйте заняться медитацией о любви. Ведь узы любви не разрушаются никогда, а только перемещаются уже на другие уровни. Закройте глаза, подумайте о каком-либо дорогом вашему сердцу человеке (не умершем и не находящемся при смерти), с которым вы не можете всегда быть вместе. Это может быть человек, с которым вы уже давненько не виделись. Постарайтесь понять, как вы думаете о нём? Где мысленно вы можете представить этого человека? Что слышите? Ясную ли картинку вы видите? Далеко ли она находится?

Далее подумайте о ком-то (живом) или о чём-то из своего прошлого, кого или что вы ощущаете всегда рядом (даже, если это не так), например, ваш близкий друг или ваша любимая детская игрушка. Теперь обратите внимание на то, как вы мысленно видите и слышите этого человека или этот объект, так что они как будто постоянно с вами. Далее возьмите воспоминания о том дорогом вам человеке, с которым вы не можете быть рядом, и постарайтесь изменить качество этих воспоминаний так, чтобы они совпали с качеством воспоминаний о предмете или человеке, которые вы всегда ощущаете находящимися рядом с собой. Возможно, для этого понадобится приблизить этот образ или вместо того, чтобы видеть его слева, либо позади, нужно будет поместить его в своём сердце. А может быть, дело в каком-то определённом качестве темпа, тона или глубины голоса или же в качестве цвета и яркости, благодаря которым он и кажется вам реальнее и ближе. Позвольте воспоминанию об этом человеке найти своё местечко в вашем сознании, в ваших ценностях и убеждениях. Вспомните на какое-то мгновение о прекрасном чувстве любви, любви без меры и без границ. Обратите своё внимание на то, откуда же приходит эта любовь: откуда-то из глубины, из сердца, либо же она занимает абсолютно всё пространство вокруг вас. Постарайтесь увидеть эту любовь, как чистейший сияющий свет. Позвольте ему стать ещё ярче и сиять как внутри вас, так и вокруг вас. Далее возьмите этот яркий свет и превратите в серебряную сверкающую нить. Протяните её от своего сердца к сердцу близкого, дорогого вам человека. Необходимо осознавать, что данная нить может соединить ваши сердца, независимо от того, как далеко друг от друга вы находитесь. Эта нить никогда не рвётся, в ней никогда не потухнет свет, её можно протянуть к какому угодно количеству человек. Теперь почувствуйте эту нить, проходящую сквозь вас. Далее свет этой нити начнёт шириться и сиять и постепенно заполнит своим светом всё окружающее пространство. Помните, что этот свет может заполнить собой и всю Вселенную. По этим нитям к вам идёт любовь людей, к которым вы их протянули (эти нити можно протянуть ко всем, кто вам дорог и кого вы в своей жизни встречаете), и они в своё время тоже вам дают свою любовь. Благодаря этому, вы переполнены светом любви и вам есть, что дать другим людям. Убедитесь, что вы чувствуете эту светлую любовь к себе, прислушайтесь, как бьётся ваше сердце. Ощутите каждой клеточкой своего организма, что вы совершенное существо, совершенный человек, вам по силам быть самостоятельной личностью, индивидуумом. Почувствуйте свою незаурядность и неотразимость. Вы не можете себе позволить замыкаться в своём горе. Ведь вы находитесь в «связке» с другими людьми, дающими вам свою любовь и нуждающимися в вашей любви. Вы многое можете им дать, если не растеряете это многое. Этого ни в коем случае нельзя допустить, т. к тем самым вы можете нарушить гармонию любви. Ведь эти люди будут продолжать отдавать вам свою любовь, а вы им – нет. Не обрывайте эти светлые нити и в скором времени вы почувствуете, что станете обрастать всё новыми и новыми. Жизнь продолжается!

Теперь, по мере того, как ваши глаза будут открываться, полностью перенесите неординарную личность (себя) в этот реальный мир, и пусть по незримым нитям между вами и другими людьми идёт постоянный обмен светлым чувством любви. Дышите, живите, принимайте любовь и дарите свою любовь!

Ну а в заключение дам несколько заговоров.

Облегчить вашу боль поможет следующий заговор:

На утренней или вечерней заре нужно умыться тыльными сторонами своих ладоней (можно у реки, ручья, озера, но можно и под краном), произнося заговор:

Смывать тоску-кручинушку
(умойтесь и читайте дальше)
Ключева вода, царица-водица,
Возьми с меня, с рабы Божьей (имя),
Смой мою тоску-кручинушку в сине морюшко».

Тоску можно вывести на закатную зарю. Встать к зарнице левым плечом и проговорить:

«Как ты, вечерняя заря,
По заре утренней не горюешь,
О солнце и месяце не тоскуешь,
Так бы и (такая то) не тосковала,
По рабу (такому то) не горевала.
Будьте, все мои слова, крепки, лепки, неизменны.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь».

Вот ещё один заговор от постоянных дум об умершем человеке:

Нужно выйти в поле и, не глядя собирать любую траву вокруг себя. Класть её надо себе за пазуху и туда, где она будет укрыта от посторонних глаз. Следует рвать траву и говорить:

«Никто тебя, травушка, не сеял, Бог тебя дал, ветер тебя раскидал. Так бы и мою тоску ветер взял, забрал и по полю вольному раскидал. Как по тебе, трава, ни одна душа не болит, ни у кого сердце не ноет, не щемит, так чтобы и мне, Божией рабе (имя), по рабу Божию (имя) не страдать, не плакать, не рыдать и с каждым днем Божиим забывать. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Затем траву эту нужно бросить возле своего дома и душа ваша вскоре должна успокоиться.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Как отпустить близкого умершего человека

Как отпустить близкого умершего человека, как смириться с его смертью.

Смерть близкого человека – это всегда большое горе. Не возможно принять факт страшной потери, не пережив этого состояния и не отстрадав в полной мере. Это может быть ощущение бессмысленности существования, опустошённости, тоски, а также чувство гнева и даже стыда (например, за способ ухода близкого человека). Но чаще всего, присутствует ощущение вины: « Почему я не …, ведь тогда бы, этого не случилось». Тут возможно множество вариаций.

Очень часто мы незаслуженно обижаем тех, кого больше всего любим. Можем в сердцах наговорить лишнего, обидеть словом, или же невниманием. А потом вспоминаем всё это и виним себя за то, что должным образом не ценили человека тогда, когда он был ещё жив.

Нельзя защититься от горя, если стараться (искусственно) всё забыть. Надо помнить о том, что «непроработанное» горе даже спустя годы может проявиться тяжелейшей депрессией, что приведёт к серьёзным проблемам со здоровьем. Переживание горя – процесс довольно длительный. В целом, продолжается он от 6 до 12 месяцев. Смысл работы «печали» – оторвать вашу психическую энергию от утраченного навсегда любимого человека. Известны четыре этапа «горевания»:

До 9 дней – шок и оцепенение.

До 40 дней – отрицание.

До полугода – проживание боли, принятие потери.

До года – облегчение боли. Кажется, что в данный период человек уже в состоянии управлять своим горем. Но мягкое повторение всех этих этапов продолжается в течение всего второго года. В это время возможен ещё один (последний) всплеск чувства вины. Обычно «горевание» полностью завершается к концу второго года. Это не значит, что считается нормальным больше не вспоминать и не грустить об умершем человеке. Просто теперь мы научились жить без него, но храним о нём светлую и добрую память.

Все эти этапы «горевания» довольно условны. Кому-то в силу своей личности удастся справиться с этим быстрее, кому-то гораздо медленнее. Но, если «горевание» и не умение жить без умершего человека затянулось, то в этом случае нужно непременно обратиться к специалисту. Трудно давать какие-то общие рекомендации, надо рассматривать каждый случай отдельно. Специалист поможет вам сначала справиться со своими чувствами и осознать довольно важные вещи. Затем, поможет измениться на столько, чтобы даже сильная утрата не смогла послужить причиной того, что вы решите пустить СВОЮ жизнь под откос.

Оглянитесь, сколько вокруг вас ЖИВЫХ людей нуждающихся в вашем внимании и помощи. Они живы, и также как когда-то ваш близкий человек, испытывают чувство радости, печали, боли, тоски (от одиночества и безысходности) и т. д. Главное, что им-то ещё можно помочь, окружить их заботой и вниманием, чтобы потом не корить и не винить себя, когда будет уже поздно.

Попробуйте заняться медитацией о любви. Ведь узы любви не разрушаются никогда, а только перемещаются уже на другие уровни. Закройте глаза, подумайте о каком-либо дорогом вашему сердцу человеке (не умершем и не находящемся при смерти), с которым вы не можете всегда быть вместе. Это может быть человек, с которым вы уже давненько не виделись. Постарайтесь понять, как вы думаете о нём? Где мысленно вы можете представить этого человека? Что слышите? Ясную ли картинку вы видите? Далеко ли она находится?

Далее подумайте о ком-то (живом) или о чём-то из своего прошлого, кого или что вы ощущаете всегда рядом (даже, если это не так), например, ваш близкий друг или ваша любимая детская игрушка. Теперь обратите внимание на то, как вы мысленно видите и слышите этого человека или этот объект, так что они как будто постоянно с вами. Далее возьмите воспоминания о том дорогом вам человеке, с которым вы не можете быть рядом, и постарайтесь изменить качество этих воспоминаний так, чтобы они совпали с качеством воспоминаний о предмете или человеке, которые вы всегда ощущаете находящимися рядом с собой. Возможно, для этого понадобится приблизить этот образ или вместо того, чтобы видеть его слева, либо позади, нужно будет поместить его в своём сердце. А может быть, дело в каком-то определённом качестве темпа, тона или глубины голоса или же в качестве цвета и яркости, благодаря которым он и кажется вам реальнее и ближе. Позвольте воспоминанию об этом человеке найти своё местечко в вашем сознании, в ваших ценностях и убеждениях. Вспомните на какое-то мгновение о прекрасном чувстве любви, любви без меры и без границ. Обратите своё внимание на то, откуда же приходит эта любовь: откуда-то из глубины, из сердца, либо же она занимает абсолютно всё пространство вокруг вас. Постарайтесь увидеть эту любовь, как чистейший сияющий свет. Позвольте ему стать ещё ярче и сиять как внутри вас, так и вокруг вас. Далее возьмите этот яркий свет и превратите в серебряную сверкающую нить. Протяните её от своего сердца к сердцу близкого, дорогого вам человека. Необходимо осознавать, что данная нить может соединить ваши сердца, независимо от того, как далеко друг от друга вы находитесь. Эта нить никогда не рвётся, в ней никогда не потухнет свет, её можно протянуть к какому угодно количеству человек. Теперь почувствуйте эту нить, проходящую сквозь вас. Далее свет этой нити начнёт шириться и сиять и постепенно заполнит своим светом всё окружающее пространство. Помните, что этот свет может заполнить собой и всю Вселенную. По этим нитям к вам идёт любовь людей, к которым вы их протянули (эти нити можно протянуть ко всем, кто вам дорог и кого вы в своей жизни встречаете), и они в своё время тоже вам дают свою любовь. Благодаря этому, вы переполнены светом любви и вам есть, что дать другим людям. Убедитесь, что вы чувствуете эту светлую любовь к себе, прислушайтесь, как бьётся ваше сердце. Ощутите каждой клеточкой своего организма, что вы совершенное существо, совершенный человек, вам по силам быть самостоятельной личностью, индивидуумом. Почувствуйте свою незаурядность и неотразимость. Вы не можете себе позволить замыкаться в своём горе. Ведь вы находитесь в «связке» с другими людьми, дающими вам свою любовь и нуждающимися в вашей любви. Вы многое можете им дать, если не растеряете это многое. Этого ни в коем случае нельзя допустить, т. к тем самым вы можете нарушить гармонию любви. Ведь эти люди будут продолжать отдавать вам свою любовь, а вы им – нет. Не обрывайте эти светлые нити и в скором времени вы почувствуете, что станете обрастать всё новыми и новыми. Жизнь продолжается!

Теперь, по мере того, как ваши глаза будут открываться, полностью перенесите неординарную личность (себя) в этот реальный мир, и пусть по незримым нитям между вами и другими людьми идёт постоянный обмен светлым чувством любви. Дышите, живите, принимайте любовь и дарите свою любовь!

Ну а в заключение дам несколько заговоров.

Облегчить вашу боль поможет следующий заговор:

На утренней или вечерней заре нужно умыться тыльными сторонами своих ладоней (можно у реки, ручья, озера, но можно и под краном), произнося заговор:

Смывать тоску-кручинушку
(умойтесь и читайте дальше)
Ключева вода, царица-водица,
Возьми с меня, с рабы Божьей (имя),
Смой мою тоску-кручинушку в сине морюшко».

Тоску можно вывести на закатную зарю. Встать к зарнице левым плечом и проговорить:

«Как ты, вечерняя заря,
По заре утренней не горюешь,
О солнце и месяце не тоскуешь,
Так бы и (такая то) не тосковала,
По рабу (такому то) не горевала.
Будьте, все мои слова, крепки, лепки, неизменны.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь».

Вот ещё один заговор от постоянных дум об умершем человеке:

Нужно выйти в поле и, не глядя собирать любую траву вокруг себя. Класть её надо себе за пазуху и туда, где она будет укрыта от посторонних глаз. Следует рвать траву и говорить:

«Никто тебя, травушка, не сеял, Бог тебя дал, ветер тебя раскидал. Так бы и мою тоску ветер взял, забрал и по полю вольному раскидал. Как по тебе, трава, ни одна душа не болит, ни у кого сердце не ноет, не щемит, так чтобы и мне, Божией рабе (имя), по рабу Божию (имя) не страдать, не плакать, не рыдать и с каждым днем Божиим забывать. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Затем траву эту нужно бросить возле своего дома и душа ваша вскоре должна успокоиться.

Читайте также:  Как выехать за границу
Оцените статью
Добавить комментарий