Как научить детей читать по-английски

Содержание

Как научить ребенка читать по-английски: 3 шага к успеху

Любой ребенок рано или поздно осваивает устную и письменную речь. Когда взрослые рядом разговаривают на родном языке, проблем с пониманием языка, обучением чтению и письму, как правило, не возникает. Немного иначе дело обстоит с чужим языком, который нужно выучить по тем или иным причинам. Тут приходится приложить гораздо больше усилий и не помешает знать определенные методические приемы, которые позволят научить ребенка читать по-английски, например, в кратчайшие сроки.

Как научить ребенка читать по-английски: шаг 1

Начинать следует с изучения алфавита, как и в русском языке. Сперва учим названия букв, после знакомим ребенка со звуками, которые каждая буква может передавать. У ребенка должно четко сформироваться понятие взаимоотношений «буква-звук», ведь некоторые буквы в английском могут произноситься вовсе не так, как они пишутся (к примеру, Ss [s] [z], Сс [s] [k] и пр.).

Учить или не учить ребенка изображению звуков (то есть транскрипции звукового значения буквы) – дело ваше. Раньше в учебных заведениях этому уделяли особое значение, сегодня в школах вполне обходятся и без него. Если ваш ребенок способен быстро обучаться, если он тонко чувствует язык и обучение доставляет ему удовольствие, почему бы и нет? Вы можете обучить его транскрипционным изображениям, чтобы он имел понятие о том, как на бумаге выглядят основные английские звуки. Знание транскрипции даст ребенку возможность самостоятельно разобраться, как следует читать то или иное слово, понимать многие задания в английских учебниках, которые непременно содержат информацию о звуках, правильно читать слова в словарях.

www.kinderok.ru

Но! Не заостряйте на этом внимание – это всего лишь дополнительный нюанс, который ребенку знать не обязательно. Он не должен в один момент обучиться правильному произношению и чтению всех звуков сразу – вполне достаточно выучить вместе самые главные транскрипции (например, основные гласные и согласные звуки). К пониманию остальных он придет со временем.

Изучать с ребенком буквы можно таким же образом, как происходило изучение русских букв – ознакомление с их изображением в книгах, игры с карточками, рисование их на бумаге и пр.

Самые большие проблемы дети испытывают с теми буквами, которые внешне напоминают буквы родного языка (Р, Н, С и пр.). Так как дети еще совсем недавно обучились этим русским буквам, им довольно тяжело психологически заново перестраиваться. Не волнуйтесь – спокойствие и многократное повторение запросто решают эту проблему.

Иногда дети испытывают затруднения с чтением следующих сочетаний букв: sh, th, kn. Здесь тоже не спешите – рано или поздно дети обучатся этим тонкостям и запомнят их, ведь каждый ребенок по-своему осваивает эту грамоту, со своей скоростью и по своей системе.

Как научить ребенка читать по-английски: шаг 2

www.bec-dnepr.com

Самая главная проблема при обучении чтению английских слов не только для детей, но и для взрослых – это несоответствие произношения слов с их визуальным изображением, с написанием. При этом некоторые быстро преодолевают эту путаницу, а некоторым для этого необходимо довольно долгое время.

Начинать следует с самых простых примеров, с самых коротких слов, например, Kate и cat, car и hare, spot, box, pot, dog и пр. Так процесс обучения чтению на английском проходит у детей быстрее, ведь по этой же системе они учатся читать и на русском языке – учатся с простого, с умения складывать буквы в слова. Таким образом система обучения будет понятна ребенку, иметь определенную логику, что увеличит скорость обучения. Постепенно, как и в русском языке, ребенок будет переходить от более легких слов к чтению более сложных и длинных.

Важно, чтобы при подборе материалов для первых уроков чтения вы выбирали правильные книги. Большую часть учебника должны занимать большие красочные картинки. Количество слов и упражнений должно быть небольшим, чтобы ребенок не перетруждался, иначе его интерес к обучению будет быстро пропадать.

Со временем вы поймете, когда ребенку нужно будет усложнять задачу – тогда можно будет увеличить количество практических упражнений. Родителям очень важно иметь терпение – вспомните, сколько времени потребовалось вам, чтобы обучить ребенка читать на русском языке, сколько времени прошло с тех пор, как ребенок научился складывать буквы в слоги, а слоги в слова.

Как научить ребенка читать по-английски: шаг 3

www.mamamoldova.com

Итак, когда ребенок уже довольно свободно себя чувствует при чтении простых коротких слов, можно переходить к тренировке чтения более сложных. Каждый раз самостоятельно показывайте ребенку, как следует читать то или иное сложное слово. Ребенок должен запоминать слово целиком.

Важную роль играет контроль ребенка, правильности его чтения, иначе в памяти ребенка может прочно засесть неправильное запоминание слова и последующее его произнесение.

Идеально использовать аудиоматериалы к прочитанным словам – сейчас они прилагаются практически ко всем пособиям для начинающих. Предложите ребенку читать вместе с вами или с диктором на пленке, пусть он имитирует его речь. Сначала ему может быть смешно и неудобно, однако со временем у него начнет получаться все лучше. При этом вы убиваете сразу двух зайцев – обучаете его не только чтению, но и правильному произношению. Этот же подход позволяет ребенку научиться чувствовать интонацию, разбивку предложения на смысловые отрезки.


english-pineapple.com

Здесь, как и на всех предыдущих этапах, огромную роль играет регулярность и систематичность упражнений, постоянные тренировки и жесткий контроль взрослого. Чем больше упражнений, тем лучше.

Очень важным моментом является контроль понимания ребенком того, что он читает вслух. Каждый раз после прочитанного отрезка текста (предложения, абзаца и т.д.) просите ребенка пересказать вам этот отрезок. Дело в том, что человек всегда намного лучше усваивает и запоминает то, что ему понятно. Кроме того, так вы приучаете ребенка к тому, чтобы быстро осваивать прочитанную информацию, а не простому механическому прочтению текста.

Старайтесь избегать многократного прочтения одного и того же отрезка текста, заучивания целых кусков наизусть. Это может помочь развить его память, но не улучшит его понимание прочитанного. Тренируйте каждый раз тексты разного содержания – это способствует развитию навыка мышления на английском языке.

www.fitness-family.ru

Если вы видите, что после прочтения текста ребенок совсем ничего не понимает, не переживайте – это вполне естественно и нормально. Вместе с ребенком беритесь за перевод каждого предложения. Совершенно не обязательно, чтобы этот перевод был литературным, красивым и точным – пускай он будет «корявым» и неграмотным с точки зрения русского языка, но это даст ученику почувствовать грамматическую структуру английского языка.

Каждый раз перед прочтением нового отрезка напоминайте ребенку о том, чтобы он старался сразу вникать в смысл прочитанного. Со временем даже самые трудно обучаемые дети привыкают к такой схеме работы и начинают понимать минимальный смысл предложений.

Не стремитесь параллельно с обучением чтению поднять и скорость чтения на английском языке. Самое главное – научиться читать слова правильно с грамматической и фонетической точки зрения.

Хорошая скорость придет со временем, а вот если у ребенка неправильно сложится навык произношения, исправлять это будет гораздо труднее, поэтому лучше ставить его сразу. Кроме того, скорость чтения сама по себе не несет никакой важности не только на английском, но и на русском языках.

Дорогие родители, помните – ребенку нужна ваша помощь и любовь! Будьте спокойны и терпеливы, не торопите события! Рано или поздно ваш ребенок научится правильно читать, а если у него есть правильная мотивация (будь то поездка на летние каникулы за границу или просто приятное провождение времени с мамой или папой) – он быстро справится с любой задачей!

Уважаемые читатели! С какими проблемами столкнулись вы при обучении чтению ребенка на английском языке? А может, вы нашли свой интересный способ обучения чтению? Расскажите нам о своем опыте в комментариях.

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

  • Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
  • Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
  • Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
  • Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
  • Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
  • Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
  • Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+

Как научить ребенка читать по-английски: советы и рекомендации

В наше время английский язык способен пригодится практически каждому человеку: благодаря ему мы можем свободно путешествовать и общаться с людьми из разных стран, построить карьеру за рубежом, поступить в престижное иностранное учебное заведение и просто расширить свой кругозор. Даже осознанное прослушивание музыки и просмотр видео на английском может стать большим преимуществом. Известный факт: чем раньше начать обучение чему-либо, тем быстрее и проще будет освоить и запомнить всю новую информацию. Именно поэтому многие родители, которые заботятся о будущем своих детей, начинают прививать им любовь к языкам с малых лет.

Во многих семьях родители берутся за самостоятельное обучение детей английскому: это связано со многими факторами, такими как некомпетентность преподавателей в школе или детском саду, невозможностью заниматься у репетитора и другое. Если обучить родному языку практически не составляет труда, так как чадо слышит его с самого рождения, то с иностранным все сложнее: нужно приложить много усилий, использовать различные методические “фишки” и рекомендации, быть усидчивым – и тогда вы и ваш ребенок достигнете поставленных целей!

Польза изучения английского языка в раннем возрасте

Да, изучать сразу два языка – задача не из простых для любого человека, что уж говорить о ребенке. Но у этого подхода есть ряд преимуществ, эффект от которых будет лишь положительный:

  • Чтение на английском и в целом его изучение помогает не только тонкости иностранного языка, но и родного русского;
  • Изучение английского увеличивает словарный запас, в том числе и русских слов, а также помогает лучше запомнить буквы обоих алфавитов;
  • Раннее обучение английскому способствует более простому освоению новых иностранных языков в будущем – ведь память будет хороша развита, а значит новые знания даются гораздо легче;
  • Когда в школе начнутся уроки английского языка, в голове вашего ребенка уже будет готовая изученная база, с помощью которой он сможет успешно проходить все школьные уроки.

С чего и когда начинать?

Если вам хочется как можно быстрее приступить к обучению своего ребенка английскому языку, то начинать можно уже с трех лет, как только им будет более-менее усвоена русская речь. Но специалисты-психологи утверждают, что идеальный возраст для занятия английским – около пяти лет, примерно за три года до того, как этот язык начинают изучать по школьной программе. К третьему классу у ребенка уже будет представление о самых азах языка, небольшой словарный запас и знание звуков и алфавита. К тому же, благодаря такому раннему изучению, ребенок намного быстрее сверстников начнет говорить на английском языке, понимать его и использовать в повседневной жизни. Ваше чадо будет готово ко многим сложностям, связанным с его изучением на школьных уроках.

Читайте также:  Как правильно чистить зубы

В первую очередь, прежде чем перейти к изучению материала, не забудьте пообщаться с вашим ребенком. Расскажите ему об английском языке: чем он полезен и хорош, когда может пригодиться и зачем его вообще изучать. Приводите такие аргументы, которые смогут вызвать интерес и любопытство у малыша, тогда он сам захочет начать обучение.

Советы по обучению детей английскому языку

Для того, чтоб процесс освоения нового для ребенка языка проходил беспроблемно и легко, необходимо следовать ряду советов и рекомендаций, представленных ниже:

  • Весь процесс обучения необходимо четко структурировать и продумать. Распределите нагрузки: уроки не должны идти слишком долго, максимум один час. Поделите каждое занятие на части, чтобы ребенку не надоедало учиться и он не уставал. Подробные инструкции к тому, как выстроить грамотную последовательность обучения, можно найти в учебных и методических материалах и литературе;
  • Материал старайтесь объяснять доступно и легко – никаких заумных текстов и речей, вместо них воспользуйтесь играми, картинками, раскрасками и тому подобными вещами, которые будут обращать на себя внимания ребенка. Для малышей можно устроить небольшое представление: расставьте вокруг вас и вашего ребенка его любимые игрушки, перед которыми он будет учиться читать. Им даже можно дать английские имена, которые чадо также запомнит и сможет использовать в будущем;
  • Не торопите ребенка, давайте ему время подумать. Переключаться с одной непройденной темы на другую, требовать от него моментальных ответов и реакций будет плохой идеей. Все, что вы сможете получить от такого общения – это конфликты и непонимание;
  • Ни в коем случае не ругайте ребенка и не вините его в ошибках. Если он что-то делает неправильно, вы должны осознать, что это абсолютно нормальное явление, ведь малыш только учится. Позвольте ему делать ошибки и спокойно объясняйте, где нужно исправиться. В ваших совместных занятиях вы должн проявить максимум терпения;
  • Неплохо работает система поощрений: хвалите за достижения своего ребенка и радуйтесь любым его успехам в освоении материала. После каждого занятия можно даже давать угощения или приятно проводить время вместе – так, как любит ваше чадо. Посмотрите мультики, сходите на прогулку, поиграйте вместе с ним.

Приступаем к чтению на английском

Чтение – один из самых важных аспектов в изучении иностранного языка. С помощью него мы увеличиваем словарный запас, учимся правильному произношению и восприятию речи на слух. Как и в любом другом языке, в английском мы начинаем путь освоения навыков чтения с алфавита.

Найдите такую таблицу с английским алфавитом, которая будет дополнена картинками и словами, начинающимися на определенную букву – это разнообразит процесс обучения.

Буквы

Начинать следует с самой малой единицы – букв, а также звуков, которые они дают. Сперва учим названия букв – неторопливо прочитайте каждую из них, и пусть ребенок за вами повторяет. Показывайте слова и картинки с предметами, которые начинаются на определенную букву. Попробуйте написать каждую из них, сначала покажите сами, как это делается, а затем попросите ребенка повторить самостоятельно.

Далее можно начать ознакомление со звуками – важно помнить, что их намного больше, чем букв в алфавите. Этот этап намного сложнее, и в нем надо четко объяснить отличие звуков от букв, сформировать четкое понятие их взаимоотношений. Часто буквы произносятся совсем не так, как пишутся, например, s можно произнести как [ s ], а можно как[ z ], а букву с как [ s ] и [ k ]. Что касается транскрипций (изображению звуков) – изучать их с ребенок или нет уже давно стало спорным вопросом. Раньше в любом учебном заведении транскрипции входили в обязательную программу, сейчас же многие обходятся без них, либо проходят поверхностно. Если вы чувствуете, что ваш ребенок способен освоить эту тему, то не пренебрегайте этим – такие знания помогут ему самостоятельно разбираться в том, как правильно читаются те или иные буквы, у него будет понимание того, как же все это множество звуков выглядит на бумаге. Кроме этого, знание транскрипций поможет научиться читать словари и лучше понимать задания, связанные с произношением текста.

Если вы видите, что эта тема дается малышу с трудом – опустите ее, она не умеет особой важности и значения. Можно освоить только самые необходимые символы, обозначающие гласные и согласные, а остальное придет со временем и опытом. Также часто дети испытывают трудности с буквами, которые выглядят как наши: Р , Н , С , Т и другие. Они только-только освоили русский язык, и им пока еще сложно быстро переключаться на другой. Та же проблема с сочетаниями букв, которые образовывают новые звуки, которых нет в алфавите: sh , th , kn . Не волнуйтесь и сохраняйте терпение – с помощью частой практики и многократного повторения вы справитесь с этой задачей!

Завершающей частью на этом этапе может стать изучение дифтонгов и трифтонгов – особых сочетаний букв. Вот примеры нескольких таких буквосочетаний:

Слова

Как только буквы и основные звуки освоены, следует перейти к изучению слов. Здесь таится большая сложность, связанная с тем, что в английском языке написание слов не совпадает с их произношением. Именно поэтому начинать следует с простых слов, состоящих из одного слога. Процесс обучения чтению английский слов схож с русским вариантом, и здесь надо руководствоваться принципом “от простого к сложному”. Такая система изучения языка понятна ребенку, потому что имеет определенную четкую логику – из-за этой постепенности увеличивается скорость освоения материала.

Эффективным будет упражнение, в котором все слова группируются по наличию определенного звука. При чтении таких групп у ребенка формируется понимание того, как нужно читать определенное слово, он быстрее осваивает новые буквосочетания.

На каждом занятии необходимо уделять внимание изучению слов – хотя бы по 5-6 штук в день. Так у ребенка будет развиваться и расширяться словарный запас, он будет быстрее осваивать грамотное чтение звуков. Знание большого количества слов поможет ребенку быстрее научиться читать тексты и предложения. Очень важно не перескакивать этот шаг, потому что если от алфавита перейти сразу к предложениям и текстам, ребенок запутается и ничего не поймет.

Постепенно можно начинать усложнять это упражнение, подбирая более длинные слова. Просите ребенка запоминать их целиком и контролируйте, чтобы произношение было верным. В этом случае помогут обучающие аудиозаписи и видео, где малыш должен повторять за диктором новые слова, пытаясь воспроизвести и запомнить верное произношение.

Чтобы ребенку на этом этапе было интереснее и легче запоминать новое, превратите уроки в игру – воспользуйтесь карточками или кубиками, на которых написаны английские слова и изображены предметы, их обозначающие. Так активируется еще и визуальная память ребенка, что тоже принесет свои плоды.

Тексты

Теперь можно переходить к фразам и предложениям, которые будут составлять целый текст. Они должны быть понятными и простыми и состоять из слов, изученных на предыдущем этапе. Не перегружайте голову ребенка большими объемами информации, делайте емкие тексты по два-три предложения, в которые постепенно добавляйте новые слова, которые будут увеличивать словарный запас. Выбирайте фразы, в которые легко подставляются новые выражения:

I can see adog/snow/house ;
I canfly/read/smile .

Для облегчения процесса чтения можно также использовать картинки со словами, которые складываются в фразы.

Далее компонуем изученные предложения в небольшие тексты, состоящие из двух-трех предложений. Эти строчки необходимо повторить вместе с ребенком несколько раз, пока он не начнет уверенно проговаривать тексты. Но следите за тем, чтобы этот процесс не превращался в бесполезное заучивание, в ходе которого ребенок, конечно, выучит материал, но вряд ли его поймет. Пример подобного текста:

Sam is a dog. Sam is big. Sam is white and grey. Sam can run and jump – Сэм – собака. Сэм большой. Сэм бело-серый. Сэм может бегать и прыгать.

В таких упражнениях не гонитесь за быстрым набором скорости чтения. Самое главное в этом вопросе – понимания прочитанного. Как зовут собаку, какими прилагательными и глаголами можно описать ее внешний вид и возможности.

Спустя время вы можете перейти к более объемным текстам. Но не спешите перегружать ребенка – никаких сложных тем и слов здесь быть не должно, а только то, что максимально понятно будет воспринимать детским мозгом: всевозможные бытовые темы, семья, хобби, погода и тому подобное. Дальше можно разбавлять занятия созданием диалогов и небольших рассказов, которые вы будете вместе составлять и проговаривать.

Занятия, предполагающие обучение ребенка чтению на английском языке, помогут ему в будущем быть более подготовленным к школьной программе и быстрее своих сверстников осваивать новый материал. Регулярно занимайтесь со своим ребенком и в скором времени вы заметите первые результаты!

Как научить детей читать на английском

И вот мы научили нашего ребенка с помощью нескучных уроков (игр, карточек, видео, мультсериалов, песенок) говорить на простом английском. Ему уже 6−7 лет, он умеет читать и писать на русском и твердо знает русские буквы. В самую пору приступать к обучению чтению на английском и освоению первых правил. Конечно, способности детей разные: для одних оптимальный возраст для обучения может быть и 8 лет, а для кого-то и 5. Родители должны сами выявлять способности своих детей и ни в коем случае не пытаться насильно лепить из них вундеркиндов только потому, что соседний ребенок уже в три года полиглот.

Основные правила чтения для детей

Учить детей чтению на английском нужно начинать в два этапа.

Первый: учим английский алфавит, причем можно и не в алфавитном порядке, а начиная с букв, употребляемых в словах, которые ребенок уже выучил и научился хорошо произносить. Например, слова:

  • table, dog, cat, apple, water, tiger, lion, car, house

Начинать обучение с понятных и знакомых слов очень важно: зная произношение и видя само слово, мозг учиться проводить аналогии, а детский мозг работает интуитивно и в два раза быстрее взрослого.

Как вести обучение английскому алфавиту

Обучение алфавиту проще вести по карточке, на которой дополнительно приведена транскрипция звучания каждой буквы.

Как запоминаем алфавит:

  1. Учим в день несколько букв и употребляем их в словах
  2. Замечаем, что фонетическое звучание буквы в алфавите и слове может быть совершенно различным
  3. Закрепляем выученные буквы веселыми уроками:
    малыши могут учиться вместе с этим веселым «поросячим» семейством.

Думаю, приведенный ниже урок доставит им удовольствие:

Изучение детьми правил английской фонетики

Второй этап начинается в самом начале обучения чтению и всю дорогу идет параллельно ему. Дети узнают такие правила:

  • одни и те же буквы и буквосочетания в словах могут произноситься по-разному
  • некоторые буквы пишутся, но не читаются
  • одна буква может читаться двумя звуками, как и наоборот: в буквосочетании может быть 2−3 буквы, читаемые одним звуком
Читайте также:  Как уменьшить икры

Все это называется фонетикой, и чтобы ее усвоить, необходимо владеть правилами транскрипции и знать:

  • Что такое долгие гласные звуки:
    это те, что произносятся протяжно
  • Что такое краткие гласные звуки:
    произносятся коротко, иногда их звучание соответствует русскому звуку, а иногда особому, так называемому нейтральному, промежуточному между двумя соседними (-о и -а, -а и -э)звуку
  • Что такое дифтонги и трифтонги:
    это звуки, состоящие из двух или трех элементов
  • Что такое звонкие и глухие согласные звуки:
    английские звонкие произносятся энергичней русских и в конце не оглушаются

Закрепляющие приемы обучения чтению

Для объяснения фонетических правил желательно иметь карточки с транскрипцией звуков по этим категориям.
Демонстрируя карточку, заучиваем правила произношения каждого звука, в соответствие с русскими звуками. Если русского аналога нет, то произношение звука расписывается подробно, с указанием расположения языка или нахождения подобного звучания

Например, такое правило произнесения звука [θ]:

  • При произнесении звука [θ] нужно расположить язык, будто собираешься произнести звук «с», только кончик его разместить между зубами.

Или следующее правило произнесения звука [ ə ]:

  • Звук [ ə ] произносится как среднее между -о и -а, или безударное -о и -а в словах «водяной» и «комната».

В процессе обучения фонетике закрепляем правила чтения на примерах слов.

Такие не очень интересные уроки можно разнообразить наглядными видеороликами:

Не могу не напомнить и о замечательной технологии цветочтения, здорово упрощающей детям интуитивное запоминание правил фонетики на практике.

Посмотрите также очень содержательный и полезный урок, посвященный английским урокам чтению:

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Как научить ребенка читать на английском языке?

Желая подготовить своего малыша к школе, многие родители задумываются о том, как быстро научить маленького ребенка читать по-английски. Это умение пригодится не только в учебном классе, но и в дальнейшей взрослой жизни, поэтому чем раньше приступить к тренировкам, тем лучше. Есть несколько эффективных методик, которые помогут ребенку постепенно освоиться в мире иностранных слов и приступить к осознанному чтению.

Лучший возраст

Важность изучения английского языка и постижения правил чтения признается всеми, но другой вопрос – со скольких лет начинать. Специалисты предполагают, что лучший возраст – 4 года. Именно сейчас ребенок в состоянии запомнить огромный поток информации, дифференцировать родную и иностранную речь, поэтому занятия по чтению будут для него наиболее уместны. Доказано, что дети 4-5 лет лучше всего способны произносить звуки иностранного языка и учатся видеть их в «буквенном оформлении» в тексте.

Однако важно отметить значимость предварительной подготовки: чтобы учить малыша читать в 4 года, необходимо было познакомить его с английской речью в возрасте около 2 лет: включать ему забавные стишки и песенки, исполняемые носителями языка, просматривать мультики, кому-либо из родителей зачитывать фрагменты текста на английском.

Предпосылки обучения

Следует помнить, что каждый ребенок – это индивидуальность, поэтому некоторые в 4-летнем возрасте оказываются неготовыми к постижению правил английского чтения.

Малыш, который будет обучаться, должен владеть следующими предварительными знаниями:

  • уметь читать на родном языке;
  • знать английский алфавит;
  • быть знакомым со звуками английского языка, их произношением (есть дифтонги, согласные и гласные, не имеющие аналогов, – ребенок должен знать, что таковые существуют).

Без всего этого дошкольник не сможет научиться читать по-английски. Поэтому если малыш неправильно произносит большую часть звуков родного языка, знает мало слов, очень плохо и мало говорит, то к знакомству с английским он пока не готов – надо сперва решить проблемы с русским. Но если ребенок хорошо развит, то можно начать учить его читать.

Родителям самим необходимо хорошо владеть нормами иностранного произношения, только в этом случае домашние занятия будут полезны и продуктивны.

При обучении 4-летнего малыша следует придерживаться следующих правил.

  • Лучше чаще, но меньше. Так, каждый день читать по 10-15 минут гораздо эффективнее, чем провести одно полноценное занятие на 45 минут раз в неделю.
  • Стоит использовать разнообразные игровые методики, наглядные пособия.
  • Важность примера при чтении такая же, как и при знакомстве ребенка с языком, поэтому стишки и песенки должны постоянно звучать на занятиях.
  • Для полноценного развития крохи следует совмещать обучение английскому языку с занятиями по развитию мелкой моторики, фантазии, воображения. Каждый урок английского языка дома должен превратиться в веселую необычную игру, наполненную яркими эмоциями и красками.
  • Обязательно хвалить юного «ученика» за успехи и старание, а вот ругать не следует, иначе у него пропадет мотивация.

Если сейчас родители выберут ошибочную тактику, то они могут навсегда убить в ребенке стремление заниматься английским, поэтому к построению каждого «урока» надо подходить ответственно.

Частые ошибки родителей

Конечно, каждые мама и папа желают своему малышу только лучшего, поэтому стремятся научить ребенка читать по-английски как можно быстрее, чтобы в школе он уже бегло читал, существенно опережая ровесников. И это понятное желание заставляет их совершать ошибки.

Итак, не нужно делать следующее.

  • Нельзя подписывать произношение английских слов русскими буквами. На первый взгляд, это облегчит задачу ребенка. Возможно, то, как звучит конкретное слово, отложится в его памяти и в следующий раз он сможет правильно произнести его – но не прочитать. То есть эффект от занятия нулевой, ребенок и так умеет читать по-русски, а вот к иностранному чтению он не приблизился ни на шаг. К тому же, русскими буквами просто невозможно передать некоторые звуки.
  • Знакомить 4-летнего малыша с транскрипцией. Во-первых, для его сознания она представляет собой набор непонятных символов, которые не воспринимаются как правила произношения определенных звуков. Во-вторых, для обучения чтению она попросту не нужна. Ребенок должен понимать, как проговаривать некое сочетание звуков, а не то, как записать его.

И, конечно, нельзя нервничать, срываться, кричать на ребенка.

Если что-то упорно не получается, лучше прекратить занятия, чтобы завтра со свежими силами решить наконец трудную задачу.

Этапы занятий

Чтобы ребенок быстро и без проблем научился читать по-английски еще в дошкольном возрасте, следует постепенно усложнять задания для него, переходя на следующий этап только после того, как предыдущий полностью усвоен.

Последовательность действий такова.

  1. Чтение слогов (например, da-na-ma-ba). Мама может рассказать своему малышу интересную историю о том, что согласный и гласный звук – друзья, поэтому и читать их следует в паре.
  2. Когда простые слоги уже не вызывают трудностей, следует переходить к более сложным, не имеющим аналогов в русском языке, например the, ship, ring.
  3. Наконец, последний этап – целые слова.

Усложнять уровень можно только после того, как предыдущий материал полностью усвоен. Торопиться нельзя, ведь у каждого ребенка свой уровень восприятия информации.

Формы и методы обучения

Современные средства позволяют познакомить ребенка с правилами чтения английских слов при помощи мультфильмов, которые обязательно понравятся малышу. Кроме того, есть два наиболее популярных метода, которыми пользуются родители. Суть их представлена в форме таблицы.

Метод/характеристикаМетод целых словОбучение по фониксам
СутьРебенку предлагается карточка с изображением предмета и его названием по-английски. Взрослый читает слово несколько раз, чтобы ребенок запомнил. Дети сначала повторяют, потом учатся сами прочитывать слово.Слова сгруппированы по признаку общности чтения, например: cat – bat – fat. Рассматривая слова, ребенок постепенно выводит закономерности из прочтения и, как правило, сам без проблем может прочесть похожее слово: «mat».
ПлюсыИспользуется визуализация, что способствует запоминанию.

Подходит для изучения чтения слов-исключений, которых очень много в английском языке.

Некоторые пособия с фониксами оформлены красочно и ярко.

Ребенок делает «маленькое открытие», сам понимая, как читается новое слово.

МинусыДети все-таки больше запоминают, чем учатся читать.Некоторые слова не могут быть сгруппированы подобным образом.

Каждый из методов имеет как плюсы, так и минусы, поэтому для получения результата лучше всего использовать элементы обоих. Кроме того, обучение чтению на английском языке для детей должно предваряться знакомством со словами.

Лучше всего, если ребенок сумел запомнить несколько слов, как они звучат и пишутся, поэтому у него будет своеобразный образец.

Подборка упражнений

Чтобы быстро и эффективно научить малыша правилам чтения на английском, следует использовать разнообразные упражнения.

Эффективна работа с карточками. Родитель заранее готовит карточку, на которой изображен знакомый ребенку предмет, например мяч, и написано соответствующее слово – «ball». Проговаривает слово несколько раз, акцентируя внимание на том, что на картинке изображен «ball». Ребенок должен запомнить, что это сочетание букв читается именно так.

Далее взрослый предлагает карточку со словом, например, «mall», оно очень похоже на уже знакомое «ball», поэтому ребенок должен его прочесть. Аналогичным образом прорабатываются основные сочетания звуков: «cat», «fox», «dog» и другие.

Очень важно, чтобы малыш вслушивался в речь носителей языка, поэтому на каждом домашнем уроке следует включать для него аудиозаписи.

Следующие простое упражнение по чтению – работа с фониксами, которая пошагово выглядит так:

  • слова группируются по звукам, например: sun, gun, run (лучше оформить их в виде карточек);
  • взрослый несколько раз читает их вслух, добиваясь того, что ребенок запомнит, как читается определенный ряд;
  • дает малышу возможность самому прочесть его, используя память;
  • далее предлагает ребенку карточку со словом fun;
  • ребенок, который внимательно слушал родителя, без проблем прочтет слово.

Аналогичным образом ведется работа с другими сочетаниями звуков:

  • may, say, pay, stay, play – ребенок должен сам догадаться и прочесть «way»;
  • late, mate, gate, rate, fate;
  • mice, twice, lice, ice.

Если у ребенка не получается произношение каких-либо звуков, следует выполнять фонематическую гимнастику, которая поможет укрепить мышцы, сделать связки более гибкими и научиться принимать верное положение губ и языка.

Следующий шаг – чтение английских стишков и скороговорок, причем материал должен обязательно быть адаптированным, то есть изначально быть созданным для юных носителей языка, а не для иностранцев. Это позволит учесть возрастные особенности.

Занятие строится так.

  1. Родитель читает ребенку стишок. Можно в этот момент рассматривать картинки, рассадить игрушки, чтобы сделать процесс игровым, увлекательным. Задача ребенка – прослушать несколько раз, повторить.
  2. Далее, на следующем занятии, создается аналогичная ситуация, расставляются те же игрушки, вновь повторяется текст.
  3. После этого взрослый выкладывает перед малышом несколько заранее заготовленных карточек, на которых написан текст. Ребенок должен постараться их прочесть.

На третьем занятии после повторения следует убедиться в том, что малыш действительно пробует читать, а не просто полагается на свою память. Для этого одно слово закрывается плотным картоном, а родитель внимательно следит – не прозвучит ли оно ошибочно в процессе «чтения».

Организация занятия

Ребенок в 4-5 лет отличается стремлением двигаться, познавать мир, он непоседлив и не готов по 30-40 минут сидеть с книгой. И эту его особенность можно смело использовать в процессе обучения. Уроки мамы или папы по английскому не должны превышать 10-15 минут. Есть несколько интересных для детей форм проведения занятия, которые помогут им научиться говорить и читать.

Путешествие

Здесь можно включать фантазию: расставить по комнате предметы мебели, оформить их карточками и игрушками. Это будут «остановки». На каждой такой станции можно усадить любимых ребенком кукол, или же поместить изображения сказочных персонажей, тогда и путешествие будет называться «В сказку». Роль поезда может сыграть большая коробка, в которую малыш садится, а мама будет перевозить от станции к станции.

  1. Итак, первая остановка. Здесь ребенок находит карточки с уже знакомыми ему фониксами, читает их.
  2. Вторая станция – новый материал, маленькое открытие. Мама читает незнакомые слова, ребенок сначала повторяет, потом ему дается карточка со словом, очень похожим на все ранее прозвучавшие. Малыш должен догадаться и прочитать его.
  3. Третья остановка – чтение знакомых слов, изученных на предыдущих занятиях.

Карточки можно ярко и красочно оформлять, чтобы крохе было весело и интересно с ними работать.

Помощь куклам, игрушкам

Обыгрывается ситуация – к нам пришел из леса мишка, ему очень нужна помощь, иначе он не сможет найти дорогу домой. Давай поможем косолапому, почитаем для него слова с карточек. Мама предлагает малышу ряд карточек со словами английского языка или целые несложные предложения (в зависимости от уровня подготовки).

Занятия по английскому языку при правильной организации помогут не только получить полезные знания, но и весело провести время, получить удовольствие от наблюдения за успехами собственного ребенка. Поэтому очень важно с душой подходить к каждой тренировке, придумывать игровые сюжеты, включать все новые задания в тренировки, активно использовать мультики и песенки носителей языка. Тогда и результат не заставит себя долго ждать.

Как научить ребёнка читать по-английски

Умение хорошо читать необходимо для успешной учебы по всем школьным предметам. Родители это понимают, и уже перед школой прилагают немало усилий, чтобы научить ребенка читать на родном языке, не рассчитывая на то, что это хорошо и быстро сделает школа.

Не у всех детей процесс обучения чтению проходит легко и быстро. Обычно на это уходит не один месяц, а то и год-два постоянных занятий, в которых принимают участие многие члены семьи.

Начальная школа также уделяет большое внимание чтению, но многие дети все равно читают довольно неуверенно ещё несколько лет, спотыкаясь на длинных словах и без выражения, потому что не всегда понимают смысл текста даже на родном языке.

Изучение английского языка сейчас начинается со второго класса школы, а иногда и с первого. Но в настоящее время оно, в большинстве случаев, неэффективно, и если родители не уделяли этому вопросу внимание, то к началу средней школы, когда учебники уже становятся достаточно серьезными в плане языка, ребенок обычно приходит, не умея нормально читать, писать, говорить и воспринимать английскую речь на слух.

Поэтому, если у родителей есть желание и некоторые знания английского языка, они вполне могут сами научить ребенка читать на английском языке. Это необходимо для успешного изучения языка в целом.

Во-первых , это неограниченная возможность овладения новыми знаниями.

Во-вторых , чтение на иностранном языке очень способствует быстрому становлению других речевых навыков: говорению, письму и аудированию. Чтение обогащает детский словарный запас, закрепляет пройденные слова и способствует расширению сферы их употребления. Если при обучении иностранному языку чтению, наравне с устной речью, уделяется большое внимание, то навык говорения сохраняется даже при отсутствии практики в течение нескольких лет.

В-третьих , неизвестно когда и сколько среднестатистический российский ребенок будет говорить на иностранном языке – очевидно, что читать на нем он будет гораздо чаще. Чтобы не ломать себе голову потом, думая как научить ребёнка английскому языку во втором классе и позже, начните с самого полезного уже сейчас.

Обучение чтению даже на родном языке – довольно трудоемкий и длительный процесс, поэтому очевидно, что обучению чтению на иностранном языке надо также уделять значительное внимание, а не время, оставшееся от упражнений на устную речь.

Рассчитывать на то, что ребенок автоматически будет хорошо читать, имея развитую устную речь (например, после проживания за границей) не стоит.

Как обычно обучают детей читать по-русски? Сначала изучают буквы, потом учат складывать их в слоги, потом слоги преобразовывать в слова.

Сначала дети читают по слогам, потом начинают воспринимать слова и куски предложений целиком и, наконец, начинают уверенно и быстро охватывать глазами целые предложения. Конечно, существуют и другие методики обучения детей чтению, но очевидно, что послоговый метод чтения, характерный для русского языка, является самым эффективным и дает хорошие результаты практически у всех детей. Он абсолютно логичен в применении и не требует от родителей никаких специальных знаний.

Хорошее чтение на родном языке – это залог успешного обучения чтению на иностранном языке. Чем лучше ваш ребенок читает по-русски, тем быстрее и лучше он будет читать и по-английски. Чем лучше он уже знаком с таким видом умственной деятельности как чтение, тем легче она будет проходить и на другом языке.

Как будем учить

Но если с русским всё понятно, то как научить ребёнка читать на английском языке? Для английского языка слоговое чтение не характерно. Многие современные учебные пособия для дошкольников и школьников начальной школы предлагают учить детей читать по-другому: сразу целыми словами, иногда даже не изучив буквы алфавита, что вызывает у многих родителей, а особенно у бабушек и дедушек немалое изумление. Способные и одаренные дети, с хорошо развитой родной речью, зрительной памятью и чувством языка могут научиться читать и таким способом, но для большинства детей он оказывается неэффективным.

Обычно, изрядно помучившись, родители начинают учить ребенка читать по-английски старыми проверенными способами, которые всегда дают хороший результат.

Если вашему ребенку не сразу удалось научиться читать на русском языке, если этот процесс не был для него легким, то не стоит торопиться и с обучением читать по- английски. Пусть этот процесс будет для ребенка спокойным и последовательным – от простого к сложному.

Изучите с ребенком английские буквы так же, как вы это делали с русским алфавитом. Сначала – названия букв, потом познакомьте его со звуками, которые эти буквы передают. Нужно, чтобы у ребенка возникла четкая ассоциация «буква-звук». Учитывайте, что некоторые буквы английского алфавита могут читаться по-разному, например, Сс , Ss и т.д.

В недавнем прошлом системе транскрипций уделялось огромное внимание, но сейчас, в эпоху говорящих словарей и множества звуковых пособий отпадает необходимость в очень уж тщательном её изучении. Во многих школах и на курсах её вообще не проходят.

На мой взгляд, все же целесообразно дать ребенку хотя бы понятие об изображении основных звуков английского языка, научить его называть звук, когда он видит его транскрипционное изображение. Это облегчит ему процесс чтения на английском языке и даст возможность самостоятельно узнавать, как читается слово. Транскрипции он будет видеть во всех учебниках, поэтому понимать, что это такое, было бы не плохо. Тем не менее, не стоит требовать от ребенка точного знания сразу всех звуков: достаточно выучить с ним основные транскрипции (например, согласные звуки и основные гласные), а понимание остальных транскрипций он постепенно доберет в процессе учебы.

Буквы и звуки можно учить с ребенком так же, как и русские буквы, играя с карточками, показывая их в книге или рисуя на бумаге.

Особые проблемы всегда возникают с буквами, которые сходны с буквами русского алфавита, например, Н, Р, С, m и другие. Ребенок недавно выучил эти буквы по-русски, и ему просто психологически трудно перестроиться. Проблема эта решается путем спокойного и многократного повторения. У некоторых детей возникают проблемы с сочетанием английских букв, которые читаются особым образом: sh, th, kn и т.д. Спешить в этом случае тоже не надо. Дети усваивают и запоминают материал по-разному: кому-то достаточно одного объяснения, кто-то устойчиво запомнит, как надо читать эти буквенные сочетания через несколько месяцев.

Известно, что главной проблемой при чтении на английском языке является несоответствие произношения слов их написанию. Некоторые дети иногда не могут преодолеть путаницу, которая возникает у них оттого, что одна и та же буква может по-разному произноситься в разных словах.

Например: Kate has a cat, a car and a hare. В этом предложении мы имеем четыре варианта произнесении буквы Аа. Поэтому начинать учить ребенка читать нужно с самых легких односложных слов, например, таких как pot, spot, dog, box и т.д., а не с трудно читаемых слов, которые предлагают нам некоторые учебники.

Таким образом, ребенок начинает читать по-английски так же, как он только что обучался читать по-русски, складывая буквы в слова. Это для него привычно, понятно и обычно быстро получается. А дальше он, так же как и в русском языке, постепенно будет переходить на чтение трудных слов целиком.

Именно такое обучение чтению предлагается, например, в учебнике Валентины Скультэ, который, несмотря на обилие новых методов обучения, остается лучшим и одним из наиболее востребованных пособий для начального этапа обучения чтению. К тому же, в зарубежных учебниках (и в отечественных аналогах) главную часть книги занимают цветные картинки, и для чтения предлагается очень мало слов и упражнений. Одаренный ребенок, возможно, и обойдется таким малым количеством практики, но для большинства детей этого явно недостаточно, если вспомнить, сколько слогов, слов и небольших текстов ребенку нужно прочитать, прежде чем он научится читать по-русски.

Постепенно от чтения совсем простых слов нужно переходить к более сложным. Нужно показывать ребенку, как читается то или иное слово и побуждать его запоминать его целиком. На этом этапе нужно все время контролировать ребенка, чтобы не допустить ошибочного запоминания произнесения слов. Конечно, очень хорошо использовать аудиозаписи к упражнениям, которые сейчас есть практически ко всем пособиям. Будет хорошо, если ребенок иногда будет пытаться читать вместе с диктором или вами: это позволит ему лучше почувствовать интонацию и смысловую разбивку предложения.

На этом этапе, как и при обучении чтению на русском языке, очень важна регулярная тренировка, контроль и большое количество упражнений.

Еще один очень важный момент. Нужно следить за тем, чтобы ребенок понимал смысл читаемого вслух текста. Поэтому всегда просите его рассказать по-русски о том, что он прочитал. Во-первых, мы всегда лучше усваиваем и запоминаем то, что понимаем, а во-вторых, нужно сразу приучать ребенка к стремлению понять, а не просто механически воспроизвести текст. Не нужно заставлять ребенка многократно читать одно и тоже или заучивать тексты наизусть. Таким образом он не научиться читать так, как это нужно делать – читать с пониманием. Поэтому лучше всего тренироваться в чтении текстов разного содержания. Это очень поможет формированию мышления на иностранном языке.

Если ребенок после прочтения совсем ничего не понял в тексте – не беда, переведите текст по одному предложению. Не стремитесь к литературному переводу: пусть он будет “корявым” с точки зрения русского языка, но зато даст ребенку почувствовать грамматический строй другого языка. Перед прочтением следующего текста опять скажите ребенку, чтобы он сразу старался понять его. Через некоторое время таких упражнений даже самые неспособные к языку дети начинают понимать хотя бы какую-то часть читаемого текста.

На этом этапе обучения скорость чтения не особенно важна. Главное – это правильное прочтение слов и хорошее английское произношение, которое лучше поставить сразу. Многим детям очень трудно выговаривать английские звуки, особенно, если ученики имеют логопедические проблемы с русским языком, поэтому не торопите ребенка быстро читать: ведь сама по себе скорость чтения не представляет никакой ценности, причем как на английском, так и на русском языках. Она имеет значение только в связи со скоростью понимания прочитанного.

Если проводить обучение ребенка чтению на английском языке таким образом, то весь этот процесс пройдет спокойно, за определенное время и с гарантированным, хорошо закрепленным результатом.

Оцените статью
Добавить комментарий