Как научиться играть соло

Содержание

Научимся играть медиатором

Цель этого урока – научиться играть на гитаре медиатором. Упражнения урока рассчитаны на привитие навыков игры медиатором гамм, что будет основой для игры в дальнейшем соло, пассажей, джемов.

В ходе выполнения упражнений урока поймём и освоим технику игры медиатором. Играть будем ноты и гаммы. Приобретённые навыки будут основой для импровизации и игры соло в дальнейшем.
Медиатор лучше выбрать средней толщины или толстый.

    Медиатор размещается на боковой части указательного пальца правой руки и прижимается большим пальцем так, чтобы он был перпендикулярно большому пальцу. Открытым должна оставаться примерно треть медиатора с удлинённым концом.

Техника движения пальцев при игре медиатором не сложная. Движения совершаются вниз вверх или наоборот. Например, последовательность из 3-х нот можно сыграть либо вниз вверх вниз , либо вверх вниз вверх , как пожелаете. Амплитуда движений небольшая, ведь нам нужно будет успевать играть быстро.

Движения медиатора все время чередуется – либо вниз вверх , либо вверх вниз . Таким образом играя по 3 ноты, к примеру, начиная с движения медиатором вниз, получается, что первые три из них играются вниз вверх вниз , а следующие вверх вниз вверх и т.д.

Т.е. нужно играть попеременно, так, чтобы не было повторений в направление каждого следующего движения. Другими словами нужно неизменно их чередовать. На такой технике исполнения настаивают многие профессиональные гитаристы, поэтому имеет смысл тренироваться играть именно так.

Обратите внимание на то как держать медиатор и на движение пальцев. Левой рукой прижимаем струны на ладах. Каждый палец находится напротив своего лада и прижимает на нём струну в процессе игры.

Играйте ноты на 1-ой струне в последовательности 7, 8, 10-ый лад. Затем наоборот – 10, 8, 7-ой лад.

Играйте сначала медленно, потом увеличивайте скорость. Практикуйтесь до момента, когда упражнение будет получаться выполнить чётко, без ошибок на большой скорости.

Следующее упражнение – простой пассаж.

Играем ноты на 1-ой струне в последовательности по ладам:
13 (вниз), 12 (вверх), 10 (вниз) 13 (вверх), 12 (вниз), 10 (вверх)
12, 10, 8 12, 10, 8
10, 8, 7 10, 8, 7
8, 7, 5 8, 7, 5

5, 7, 8 5, 7, 8
7, 8, 10 7, 8, 10
8, 10, 12 8, 10, 12
10, 12, 13 10, 12, 13

Освоив этот пассаж, попробуйте сыграть другую последовательность 3-х нот, например, 13, 10, 12 и т.д.

На следующем видео смотрите

как играть одну из гамм на гитаре (+ подробное описание на отдельной странице с этим роликом и ниже)

Гамма играется с 8-го лада 6-ой струны.

На 6-ой струне играются ноты До и Ре (8-ой и 10-ый лад),
далее на 5-ой струне – ноты Ми, Фа и Соль (7-ой, 8-ой и 10-ый лад),
на 4-ой струне – ноты Ля, Си и До (7-ой, 9-ый и 10-ый лад),
на 3-ой струне – ноты Ре, Ми и Фа (7-ой, 9-ый и 10-ый лад),
на 2-ой струне – ноты Соль и Ля (8-ой и 10-ый лад),
на 1-ой струне – ноты Си, До и Ре (7-ой, 8-ой и 10-ый лад)

Далее играем ноты с 1-ой струны в обратной последовательности.

Обратите внимание на движение медиатора вниз вверх. В ролике специально для наглядности техники исполнения показана медленная игра.

Разучите и играйте гамму описанную в п. 4 этого урока. В итоге нужно играть её быстро и не глядя.

На основе гаммы можно сочинить мелодию. Попробуйте это сделать.
По ключевым нотам получившегося соло можно подобрать аккорды мелодии. Записав ритм, например, на телефон, диктофон или фотоаппарат, можно играть на гитаре ваше соло собственного сочинения к нему.

Вот что получилось у меня: аккорды Am, Dm, E, Am, Dm, E, Dm, F, E, Dm, F, E; mp3 ритма и соло

Музыка была записана дома на компьютер через микрофон. Музыка в минорной тональности.
Об аккордах тональностей на этом сайте.

Подберите соло к музыке.

Запомните и обыграйте гаммы:

C D E F G A B C – гамма «До мажор» и

C D Eb F G Ab Bb C – гамма «До минор»

Найдите ноты сначала одной гаммы на грифе и играйте её вверх и вниз (по тону), затем другой. Ноты должны быть выбраны не на одной струне, а на нескольких в пределах 4-х, 5-ти ладов. Так удобней играть, каждый палец будет находиться над своим ладом и вы сможете быстро прижимать струну на соответствующем ладу в нужный момент.

  • На следующем уроке будем играть пентатоники.

  • Есть вопросы? Задайте

    Электрогитара

    Наверняка у многих из нас замирало сердце и застывало дыхание от мелодичного звучания этого невероятного инструмента.

    Как Вы уже поняли из названия статьи, сегодня речь пойдет о гитарах, а именно об одной из разновидностей оных, называемой электрогитара. Сей инструмент раскрывает своему владельцу возможности воспроизведения практически любой мелодии.

    Как играть на электрогитаре

    Как играть на электрогитаре? Итак, обо всем по порядку. Первый и самый важный вопрос, который должен задать себе начинающий гитарист: с чего начать? Для начала необходимо определиться с направлением: соло или ритм. Разница заключается в принципиальном различии между техниками игры на гитаре.

    Соло — мощный, красивый эмоциональный всплеск, являющийся финальным штрихом, придающим любой песне свой, неповторимый шарм. Ритм — это базис, на котором строится музыка. Опытный гитарист, как правило, владеет и той и другой техникой. Однако, зная, в каком направлении Вы хотите развиваться, Вам будет гораздо проще ответить на вопрос, как научиться играть на электрогитаре.

    Если говорить о том, как научиться играть соло на электрогитаре, следует отметить, что этот тип игры включает в себя такие техники и приемы, как: тэппинг, слайды, вибрато, флажолеты (как правило, искусственные) и т.д. Игра ритмами, по своей сути, образует тот самый каркас, на котором строится вся дорожка. Как правило, это помесь элементов соло с чередованием риффов.

    Как научиться играть на электрогитаре с нуля

    Как научиться играть на электрогитаре с нуля? Начать изучение нужно с развития силы пальцев. Безусловно, это постоянная практика. Независимо от того, осваиваете вы ритм или соло, первым делом необходимо набить руку (подушечки пальцев). На более продвинутом уровне, Вы будете скачивать Ваши любимые песни в программе Guitar Rig и играть их в правильном ритме. А также писать свои.

    На первых же порах самый лучший способ набить руку — играть аккордами. На практике, в поисковике ищутся знакомые, приятные Вам на слух песни, изучаются самые простые аккорды, такие как Am, Dm, E, и набивается рука. Разумеется, делается это на отключенном комбоусилителе, дабы слышать результаты своих трудов, делать работу над ошибками и сберечь барабанные перепонки Ваших соседей. Далее нарабатывается гибкость.

    Делать это можно посредством практики сложных аккордов, завязанных на барэ, а так же с помощью гамма-перебора на разных ладах. Через 2-3 месяца регулярных тренировок ваши пальцы окрепнут, а на месте подушечек образуются жесткие мозоли, после чего Вы перестанете чувствовать боль и сможете с головой погрузиться в процесс изучения данного инструмента. Именно тут и открываются все прелести и перспективы игры на электрогитаре: умопомрачительные соло на гамме, тэппинге, искусственных флажолетах и душераздирающем вибрато. Гитарист, набивший пальцы, открывает врата в мир мелодичного блюза и зубодробительного металла.

    Читайте также:  Как заплести косу

    Как играть блюз на электрогитаре

    Техника игры в жанре блюз применяется на большом количестве слайдов и флажолетов. Итак, как играть блюз на электрогитаре? В отличие от металла, в блюзе используются натуральные флажолеты, извлекаемые на 19, 16, 12, 9 и 7 ладу. Разумеется, при игре в данном стиле о режиме Distortion можно забыть. Как правило, здесь преобладают более нежные, глубокие тона для придания большей мелодичности. Жанр блюз пестрит блюзовыми аккордами, боксами гамм и пентатоники. Так же используется комбинация ритма, слайдов и перебора.

    Как играть рок на электрогитаре

    При игре в стиле рок, как и в металле, имеется огромное количество приемов, склоняющих этот жанр в то или иное направление. Здесь применяются и слайды, и вибрато, и бэнды. Как играть рок на электрогитаре? Классический рок — это помесь ритма и соло. Комбоусилитель переводится в режим Distortion. Добавляются трембл и басы. Самое важное, на что стоит обратить внимание: мощность Distortion и наличие/отсутствие эффектов процессора. Из-за того, что слишком много одного или другого, игру в стиле рок можно превратить как в полноценный металл, так и бесформенный набор звуков.

    Как играть джаз на электрогитаре

    Первое и самое значимое отличие джаза от других стилей: импровизация. Это именно то, на чем строится данный стиль. Как играть джаз на электрогитаре? Начать необходимо с упражнений на интервалы или ритмическую атаку. В джазе, как и в блюзе, имеются свои аккорды, которые необходимо выучить начинающему джаз-гитаристу. Обучение включает в себя изучение тональностей и гамм. Овладев этими знаниями, гитаристу остается использовать их в последней и самой важной вещи: импровизации.

    Какой вид обучения наиболее оптимален

    В реалиях нашего мира гитаристы делятся на два типа: академики и самоучки. В своих навыках и те, и другие, имеют несущественные различия. Разница заключается в методологии обучения. Как можно понять из названия, академическое обучение подразумевает заложение фундамента: изучение нот, работу с темпом и постоянное присутствие опытного наставника (как правило, это выпускники музыкальных учреждений либо действующие музыканты). Самый большой и главный плюс выбора данного пути: четкие, сформулированные, доведенные до ума навыки. К минусам можно отнести длительность обучения и необходимость наличия большого терпения (90% времени придется играть совсем не то, что нравится. Как правило, по 20-30 раз за занятие…)

    Говоря о втором способе обучения, стоит сразу выделить его главный плюс: гибкость. Буквально уже с первого дня Вы можете научиться играть что-то из того, что Вам нравится, или то, что Вы слышали уже не раз. Безусловно, с первого раза сыграть что-то вроде Ozzy Osbourne – MrCrowley или Pantera – Floods — не получится. Однако сам факт того, что играть Вы будете только то, что нравится, и тогда, когда Вам хочется — безусловный плюс. К ещё одному преимуществу стоит отнести то, что наиболее популярные песни уже сотни раз обыграны с подробным разбором на youtube.com. Причем, на разных языках.

    Начинающему гитаристу, наполнившему свой арсенал 30-40 популярными соло, не составит труда создать свой, индивидуальный стиль. Несмотря на то, что самостоятельное обучение имеет такие очевидные плюсы, не стоит забывать, что легкость данного пути весьма обманчива. Самостоятельное обучение, как и обучение в музыкальной школе — это тяжелый, кропотливый труд.

    Учиться самостоятельно, либо заниматься с профессионалом, в данном случае решать уже Вам. По личному мнению автора, 5-6 лет методичного изучения инструмента, независимо от формы обучения, так или иначе прививают определенные навыки. В большинстве случаев, весьма и весьма неплохие. Резюмируя все вышесказанное, выбор можно осуществить исходя из того, на каком уровне Вы хотите освоить инструмент. Автору лично знакомы люди, продвинувшиеся до уровня мастера за 1 год плавного, постоянного обучения.

    Если Вы решили заняться процессом самостоятельно, в таком случае запаситесь терпением. Гитара — инструмент сложный, но изучается посредством нелинейной прогрессии: чем больше навык, тем быстрее идет освоение.

    По какому пути начать движение, выбирать только Вам. А возможно, что выбор уже сделан… Успехов!

    Материалы по теме

    Как играть аккорд Dm

    Как играть аккорд Dm на гитаре. Схема четырех вариантов постановки руки аккорд Ре минор.

    Гитара для начинающих

    Какую гитару выбрать для начинающего? Это самый частый вопрос, который нам задают ученики на первом уроке.

    Давайте на него ответим!

    Занятия гитарой для детей

    Обучение игре на гитаре для детей в нашей школе музыки. Узнайте как ваш ребенок сможет начать играть!

    Как играть соло на гитаре. Советы и примеры для начинающих гитаристов.

    Как играть соло на гитаре, с чего начать?

    Что такое соло? В каком месте играется и что подразумевает понятие «Играть соло»?

    Гитарное соло – это отдельная часть композиции, которая может располагаться в различных ее местах. Это означает, что одна из гитар отходит от привычной игры риффов, и начинает исполнять сольную партию – мелодию, основанную на основной теме песни.

    Многие гитаристы считают гитарные соло одной из самых основных вещей в любой песне. И оно понятно – потому что через него выражаются эмоции, оно подчеркивает композицию, делают ее более напряженной, агрессивной, или наоборот – более минорной и печальной. Даже при наличии грустного текста и красивого перебора – все настроение создается именно гитарными соло.

    Играться оно может вообще в любом месте композиции, но как правило, оно исполняется между последним куплетом и последним припевом. Однако это правило часто нарушается в современной музыке – например, в таком жанре, как прогрессивный рок, структура композиций вообще неоднородна – и там может быть несколько соло подряд. А вот в таком направлении тяжелой музыки, как сладж, пассажей может и не быть вовсе. Поэтому все зависит от ситуации и вашего полета фантазии – если вы хотите сделать несколько соло подряд – то почему бы и нет.

    С чего начать играть? Теория или сразу практика

    Будем честными – лучше всего, конечно, начинать учить теорию. В нее входят различные боксы гамм, пентатоник, ладов, а также обязательно знание нот. Это значительно упростит вам процесс импровизации на гитаре, а, следовательно, придумывания пассажей. Вы четко будете знать, что и как делать, будете помнить, как звучат ноты, и где они находятся на грифе.

    Однако, в целом, научиться можно и просто практикуясь игре. Вы сможете научиться правильно придумывать сольные пассажи и играть на слух просто выучив очень много музыкальных фраз, но учтите – это будет намного дольше, чем обучение теории. Более того, такой подход может просто привести к тому, что в один момент вы застрянете на определенном уровне, выше которого подняться уже не сможете – и помочь в этом сможет только теория.

    В идеале, вы должны уделять одинаковое количество времени как практике, так и теоретическим занятиям по музыке. Это даст больше пространства и данных для обучения – и значительно ускорит весь процесс. Именно вопросу того, как научиться играть соло и посвящена данная статья.

    Уроки соло на гитаре. Можно ли научиться играть самостоятельно?

    Короткий ответ – Да . В целом, вся информация, необходимая для правильного сочинения сольных пассажей, находится в интернете. Очень много гитаристов учились не у преподавателей, а
    по видеоурокам и текстовым руководствам, поэтому научиться сочинять собственные соло вполне реально.

    Однако тут вступает в силу другой вопрос – помимо уроков музыкального плана вам придется смотреть также уроки и техники игры. Это гораздо важнее, поскольку все ваши возможности напрямую зависят от постановки вашей левой и правой руки – а правильно их поставить может только преподаватель. А без правильного положения вы можете забыть о скоростных пассажах, свипе, и подобном – поскольку не сможете сыграть это физически. Поэтому лучший вариант – это, конечно, записаться к преподавателю. Однако если такой возможности нет – то вы вполне можете заниматься по видеоурокам, главное не торопиться и следить за техникой.

    Что требуется чтобы научиться играть соло

    Как строится и из чего состоит сольная партия

    Гитарное соло – это самый душевный и эмоциональный момент песни. Это момент, когда гитарист вкладывает все свои мысли и эмоции в гитарную мелодию, передавая их слушателю. Он рассказывает таким образом целую историю, только общается на языке звуков, тонов и полутонов.

    Читайте также:  Как подключить руль для игр

    Именно поэтому можно сказать, что в сочинении соло нет никаких ограничений. Оно может строиться так, как угодно вам, и состоять из стольких частей, скольких вам надо. Например, известная композиция Нила Янга Cortez The Killer открывается сольной партией, которая звучит три с половиной минуты, не заканчиваясь даже тогда, когда вступает вокал. Почти все инструментальные композиции Пола Гилберта имеют в себе соло, каждое из которых по-своему уникально.

    Самое главное в сочинении соло – это чувствовать музыку, понимать, что вы хотите им сказать, какие мысли и эмоции донести.

    Какие виды соло бывают? Примеры

    На самом деле, видов соло просто огромное количество – почти столько же, сколько гитаристов, однако мы все же постарались немного структурировать этот вопрос, и попробовать ответить на него.

    1. Мелодическое. То есть, построенное на мелодике основной темы песни. Чаще всего за основу берется вокальный рисунок, который обыгрывается с различными изменениями. Из примеров можно вспомнить соло-партию гитары в песне группы Solstafir – Kold, или же некоторые соло группы Кино.
    2. Атональное. Такое тоже встречается довольно часто, особенно в очень тяжелых жанрах музыки. Такие соло хоть и играются в тональность, но сделаны таким образом, чтобы резать уши – для того, чтобы подчеркнуть агрессию и ярость, которая исходит из песен. Такие соло можно часто услышать в таком музыкальном направлении как Grindcore, например, песня группы Pig Destroyer – Towering Flesh, или же, например, в блэк-метале – как например, в песне Juno Bloodlust – The Lord of Obsession.
    3. Пассажи. Это тип соло часто встречается в различных акустических песнях, а также в огромном количестве рок-композиций. Такие соло не основаны ни на каком мелодическом рисунке – они рассказывают историю и передают эмоции не ограничиваясь вообще ни в чем. Из примеров можно назвать Blackmore’s Night – Fires at Midnight, если говорить про акустику, а также Pink Floyd – Dogs, Mastodon – Sparrow, разные композиции Metallica и других известных исполнителей.

    Можно ли играть соло на акустической гитаре?

    Конечно же можно. Соло можно играть даже на басу, чего уж говорить про акустический вид инструмента. Существует огромное количество песен не в электричестве, где играются крайне запоминающиеся соло-партии. Например, Agalloch – A Desolation Song, Panopticon – Idavoll, множество песен Blackmore’s Night, Led Zeppelin. Зачастую подобные соло звучат даже лучше, чем на электрогитаре – ведь акустика имеет ни с чем не сравнимую глубину и объем звучания.

    Чему можно научиться прямо сейчас. Практика.

    Боксы, пентатоники, гаммы

    Соло на гитаре для начинающих всегда начинается с боксов и гамм. Ниже представлено несколько подобных схем, которые стоит выучить для того, чтобы иметь примерное представление о том, что играть в той или иной ситуации.

    Игра под аккорды

    Еще один действенный способ практики уже после того, как вы закончили учить боксы – соло на гитаре, аккорды к которому закольцованы. То есть условно говоря с компьютера вы включаете трек, в котором звучит последовательность аккордов в определенной тональности, под которую вы можете играть. В этом вам помогут так называемые One-Chord Backing Tracks. Просто прогуглите это, и вы увидите кучу роликов на ютьюбе, где аудиодорожка состоит из небольшого аккомпанемента и повторяющейся аккордовой последовательности. Смотрите примеры такого видео ниже.

    Трек в тональности Am (hard rock)

    Трек в тональности G (поп-рок)

    Работа над техникой

    Кроме того, стоит поделать различные тренировки на гитаре для поднятия своего навыка игры и техники. Это очень важно для исполнения сольных партий, поскольку именно от этого зависит скорость и ваше личное мастерство игры.

    Выучите простое соло. Вообще – учите больше соло

    Совет, на самом деле, очень действенный. Постоянно учите новые соло, до которых только сможете дотянуться. Это будет увеличивать ваш запас музыкальных фраз, а также приемов, которые можно использовать в сочинении своей музыки. Кроме того, ваша техника также будет постепенно улучшаться – организм будет подстраиваться под то, чтобы сыграть то, что вы учите в том темпе и таким образом, каким оно должно играться.

    С чего начать гитарное соло: 5 полезных примеров

    Учимся просто и эффективно начинать гитарное соло.

    Сегодня мы поговорим о том, с чего начать гитарное соло в собственных композициях. Для рассмотрения пяти эффективных отправных точек мы будем использовать самую простую и доступную гамму — Ми-минорную пентатонику. Несмотря на то, что примеры используют ноты этой гаммы, постарайтесь предварительно немного потренироваться.

    Примеры сыграны в темпе 72 удара в минуту и на первый взгляд могут показаться несколько скучными. Не забывайте, что играть их можно в любом темпе и в музыке любого стиля.

    Схема Ми-минорной пентатоники:

    Схемы аккордов, используемых в примерах:

    Мы подготовили специальный минус, под который можно тренировать свои навыки:

    Бенды в духе Закка Уайлда

    Тяни струну и пусть она ревет!

    Знаменитый викинг из Black Label Society Закк Уайлд начинает подобным образом соло-партию в композиции ‘Concrete Jungle’. Закк делает невероятно длинные и тянучие бенды, используя на гитаре эффект толкбокса.

    Зажмите струну на втором ладу и медленно тяните ее до тех пор, пока струна не начнет звучать так, будто бы зажата на четвертом ладу. Подтяжка дополнена двумя нотами и проездом медиатором (прием pick scrape) по приглушенным струнам от 12 лада.

    Во время игры подобного соло стоит использовать педаль дисторшна для добавления дополнительного сустейна и плотности звуку.

    Начало в духе легенд

    Тяни струну и дополняй ее гаммой

    Сразу отвечаем, почему это начало в духе легенд. Дело в том, что простая и эффективная формула «Бенд + гамма» была использована в превеликом множестве классических гитарных соло. Просто послушайте соло в таких песнях, как Led Zeppelin — Stairway To Heaven, Dire Straits — Sultans of Swing и Cream — White Room.

    Начните соло с простой подтяжки, а затем перейдите в минорную пентатонику, движущуюся вверх или вниз. Наш пример начинается с высокого звука, поэтому дальнейшее развитие музыкальной идеи идет вниз, но эксперименты никто не отменял. Попробуйте разные вариации, чтобы найти подходящее начало для собственного соло.

    Ниже, еще ниже

    Басовые ноты в качестве мелодии

    Когда мы говорим «гитарное соло», у большинства людей в голове появляются ассоциации с ревущими бендами и невероятно быстрыми, практически зубодробительными запилами. При этом подразумевает использование очень высоких звуков.

    Использование басовых струн в качестве открывающих звуков соло может быть не таким ярким по звучанию, но зачастую такой ход является прекрасным и запоминающимся решением представления слушателю новой секции композиции. К примеру, Ангус Янг прибегает к помощи такого хода в композиции ‘Back In Black’, а Джими Хендрикс начинает соло с прохода по басовым струнам в небезызвестной ‘Hey Joe’.

    В нашем примере соло начинается со слайда вниз на шестой струне, который переходит в небольшую мелодическую идею, состоящую из прочих низких звуков.

    Аккордовая основа

    Использование нот, входящих в аккорды аккомпанемента

    Использование нот, входящих в аккорды аккомпанемента, может стать хорошей альтернативной минорной пентатонике. Помимо этого, такой ход на все 100% гарантирует попадание в партию аккомпанемента. Подобный ход можно услышать у Дэвида Гилмора в композиции Pink Floyd ‘Comfortably Numb’, где Гилмор начинает соло на тех же звуках, сыгранных на октаву выше.

    Не переживайте о какой-либо теории или музыкальной эстетике. Следуйте нашей табулатуре и вы заметите, что каждый звук в примере соотносится с аккордами аккомпанемента.

    Вверх-вниз

    Сначала спуститься по гамме, затем подняться

    Эту идею мы подсмотрели у блюз-рокового гитариста Эрика Гейлса.

    Суть заключается в том, чтобы начать играть минорную пентатонику на высоких звуках, а затем постепенно опускаться ниже. В приведенном примере соло начинается на первой струне, а затем плавно движется к четвертой.

    Чтобы мелодическая идея выглядела законченной, повторите все тоже самое в обратном порядке. То есть, в зависимости от того, в какую сторону было первоначальное движение, в продолжении соло двигайтесь в обратном направлении.

    Такой ход является отличной отправной точкой для любого соло, а также хорошо совмещается с остальными примерами, о которых мы говорили выше — просто попробуйте начать соло с подтяжки, а затем перейти в движение «вверх-вниз», или используйте проезд медиатором по струнам в самом начале.

    Читайте также:  Как связать косынку

    Также разнообразить практически любое соло помогут 8 блюзовых приемов, о которых многие почему-то забывают.

    Как научиться играть любую гитарную партию (соло или рифф)?

    В современном мире, насквозь пронизанном всемирной паутиной, одной из наиболее актуальных проблем у гитаристов начинающего и среднего уровней является неумение работать с учебным материалом, а не отсутствие такового. Существует огромное количество как специализированных на обучении игре на электрогитаре ресурсов, так и множество локальных видеоразборов различных гитарных произведений или упражнений частными преподавателями или же самими авторами. Любой желающий, если не поленится, загуглит и найдет для себя учебный материал на любой вкус.

    Однако возникают следующие вопросы: что делать дальше с этим материалом? Пользоваться ли табулатурами? Если разучивать соло или риффы, то маленькими фразами или большими кусками? В какой момент надо начинать играть под метроном? Какой начальный темп выбрать? В данной статье я постараюсь ответить на эти и другие вопросы, возникающие на этот счет.

    Для начала необходимо разобраться, что подразумевается под «разучиванием гитарной партии». Для этого разделим процесс работы с учебным материалом на 5 этапов:

    1. Пофразовый разбор гитарной партии (анализ технических аспектов)

    2. Базовая посадка фраз в руки (физическое ознакомление с техническими элементами)

    3. Отработка фраз под Guitar Pro и метроном (определение актуального темпа)

    4. Отработка фрагментов под оригинальный трек

    5. Отработка гитарной партии под минусовку

    Под фразой понимается короткая последовательность из 4 нот и более в зависимости от их длительностей. Размер каждой фразы должен выбираться для каждого человека индивидуально по принципу логической завершенности и возможности ее базовой посадки. Фрагмент содержит в себе несколько подряд идущих фраз продолжительностью от 5 секунд и более. Соответственно, гитарная партия представляет собой последовательность фрагментов.

    Итак, рассмотрим каждый этап более подробно.

    1. Пофразовый разбор гитарной партии (анализ технических аспектов)

    Для тех, кто учится играть на электрогитаре с помощью преподавателя, пофразовый разбор гитарной партии должен осуществляться во время проведения занятия. Преподаватель обязан наиподробнейшим образом продемонстрировать и разъяснить все особенности всех фраз в разучиваемой гитарной партии, а именно: какие технические элементы используются, в каком контексте, взаимодействие технических элементов друг с другом, расположение фразы в ритме, механизм глушения лишних струн, динамичность и импульсивность звукоизвлечения, оптимальность движения рук, синхронизация и т.д.

    Людям, осваивающим электрогитару самостоятельно, придется пройти данный этап в одиночку. Чтобы облегчить эту задачу, рекомендую ознакомиться с общими принципами игры на электрогитаре.

    2. Базовая посадка фраз в руки (физическое ознакомление с техническими элементами)

    Базовая посадка фразы в руки также должна выполняться в присутствии преподавателя, который производит оценку уровня восприятия материала студентом и качество выполнения фраз. Иными словами, во время базовой посадки преподаватель обязан убедиться в том, что студент понял фразу и без проблем сможет самостоятельно ее сыграть дома, выполняя следующие этапы данного алгоритма.

    Для тех, кто находится в свободном плавании, делать выводы относительно результатов базовой посадки опять-таки придется самому. Следует отметить, что в связи высоким уровнем сложности разбираемой гитарной партии начало базовой посадки может происходить и без метронома.

    3. Отработка фраз под Guitar Pro и метроном (определение актуального темпа)

    Для того чтобы понять, как располагается фраза в ритме, можно попытаться проговорить ритмический риснок под клик метронома, а затем постараться его воспроизвести. Однако, лучше всего воспользоваться игрой под табулатуру Guitar Pro. Преимущество данного метода заключается в возможности точной локализации необходимой фразы (в т.ч. убавлении сторонних инструментов), регулировки темпа воспроизведения, а также зацикливании. Если табулатуры отсутствуют, рекомендую не лениться и набить их самостоятельно. Своим студентам я предлагаю табулатуры собственного авторства. Актуальность табулатур, выложенных в интернете, необходимо тщательно проверять (подавляющее большинство из них абсолютно некорректны). Если же набивать табулатуры возможности нет, то пользуйтесь метрономом.

    Обращаю внимание на то, что табулатуры нужны именно для формирования представления о расположении фразы в ритме, а не для «игры с листа», как считают многие. В случае добросовестного выполнения 1-го и 2-го этапов текст фраз, впрочем, как и их звучание, выучатся наизусть, и напоминания в виде табулатур будут ни к чему. Кроме того, необходимо понимать, что отработка фраз под Guitar Pro не отменяет игру под метроном, которая в свою очередь представляет собой обязательный компонент алгоритма посадки материала в руки.

    При работе под метроном самое главное — найти актуальный темп (темп, при котором фраза сыграна идеально, т.е. выполняются все принципы звукоизвлечения). Как только данное обязательное условие будет выполнено, можно считать, что 70% работы позади — далее остается только финишная прямая в виде постепенного наращивания темпа. Прирост темпа должен составлять, как правило, 2-5 ударов в минуту и осуществляться только при наличии положительной тенденции (разучиваемая фраза должна быть сыграна идеально не менее 3 раз подряд (1 раз — случайность, 2 раза — совпадение, 3 раза — тенденция). Чем это число больше, тем лучше. К примеру, Steve Vai добивается идеального повторения фразы 11 раз подряд.

    4. Отработка фрагментов под оригинальный трек (промежуточная посадка фрагментов)

    Когда из отработанных под Guitar Pro и метроном фраз можно будет составить фрагмент, следует приступать к работе с оригинальным треком. Для этого понадобится программа Amazing SlowDowner (Roni Music), которая позволяет изменять темп воспроизведения трека, а также его тональность независимо друг от друга. Кроме того, в ней имеется возможность с точностью до фрейма выбрать начало и конец фрагмента, воспроизведение которого будет осуществляться циклично.

    Данные преимущества дают возможность отрабатывать фрагмент под оригинальный трек. Необходимо выставить комфортный темп воспроизведения исходя из условий полного выполнения принципов ритмичности, динамичности, импульсивности, чистоты, оптимальности и синхронизации. При таком режиме работы уровень громкости своей гитары необходимо выставить немного выше, чем громкость трека. В случае идеального совпадения двух партий плотность звука не изменится, в случае хотя бы малейшего рассинхрона — наоборот, звук замутнится. Когда произойдет идеальное слияние двух партий, следует увеличить темп на 2-5%. Именно такой прирост темпа проходит наименее «болезненно» для мозга, что позволяет сохранить выполнение большей части принципов на новом рубеже. Затем выполнение данного этапа повторяется вплоть до достижения 100% темпа.

    Бывают ситуации, когда нужно пренебречь некоторыми принципами и отрабатывать материал в более высоком темпе. Дело в том, что если руки гитариста «не знакомы» с определенной скоростью игры, то христоматийно отрабатывая фрагмент с выполнением всех принципов игры на электрогитаре, можно надолго зависнуть на одном темпе. В таких случаях допускается повышение скорости в ущерб чистоте, оптимальности или синхронизации. Поиграв некоторое время на несвойственных для себя скоростях, мышцы «знакомятся» с новым для себя режимом работы. Далее необходимо вернуться в исходный темп и продолжить отработку фрагмента. После таких манипуляций проблемный барьер будет пройден.

    Указанный способ эффективен только после 3-го этапа, т.к. играя именно под метроном, отрабатывается большинство параметров звукоизвлечения, необходимых для игры под оригинальный трек в общем миксе.

    5. Отработка гитарной партии под минусовку

    Отработка гитарной партии под минус является завершающим и неотъемлемым этапом данного алгоритма. Именно игра под минус погружает гитариста в максимально боевую обстановку. Рассмотренные выше 4 этапа фактически являются подготовкой к работе с минусовкой.

    Однако не стоит забывать про разные ощущения от игры под плюс и под минус. Зачастую студенты, научившиеся играть материал под плюс, испытывают трудности при игре под минус. Не стоит этому удивляться. Играя под плюс, гитарист пользуется «ориентирами» оригинальной партии, на «помощь» которых он рассчитывает. В минусовке же единственным ориентиром является партия ударных с синхронизированным с ним басом, и гитарист вынужден ориентироваться только на нее.

    Заключение

    Эффективность данного алгоритма проверена годами. Конечно же, неопытным гитаристам будет нелегко без помощи преподавателя на 1-м и 2-м этапах. Но, как известно, не боги горшки обжигают. Если гитарист честен перед самим собой относительно своего звукоизвлечения и выполнения общих принципов игры на электрогитаре, то у него все получится.

    В дополнении следует отметить, что научиться круто играть на электрогитаре без регулярных сессий звукозаписи и анализа своего звука (как слухового, так и визуального), практически невозможно. Дело в том, что при игре на электрогитаре (особенно при разучивании новых риффов или соло) львиная доля мозга занята звукоизвлечением. Прослушивая себя в записи, все внимание можно сконцентрировать на анализе собственной игры и сделать наиболее объективные выводы относительно ее качества.

    Оцените статью
    Добавить комментарий