Как научить детей учиться

Здоровая семья
клиника доказательной педиатрии

С 9:00 до 21:00, 365 дней в году
без перерыва и выходных

  • Главная
  • О клинике
  • Услуги
  • Специалисты
  • Галерея
  • Документы
  • Новости
  • Статьи
  • Контакты

Как научить ребёнка учиться? – Статьи

Как научить ребёнка учиться?

«А что, разве этому надо учить?» – напрашивается сам собой вопрос. Да, очень даже надо. От желания учиться зависит усвоение материала и успеваемость. Не зря у нас в школе любимыми предметами зачастую были те, что мы понимали. Сегодня мы собрали полезную информацию о том, что может отбить желание ребёнка к учёбе, а также рассмотрим несколько способов мотивации.

Что же может демотивировать ребёнка к учёбе?

Демотивировать ребёнка может множество факторов:

  • Отсутствие режима дня
  • Родительские разногласия, конфликты в семье
  • Развод родителей
  • Появление нового члена семьи (рождение второго/третьего и т.д. ребёнка)
  • Навязывание ребёнку собственных желаний, представлений о будущем
  • Денежные вознаграждения
  • Сравнивание ребёнка с другими детьми
  • Угрозы, побои

А что же мотивирует ребёнка к учебе?

  1. Своевременное начало учебного процесса, согласно физическому и психологическому возрасту.
  2. Адекватная учебная нагрузка и требования к ребёнку.
  3. Адекватная оценка его успехов и промахов. Фиксация на успехах.
  4. Обучение ребёнка КАК учиться, давая ему правильные схемы и методы получения знаний, соответствие методов его возрасту и потребностям.
  5. Уважение к школе, учителю, учебному процессу.
  6. Своевременное поощрение и похвала в случае удачи, поддержка и помощь при неудаче.
  7. Благоприятная обстановка в семье, единые требования и методы воспитания, доверительная атмосфера в семье.
  8. Контроль и режим дня, приучение к самоконтролю.
  9. Если вы видите в ребенке личность, верите в его силы и поддерживаете в трудные минуты, это всегда принесет свои плоды, и вы будете им гордиться.

Почему важно уметь учиться?

Для ребёнка, сосредоточенного исключительно на оценке, получить низкую оценку – трагедия. Поэтому он будет стараться сделать всё возможное, чтобы получить хорошую оценку: списывать, врать и т.д. Никаких навыков обучения при таком подходе он не получит. У него при столкновении с трудным заданием будут опускаться руки, будет пропадать мотивация, он будет считать себя бестолковым или что у него нет способности к данному предмету. Человека, который умеет учиться, отличает уверенность в том, что, пусть он пока не знает, как выполнить задание, но он знает, где поискать ответы на свои вопросы и найти решение.

Как формируются навыки обучения

Навык обучения не появляется у ребёнка сам по себе, от природы. Его нужно формировать постепенно, так же, как и навык ходить, держать ложку и т.д. Формирование навыка можно разделить на этапы:

1-й этап. Показать, как работать с тем или иным материалом, и заинтересовать его. Часто ребёнок не может решить задачу, потому что не знает, как, – у него не сформирован навык. Прежде чем ожидать от ребёнка усваивания материала, необходимо показать, как это делать. Только после этого у ребёнка появляется интерес. В противном случае он будет говорить: «Мне это не интересно», «У меня не получается», «Я это не хочу делать». Важно не воспринимать эти слова буквально, осознавая, что ребёнку пока что не понятно, как сделать задание или усвоить материал, а значит, ему нужна помощь. Как только у ребёнка начнет получаться, нелюбимый предмет понравится ему. На этом этапе не зазорно нанять ребёнку репетитора, чтобы он помог усвоить непонятный материал.

2-й этап. Закрепить навык. Важно не один раз ребёнка научить пользоваться информацией для решения данного задания, а сделать это неоднократно, пока вы не убедитесь, что он понял и усвоил навык.

3-й этап. Самостоятельность. Когда у ребёнка навык уже сформирован, он может самостоятельно, без присутствия родителей сесть и прочитать параграф и выполнить упражнение.

4-й этап. Обусловленность. Навык необходимо запустить, чтобы он работал. Для этого есть определенный сигнал. Например, когда в школе преподаватель говорит: «Достаем двойные листочки», ребёнок знает, что делать в этой ситуации, если уже хорошо знаком с манерой ведения урока этого преподавателя. То же происходит и при самостоятельных занятиях. Когда требуется сделать практическое упражнение, ребёнок уже знает, что нужно достать соответствующий учебник, прочитать параграф перед этим упражнением, просмотреть классную работу и напомнить себе алгоритм выполнения подобных задач, а затем уже приступить к выполнению задания.

5-й этап. Репродуктивность. Зная алгоритм действий и отработав его до автоматизма, ребёнок уже может добавлять свою долю креативности в выполнение задачи. На этом этапе можно с уверенностью сказать, что навык обучения закреплен.

Как помочь ребёнку учиться с желанием?

Ребенок не хочет учиться, домашние задания на отвяжись, устойчивый интерес только к гаджетам?

Отсутствие учебной мотивации – бич современных школьников. Как родители могут помочь ребёнку учиться с желанием?

Помните поговорку «Насильно мил не будешь»? Заставить полюбить школу невозможно. Только отношения испортите, а вот взаимную ненависть взрастите.

Замечайте таланты, способности ребёнка. В обучении опирайтесь на них. Есть интерес к математике и физике, пусть ребёнок делает упор на эти предметы в школе, и во внешкольной жизни. Остальные предметы по остаточному принципу.

Перестаньте делать акцент на оценках. Важны не оценки, а знания. Не ругайте за плохие оценки, это не провал и «дворник на всю жизнь». Это ошибка, которую можно исправить. Учите ребёнка анализировать ошибки, находить решения, замечать причинно-следственную связь между трудом и полученными результатами, поощряйте ребёнка делать выводы.

Обращайте внимание на успехи. А то как в жизни? За двойки поругать святое дело, пятерки «так и должно быть». Безразличное отношение к успехам ребёнка формирует у него выученную беспомощность. Это состояние в свою очередь становится причиной, по которой какая-либо мотивация учиться пропадает.

Помогайте ребёнку восстанавливать силы, занимайтесь профилактикой переутомления. Никаких домашних уроков за полночь. На уроки отводите максимум 2 часа в день. Важен полноценный сон. Физическая активность. Обязательное время для ничегонеделания.

Научите ребёнка пить воду. Иначе мозг в прямом смысле засыхает, продуктивность мыслительной деятельности снижается.

Поддерживайте отношения с ребёнком. Они всегда важнее школьных отметок. Общайтесь с детьми не только по вопросам школы, уроков, домашних заданий.

Будьте на стороне ребёнка в любых школьных конфликтах. И только наедине делайте разборы полетов.

Если следовать этим принципам, учеба перестанет быть пыткой, у школьника проснется любопытство и желание познавать что-то новое.

Организация рабочей зоны ребёнка

Самое лучшее место для размещения стола – у окна, а главное правило, не нужно делать рабочую зону «на вырост», ребёнок должен сидеть правильно, без вреда для здоровья, расстояние между ребёнком и столом примерно 10 см.

Рабочая зона свободная, и очень хорошо освещена, если деток у вас несколько, то у каждого должна быть своя лампа.

Лишним предметам не место на столе, стоит их убрать на полки или в ящики, что бы ребёнка ничего не отвлекало от занятий, но в случаи необходимости, он мог их быстро достать, не вставая с рабочего места.

Письменный стол считается оптимальным, если его край оказался точно на уровне груди сидящего ребенка (тогда он сможет опираться на локти), коленями он не подпирает столешницу снизу, а ноги стоят под прямым углом.

Стул, лучше использовать регулируемый, что бы малыш сидел в нем не глубоко, но при этом спина была ровной и прижатой к спинке стула, колени согнуты под прямым углом, стопы стоят на полу или специальной подставке, стул устойчивый не крутящийся, иначе будет велик соблазн баловаться и крутиться.

Как помочь ребенку учиться

Зачем этот курс

Родители хотят, чтобы их дети учились хорошо: получали высокие оценки и глубокие знания, без капризов брались за уроки и не копили долгов, становились самостоятельными и ответственными. Здесь нужен особый навык — умение учиться.

Это суперспособность, которая будет выручать всю жизнь: она понадобится для учебы в вузе, продвижения в карьере, освоения нового хобби. Результат будет заметен сразу — на ближайшем уроке или сложном экзамене. Минус в том, что умение учиться не дается с рождения, плюс — в том, что его можно развить. Без вашей помощи не обойтись.

Что внутри курса

Советы из книг МИФа
Семь писем с самыми полезными инструментами из книг МИФа об обучении.

Дополнительные материалы
Чек-листы, трекеры, шаблоны, которые помогут организовать учебу.

Комментарии экспертов
Спросили психологов и преподавателей, что делать, чтобы лучше учиться.

Эксперты курса

Илья Созонтов , лектор Института образования НИУ ВШЭ, блогер, основатель проекта популяризации истории Histructor.

Екатерина Ядова, кандидат социологических наук и руководитель учебной части «Фоксфорда».

Светлана Лашук, англомама, блогер, сооснователь детского языкового центра Use your English! KIDS.

Тимур Жаббаров, управляющий партнер Smart Course Moscow.

Наташа Ремиш, писательница, мама и блогер. Помогает родителям и детям научиться говорить друг с другом на одном языке.

Сергей Подковальников, более 11 лет готовит учеников к сдаче экзаменов по биологии и химии, ведет полезный блог.

Читайте также:  Как найти свое дело в 2020 году

Анастасия Иванова, преподаватель, блогер, автор книги «Как перестать учить иностранный язык и начать на нем жить», сооснователь центра Use your English! KIDS в Москве.

Темы уроков

Будем делиться методиками, простыми правилами, инструментами, советами психологов — выжимками из книг МИФа. Перескажите их ребенку, выбирайте то, что сработает именно для него, и вместе добивайтесь результата.

Здоровый режим и тайм-менеджмент для школьника
Как организовать рабочее место, как планировать, как избежать переутомления.

Стили обучения и мотивация
Как и зачем ставить учебные цели, цикл познания и стили обучения.

Работа с учебником
Как конспектировать, делать визуальные заметки и составлять майндкарты.

Проектная деятельность
Как работать над учебным проектом: этапы и развитие нужных навыков.

Заучивание и повторение
Как тренировать память и тратить меньше времени на зубрежку.

Как готовиться к экзаменам
Планирование и подготовка. Как справиться со стрессом и волнением перед экзаменом.

Учеба и самооценка ребенка

Что делать, если ребенку не интересно учиться. Как школа влияет на самооценку и что делать родителям.

Как научить ребенка учиться и все не испортить

Хорошая новость: дети и без нас любят учиться. Маленький ребенок учится каждую минуту, чем бы ни занимался. К тому же ученые доказали, что мозг способен меняться всю жизнь, обучение — его естественное состояние в любом возрасте. Другой вопрос, что дети, подрастая, нередко теряют импульс к познанию. Задача родителя — создать среду, которая поможет сохранить этот навык.

Что такое умение учиться

Способность учиться складывается прежде всего из любознательности, жажды исследований, «прокачанности» критического мышления. Имеется в виду умение работать с информацией: анализировать, сомневаться в недоказанном, сравнивать разные точки зрения, делать выводы, «глубоко копать», выбирать оптимальный способ решения.

Чтобы развить критическое мышление, поощряйте в ребенке привычку и смелость думать. Начинайте по чуть-чуть, как только он заговорит предложениями. Рассуждайте с ним обо всем. Читая книжки, спрашивайте мнение о героях и мотивах их поступков. Позвольте ребенку оценивать событие.

При этом обращайте его внимание на разные стороны ситуации, ее неоднозначность. Говорите не только о фактах, но и об абстрактных понятиях: «Как ты считаешь, что такое дружба?» Проговаривайте причинно-следственные связи, помогайте приводить аргументы и на их основе делать заключения.

Как исчезает любовь к учебе

Если говорить именно про интерес к обучению, то он как раз связан с любознательностью. Никогда не упрекайте ребенка в лени и отсутствии интереса. Потому что лени не существует. Мозг начинает активно работать, только если распознает выгоду.

Когда это происходит, выплескивается дофамин — нейромедиатор, отвечающий за запоминание, обработку информации и предвкушение. Поэтому попытки заставить другого человека учиться бесполезны. Но мы можем создать обстановку, при которой мозг захочет сотрудничать со своим хозяином.

Дофамин выплескивается, например, при поступлении новой увлекательной информации, которая не кажется нам неподъемной. Или информации знакомой, вызывающей положительные ассоциации и воспоминания. Единственный способ мотивировать на учебу — сделать ее интересной для ребенка, поощряя в нем инициативу и креативность.

То, что мы обычно называем ленью, на самом деле — угасание интереса. Интерес пропадает чаще всего из-за систематических неудач и давления, боязни ошибок или страха оказаться «плохим», «глупым». Если такие эмоции возникают часто, драйвером для ребенка становится мотивация избегания — когда проще не делать совсем ничего, лишь бы не испытать чувство провала.

Как влюбить в учебу

Научить учиться — значит разбудить любопытство и влюбить в процесс обучения. Используйте методику «5 почему». В три-четыре года ребенок постоянно задает вопросы по поводу всего на свете. Но, взрослея, перестает спрашивать. Возродите «традицию». Например, второклассник читает параграф по «Окружающему миру». «Чтобы наблюдать за звездами, был изобретен телескоп». Включитесь в процесс и спросите, как думает ребенок — почему телескоп был назван именно так?

На одну тему урока может прийтись около пяти таких вопросов. Предложите поискать ответы в интернете или в энциклопедии. Отметьте, как много нового узнал ребенок помимо информации в учебнике. Приучите ребенка к тому, что не знать — нормально и не стыдно. Говорите о ребенке не «не знает» или «не умеет», а «еще не знает».

Важно закрепить ощущение, что научиться можно всему. Поощряйте вопросы и всегда давайте понять, что глупых вопросов не существует. Научите ребенка, что надо делать, если он чего-то пока не знает, например: а) поискать в достоверных источниках; б) спросить у родителей, учителя, друзей.

Важно создать атмосферу, при которой ребенок не боится задавать вопросы и знает, что будет услышан. Постоянное общение в режиме диалога, беседы на равных (без дискриминации «взрослый-ребенок») — влияют на динамику обучения. Если родитель будет следовать этому правилу, то ребенок сможет увереннее воспринимать новую информацию.

Сделайте обучение интересным — превратите процесс в игру. Например, если нужно прочитать «Евгения Онегина», создайте для главных героев вместе с ребенком страницы в социальных сетях и моделируйте новые ситуации и диалоги, которые могли бы возникнуть. Это поможет лучше понять мотивы и характеры персонажей, а также социокультурный контекст произведения.

Научите «есть слона». Даже взрослые могут испытывать страх или беспомощность перед большой задачей, а дети тем более. Невозможно съесть целого слона, но его можно разрезать на кусочки. Так и задачу можно разделить на маленькие задачи. Помогите ребенку понять, из чего состоит проект (например, реферат по истории): ресурсы, этапы. В какой последовательности их нужно пройти.

Называйте неудачи в учебе зонами роста, а не слабыми сторонами ребенка, и относитесь к ним соответственно

Полюбите ошибки вместе с ребенком. Ошибка — двигатель роста, самое частое и естественное, что происходит с человеком во время обучения. Но ошибаться бывает страшно и неприятно. Чтобы этого не происходило, ребенок должен привыкнуть к ошибке как к гарантированной части процесса, которая помогает учиться.

Для этого можно поиграть в такую игру: вы с ребенком по очереди даете друг другу задание сделать что-то новое. Например, ребенок может попросить вас пройти квест на планшете. А вы его — написать под диктовку 10 слов по незнакомому правилу русского языка. Когда оба выполнили задания и проверили друг друга, приступаем к теории.

Ребенок рассказывает вам, как быстро пройти игру. Вы читаете ему правило написания приставок. После чего упражнение повторяется и сравнивается прогресс.

Называйте неудачи в учебе зонами роста, а не слабыми сторонами ребенка, и относитесь к ним соответственно. Вместо «у тебя плохо с математикой» говорите «давай еще раз повторим дроби». Вместо «тебе не даются сочинения» — «надо поработать над синтаксисом». Помните, что работать это будет, только если вы так же относитесь к собственным зонам роста и не ругаете себя за промахи.

Давайте сбалансированную обратную связь, когда ребенок приходит к вам с идеей проекта, с рисунком, с сочинением. Это помогает ребенку поддерживать в себе мотивацию и креативность. Сначала вы отмечаете то, что вам понравилось, потом — как можно сделать еще лучше, потом рассказываете — каким будет результат после улучшения. Именно в таком порядке. Старайтесь не раздавать пустые похвалы (молодец, умница) и не упрекать за недостатки.

Пример сбалансированной обратной связи: «У тебя очень точно получилось описать Печорина через историю с княжной Мэри. Мне кажется, если упомянуть еще какой-нибудь пример, не про любовь, — то ты раскроешь его характер с разных сторон».

Пример несбалансированной обратной связи: «Надо добавить еще примеров, а то маловато. Но про случай с княжной хорошо написано».

Если что-то не получается, помогите ребенку провести анализ. Что не получилось в контрольной? Где моя зона роста? Как мне подтянуть тему, чтобы хорошо решать такие примеры? Давайте свободу выбора. Если ребенок хочет читать только журналы про супергероев, пусть читает. Он же читает? Уже хорошо. После обязательно будут другие, более сложные сюжеты и персонажи.

Главное — поощрять само занятие. Не противопоставляйте учебу увлечениям ребенка. Используйте другие аргументы. Потому что иначе ребенок будет думать, что учиться — это рутина, а другие занятия — вознаграждение.

Сделайте компьютер другом ребенка. Компьютер помогает в обучении (например, составлять ассоциативные карты для запоминания исторических событий; делать презентации проектов; проверять информацию в интернете, строить графики и диаграммы и так далее).

И самое важное — постоянно учитесь сами. Через родительский пример у ребенка формируется ценность обучения.

Об авторе

Андрей Лобанов — CEO Международной школы программирования для детей «Алгоритмика».

Пробудить у них вкус к учебе

Сегодня большинство детей смотрит на школу как на неизбежное зло или, хуже того, — как на каторгу. Реакцией на давление со стороны родителей и учителей часто становится страх «не справиться». Как пробудить желание учиться?

Экстрим: что скрывается за тягой к риску

Они штурмуют горные вершины, в одиночку отправляются в кругосветные путешествия, пересекают океаны. Что заставляет искателей экстремальных приключений играть со смертью?

Как научить ребенка учиться.
материал на тему

Здесь описывается способы привитья любви ребенка к учебе.

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_nauchit_rebyonka_uchitsya.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребёнка учиться

Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане.
Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться. Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.
Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий. Еще К.Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача – научить правильно учиться. Поэтому вопрос “Как помочь ребенку хорошо учиться” я выношу на родительское собрание. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы – едины.

Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

  • организация режима дня;
  • контроль за выполнением домашних заданий;
  • приучение детей к самостоятельности.

1. Организация режима дня. Организация режима дня позволяет ребенку:

  • легче справиться с учебной нагрузкой;
  • защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.

У 20% школьников плохое здоровье – причина неуспеваемости. Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимнастику; занимался спортом; бывал на свежем воздухе не менее 3,5 часа.
Точный распорядок занятий – это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.
Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач. Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова.
Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли. Важный вопрос в организации режима дня – это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра/ а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время. Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе (до 3,5 ч. в день), ведь у детей большая потребность в движении. В группе – 1,5-2 ч. Дома – 1,5-2 ч.
Необходимо правильно организовать сон. Дневной сон – 1 час. (Если ребенок не спит, перевозбудился, пусть полежит, послушает сказку.) Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон – это основа здоровья.
Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел “страшные фильмы”, не играл в шумные игры. Все это отразится на сне, на самочувствии ребенка.
Хорошо прогуляться перед сном 30-40 мин. Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише.
Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твердость. Вы должны помнить, что теперь у вас ученик, и не мешать ему.
Часто родители не замечают, что мешают детям: громко разговаривают, включают телевизор. Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию.
Вы не должны забывать, что в силу возрастных особенностей школьники плохо переключаются с одного вида работы на другой. Например, сядет ребенок рисовать, родители посылают в магазин. Нужно дать время на переключение. Иначе внутреннее нежелание может сопровождаться грубостью. Запомните: всякое необоснованное переключение с одного вида работы на другой может выработать дурную привычку: не доводить дело до конца.

2. Направление помощи – контроль за выполнением домашних заданий. Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами:
– какие отметки?
– выполнил ли уроки?
После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью.
В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться.
Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.
Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным. На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках и даже, может быть посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, может быть, вся его школьная жизнь.
Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс. То есть важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе.
Хорошо если бы вы интересовались:

  • что изучал ребенок сегодня в школе;
  • как он понял материал;
  • как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.

При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью. Контроль – это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей. Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают.
Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.

Например, решая задачу:

  • прочитать задачу, представить, о чем говорится;
  • кратко записать условие, схему;
  • пояснить, что обозначает каждое число, повторить вопрос задачи;
  • подумать, можно ли ответить на вопрос задачи; если нет, то почему;
  • составить план решения задачи;
  • проверить решение;
  • записать решение в тетрадь.

Выполняя упражнение по русскому языку:

  • повторить правила;
  • прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно сделать;
  • прочитать упражнение и выполнить все задания устно;
  • выполнить задание письменно;
  • проверить работу.

Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:

  • какая бы погода ни была;
  • какие бы ни шли телепередачи;
  • чей бы день рождения ни отмечался.

Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам нет и быть не может. Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе – как важному и серьезному делу. Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час.
Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. вырабатывается установка. При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, т.е. сводится до нуля мучительный период втягивания в работу.
Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не выработаться и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело не обязательное, второстепенное.
Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела.
У детей бывают два повода отвлечения:
Первый повод – игра: ребенок втягивается в игру незаметно для себя. Поводом может служить оставленная игрушка;
Второй повод – деловой: ищет карандаш, ручку, учебник.
Чем больше отвлечений, там больше затрачивается времени на выполнение домашнего задания. Поэтому необходимо установить четкий порядок: линейка, карандаш, ручка – слева; учебник тетради дневник – справа.
У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно. Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работают быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени (ставить часы).
Если на первых порах вы сидите рядом с ребенком, вы должны приободрить его: “Не торопись, детка. Смотри, какая хорошая буква получилась. Ну-ка еще одну постарайся, чтобы еще лучше вышло”. Это, конечно, поможет ему в нелегкой работе, даже просто сделает ее веселее. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребенок возненавидит эти совместные занятия.
Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учительница видела, что ребенок старался, и с уважением с отнеслась к его труду.
Одна из главных задач “сидения” рядом с сыном или дочерью – следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы, И этого можно добиться даже от самого несобранного ребенка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе. Труднее всего даются нашим детям навыки письма.
Здесь вас можно успокоить, что в наш век каллиграфическое письмо не самое главное и что если ваш ребенок владеет речью, то, в конце концов, пусть пишет не так уж красиво, и не надо его за это терзать. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок.
Опять-таки из воспитательных соображений: человек должен делать все красиво, решительно все. Помогите же своему ребенку в этом добрым словом и своим присутствием. И вы не пожалеете о потраченном времени: оно принесет свои плоды.
Возникает вопрос, а когда же оставлять ребенка наедине с уроками? Делать это нужно как можно раньше, но не резко, а постепенно. Затянуть процесс этого “сидения” тоже вредно. Такие дети, которые делают уроки только с кем-нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело. При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.

3. Направление помощи – приучение к самостоятельности. При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы “заставить” работать за себя. Учите детей выделять учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению.
Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.

Научить ребенка учиться

Надежда Акчурина
Научить ребенка учиться

Нужно своего ребенка научить учиться легко и с удовольствием! Любому родителю хочется, чтоб его ребёнок шёл в школу с большим желанием и дома с лёгкостью делал домашние задания. Но такое, к сожалению, происходит не у всех. И зачастую ребёнку и его родителям школьные годы даются нелегко.

Научить учится ребенка — разложим по полочкам!

Научить учиться — домашнюю работу делать в срок

Как приучить ребенка к режиму дня

Как научить учиться и заинтересовать учёбой

Как реагировать на плохую оценку

Создайте зону эмоционального комфорта

Научить учится ребенка — разложим по полочкам!

Научить учиться — домашнюю работу делать в срок

Не нужно ругать ребёнка за неуспеваемость в школе и его ветреность, а в первую очередь необходимо научить его организованности и это главная задача родителей. По идее домашнее задание для ребёнка имеет уникальное значение. Это такое дело, которое он обязан делать сам, а потом отвечать за него. Потому-то очень важно научить делать домашнее задание. Это ребёнку поможет успешно учиться, а потом работать.

Как приучить ребенка к режиму дня

В нашем современном мире почти у каждого ребёнка есть сотовый телефон. Очень удобно будет установить на телефон напоминание или просто будильник. Ведь когда ребёнок занят чем-то интересным, например, играет или смотрит что-то по телевизору, он может просто забыть посмотреть на часы, которые висят на стене, конечно же, и не вспомнит про домашнее задание.

Самое подходящее время для выполнения домашней работы это в 16 часов. Не нужно сразу после прихода со школы сажать ребёнка за выполнение домашней работы, ему обязательно нужно отдохнуть, например, погулять.

Некоторые родители уверенны, что домашнюю работу нужно начинать делать со сложных заданий. На самом деле это неправильно. Если начинать со сложных заданий, которые вызывают у ребёнка отрицательные эмоции, то впоследствии в его сознании домашняя работа начнёт вызывать страх, и он начнёт откладывать выполнение на потом.

В первую очередь нужно делать домашнюю работу, которая ребёнку нравится. Выполняя любимый предмет и его успех, поднимет учебный настрой ребёнку и послужит умственной разминкой перед выполнением сложного задания. Далее, нужно постепенно переходить на более трудные задания и предметы. А потом уже к самому трудному предмету.

Для читателей сайта действует скидка!

Перед тем как начать делать домашнюю работу обязательно уточните у ребёнка, какой предмет ему больше всех нравится.

После выполнения домашнего задания ребёнку обязательно нужно отдохнуть час или два. Потом можно вместе с ребёнком поиграть, например, в шахматы, шашки, домино или лото. Очень увлекательным и интересным занятием будет собирание пазлов или лего, благодаря этому у ребёнка будет вырабатываться усидчивость и сосредоточенность.

Как научить учиться и заинтересовать учёбой

Неважно как ребёнок учится хорошо или плохо. От родителей очень многое зависит, своими действиями они могут усилить желание учиться, либо отбить его вовсе. Дети часто слушают, о чём разговаривают взрослые. И такие разговоры как человек учился, и толку от этого нет, всё равно работает шофёром, лучше вести не в присутствии детей.

Но такое ведь не всегда бывает, нужно почаще упоминать успешных людей, которые благодаря хорошим знаниям и высокому образованию добились многого в жизни.

У каждого ребёнка есть свои интересы и увлечения. Кто-то собирает коллекцию из животных, кто-то копит наклейки, а кто-то увлекается кошками. Зачастую многие родители ругают детей, за трату времени впустую, и считают увлечение ребёнка бесполезным занятием. Таким поведением родители убивают познавательный интерес ребёнка. Всегда нужно хвалить ребёнка за интерес к новым знаниям. Занимайтесь чаще с ребёнком тем, что его интересует.

Как реагировать на плохую оценку

Если ваш ребёнок принёс из школы плохую оценку, не нужно его за это ругать. Постарайтесь понять ребёнка, могло произойти всякое, забыл учебник дома или не смог решить пример на уроке. Также если в семье бывают скандалы, ребёнок вполне может приносить плохие оценки, сидя на уроках, он может переживать из-за домашнего конфликта, либо просто пытаться привлечь к себе внимание.

Родителям необходимо узнать причину плохих оценок и постараться устранить её. Если начать ругать ребёнка за плохие оценки, это может только ухудшить ситуацию. Также нельзя требовать хороших оценок. Доверьтесь ребёнку и дайте ему самому выбрать понравившиеся предметы.

Не забывайте хвалить ребёнка даже из-за любой мелочи. Если ваш ребёнок учится плохо, важно его научить учиться с удовольствием — не нужно его ругать за это обязательно воспитывайте у него веру в свои силы.

Создайте зону эмоционального комфорта

Учёба для ребёнка это большой труд. Но родители, которые давно забыли о своём детстве и учёбе, очень часто недооценивают труд ребёнка. Во время учебного года, ребёнок испытывает эмоциональное и физическое напряжение. Поэтому родителям нужно создать домашнюю атмосферу такой, чтоб снять у ребёнка напряжение.

Наверняка многие родители будят ребёнка слегка повышенным тоном. Конечно же, ребёнок проснется и встанет уже с испорченным настроением, более того, такое пробуждение вредно для здоровья.

Научить учиться ребенка – разложим по полочкам!Ребёнка нужно будить тихим голосом, можно погладить его и включить приятную спокойную музыку. Как только ребёнок открыл глаза, нужно уйти, оставив, его одного примерно минут на десять. Если ребёнок не вышел из комнаты через десять минут, его можно позвать уже более громким голосом.

Старайтесь больше уделять внимание ребёнку, покажите ему как сильно вы его любите. Несмотря на проблемы и сложности, мамина ласка всегда придаст силы и уверенности во всём.

Важная задача родителей — научить учиться ребенка,дать ему поддержку и понимание. Научили одеваться, умываться, кушать аккуратно — теперь пришло время научить учиться — ведь школа занимает у детей практически все детство!

Как научить ребенка вежливости и хорошим манерам «Ничто не ценится так дорого и обходится так дешево как вежливость» (Сервантес) Вопросами детского этикета задаются все, кто так или иначе.

Как научить ребенка одеваться. Советы для родителей Если вашему малышу от двух до трех лет и вы не знаете как приучить кроху самостоятельно одеваться, тогда мои советы помогут вам сформировать.

Как научить ребенка правильно одеваться 1. Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место. Сначала малыш просто будет вытаскивать ее, заворачиваться, прятаться в куче вещей.

Консультация «Как научить ребенка рисовать?» Шаманина Ирина Петровна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ДЮЦ «Контакт» г. Н. Новгорода Как научить ребенка рисовать? Дошкольный.

Консультация «Как научить ребенка здороваться» Нередко родители сталкиваются с нежеланием их ребенка здороваться и прощаться. Смущение,неловкость,стыд,вина, которые испытывают родители.

Как научить считать ребенка до 20 и десятками Основной прием счета в пределах 20. Прежде, чем приступить к объяснению алгоритма, необходимо подготовить почву – заострить внимание ребенка.

Консультация для родителей «Как научить ребенка играть с игрушкой?». Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Она вы ступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то.

Круглый стол для родителей «Как научить ребенка учиться» 1. Упражнение «Ваню в школу провожать, надо нам поколдовать» Дети растут очень быстро. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим,.

Рекомендации родителям дошкольников «Как научить ребенка учиться» КАК научить ребенка учиться: Любовь к учебе, желание и умение учиться – взаимодополняющие друг друга понятия. Это три составляющих успешной.

Родительское собрание «Как научить ребенка говорить правильно» Цель: Создание мотивации у родителей к совместными занятиям с детьми по ис-правлению и развитию речи. Просвещение родителей по проблеме.

Оцените статью
Добавить комментарий