Как начать рассказ

Как написать рассказ? Пособие для новичков

Сегодняшняя статья станет своеобразным пособием для всех новичков писательского цеха, страстно желающих, но пока не знающих, как написать рассказ. В ней я постарался обозначить важные этапы и дать основополагающие рекомендации, которые позволят новоиспеченным литераторам избежать досадных и грубых ошибок при работе над своим первым художественным текстом.

Не секрет, что когда человек впервые садится за написание и видит перед собой чистый лист, в голове его, как правило, царит хаос и сумятица. Зачастую он слабо представляет, что и как будет делать, куда заведет история и чем она закончится; в подавляющем большинстве случаев начинающий автор даже не представляет себе четкой последовательности действий. Зная об этом не понаслышке, я подготовил статью, единственная цель которой — объяснить всем желающим, как написать свой первый рассказ.

Как это обычно происходит?

Свой первый рассказ я написал за вечер. Да-да, один единственный вечер понадобился мне для того, чтобы определиться с темой, ничего толком не обдумать, сесть и написать свой первый рассказ.

Случилось это благодаря книге Стивена Кинга «Как писать книги: мемуары о ремесле» (на блоге «Литературная мастерская» есть ее подробнейший разбор). В ней Король Ужасов предлагает читателю следующее занимательное упражнение: сесть и, не откладывая в долгий ящик, написать остросюжетный рассказ об условной влюбленной парочке – Дике и Джейн. Главное условие упражнения — нельзя заранее ничего обдумывать; завязка, развязка и перипетии должны родиться сами собой уже в процессе написания текста (данный способ в писательской обиходе называется «спонтанное письмо»). Условие, на мой взгляд, довольно претенциозное, но пойдя на поводу у Кинга, я за каких-то пару часов написал свой первый рассказ.

Естественно, сие произведение не подвергалось никакой редактуре, зато было быстро выложено в интернет и встречено на его просторах очень тепло – хороших отзывов в массе своей накопилось на порядок больше, чем плохих. И это не смотря на то, что по ходу написания меня, как говорится, «понесло», и огромный кусок текста оказался посвящен событиям прошлого, которые не имели практически никакого отношения к главному конфликту истории. Ну, и вспоминается еще безумнейшая концовка, в которой пятилетний ребенок убивал канцелярскими ножницами кого-то из родителей (теперь поняли, каким образом Кинг придумывает такие моменты?) Трудно поверить, но такую историю в интернете кто-то даже хвалил! Хотя писалось это, по сути своей, наобум. В голове не было ни плана, ни четкого понимания, в каком направлении движется история, и чем она вообще закончится. Не было ни малейшей предпосылки к тому, чтобы из этой авантюрной затеи выросло хоть что-то адекватное и удобочитаемое. Поэтому я искренне желаю, чтобы вы подходили к написанию своего первого текста хотя бы с минимальным знаниями о процессе. И чтобы ваш первый литературный опыт оказался удачен, я постарался четко обозначить ту последовательность действий, с которой нужно приступать к написанию текста.

Как написать рассказ?

В работе над любым литературным произведением (в т.ч. и над рассказом) можно выделить три основных этапа: подготовка, написание, редактирование. Если один из этапов пропущен или не проработан в должной мере, ожидать, что на выходе получится торт, по меньшей мере, наивно. Однако видя перед собой и выполняя простые локальные задачи, вполне возможно шаг за шагом покорить даже самую высокую и казавшуюся недостижимой вершину. Все в ваших руках.

Этап 1. Подготовка (Составление плана рассказа)

Подготовка, по моему мнению, является важнейшим и определяющим этапом в работе над любым литературным произведением. От того, насколько хорошо и скрупулезно вы все продумали, и будет зависеть, в конечном итоге, ваш результат. Подготовка к написанию состоит из следующих элементов: подбор материала, разработка структуры текста, составление плана. Причем все три процесса по необходимости могут проводиться в уме, даже без использования блокнотов и письменных принадлежностей: можно вспомнить или придумать некий сюжет, разбить его на сцены, прикинуть их последовательность, а дальше, утвердив в уме план произведения, сесть реализовывать его на бумаге. Однако на первых порах я настоятельно рекомендую свой план записывать.

Прежде чем сесть за монитор или за письменную тетрадь, следует хорошенько продумать некоторые моменты.

  • Какова цель написания текста? Просто развлечь читателя или донести какую-то идею (мораль)?
  • О чем будет рассказ? Какова его тема? Какова главная идея?
  • Кто будет главным действующим лицом?

Возможно, вас испугают эти вопросы. Но дать на них четкие ответы – значит, направить мышление в правильное русло. Для начала стоит твердо определиться, что за вещь мы пишем. Если это сугубо развлекательное чтиво, то упор нужно делать на сюжете, постараться максимально насытить его интересными и неожиданными эпизодами. Если же мы пытаемся донести до читателю какую-то идею, то нужно хорошенько обдумать, каким образом это реализовать: подобрать такой сюжет и таких персонажей, позволяющих раскрыть идею максимально полно и ярко. Далее, когда мы определились с целью, нужно сопоставить ее и тот сюжет, который есть у нас в задумке, и решить, соответствует ли сюжет тем задачам, которые мы перед ним ставим. И если не соответствует, решить, каким образом можно его подправить.

Например, своим рассказом мы хотим донести до читателя идею вселенской справедливости – добро всегда побеждает зло. Однако сюжет у нас больше напоминает термоядерный боевик с морем кровищи и трупов. Очевидно, это не лучший сюжет для иллюстрации идей справедливости. Тогда нам нужно определиться – либо мы пишем сугубо развлекательный боевик, либо подбираем под свою идею более подходящий сюжет.

Теперь самое время садиться за монитор или за письменную тетрадь. Однако приступать к написанию пока рано. Пришло время набросать хотя бы простейший план будущего рассказа. Как это делается? Все очень просто. Сперва записываем основную идею, чтобы она всегда была перед глазами, а ниже кратко описываем последовательность событий нашей истории. На первых порах лучше придерживаться правила «чем больше, тем лучше». Не бойтесь заносить в план все свои идеи, касающиеся текста, впоследствии вы отбракуете все ненужное, оставив наиболее удачные задумки, которые станут твердой основой вашего рассказа. В дальнейшем по мере набора опыта и мастерства вы сможете сокращать объем своих планов или вовсе перейти на спонтанное письмо, но поперву лучше все заранее подробно расписывать, чтобы не завести повествование в дебри.

Здесь я считаю своим долгом предупредить о том, что на подготовительном этапе у вас обязательно возникнет масса трудностей. И это хорошо, потому что лучше решить их до написания, а не мучиться в его процессе. Основные проблемы заключаются в отсутствии внятных переходов между сценами, отсутствии имен персонажей, названий мест и объектов, и многих других деталей. Однако подготовительный этап для того и создан, чтобы заблаговременно придумать имена и описания всех персонажей, географические названия, заполнить пробелы в сюжетных линиях. Таким образом, чем лучше вы поработаете на этом этапе, тем проще и быстрее напишите свой рассказ.

В результате обозначенной выше работы у вас на руках должен оказаться план, в котором:

  • четко обозначена идея рассказа;
  • кратко, но последовательно расписаны все события, происходящие в истории;
  • придуманы имена всех персонажей, даны их описания;
  • придуманы названия всех мест, упоминающихся в истории.

Согласитесь, не так уж и много. Однако это тот минимум, который позволит вам максимально комфортно пройти следующий этап. Если вас интересует более детальный алгоритм работы над планом, читайте статью «Как написать план произведения?» Для более опытных авторов рекомендую чрезвычайно важную статью «Подготовка к написанию книги», в которой рассматриваются тонкости и секреты подготовительной работы над художественным произведением.

Этап 2. Написание рассказа

Это основная, но далеко не самая важная часть. При наличии хорошо продуманного плана написание становится чисто технической процедурой. Но и здесь стоит придерживаться некоторых рекомендаций.

Во-первых, не стоит растягивать написание рассказа. Понимаю, что зачастую невозможно написать вещь за один вечер, но лично я руководствуюсь лозунгом «ни дня без строчки». Это значит, что писать нужно обязательно каждый день – и чем больше, тем лучше. Если у вас возникнет перерыв в несколько дней, он, наверняка, отразится на тексте и уж совершенно точно не в лучшую сторону. В общем, в ваших же интересах закончить писать как можно скорее.

Во-вторых, следует старательно избегать сюжетных и речевых штампов. Важно запомнить, что в подавляющем большинстве случаев простота стиля лучше искусственной вычурности. Начинающие авторы очень любят украшать свои тексты различными формами художественной выразительности: длинными описаниями, полными эпитетов и метафор, любят вставлять стихи и эпиграфы. Почти всегда это не к месту. И почти всегда молодой автор попадает в ловушку клише и штампов. Описать все многообразие литературных клише в ознакомительной статье невозможно – более подробную информацию ищите в других статьях блога, а также на просторах интернета. Здесь же я коротко поясню, что относят к тем или иным видам штампов.

Сюжетные штампы – это действия и приемы, наиболее часто используемые писателями, режиссерами и драматургами. Да-да, не удивляйтесь, если вы возьмете за основу текста сюжет (или часть сюжета) какого-то широко известного фильма, сериала или компьютерной игры, читатель обязательно это заметит. Кроме того, есть такие сюжетные ходы и целые сцены, которые повторялись в книгах и фильмах уже по тысячу раз. К ним, например, можно отнести описание персонажа через зеркало, многочисленные случаи суицида главного героя в современной прозе, ну и, конечно, маги, бросающиеся огненными шарами. Это не значит, что на такие вещи наложено табу – просто использование их в рассказе повышает степень ответственности за общий уровень текста. Ведь читатель, проглотивший до этого пару десятков фильмов и книг, где герой тем или иным образом решал свести счеты с жизнью, ждет от вашей истории чего-то особенного, чего еще никогда не видел, и удивить его будет ой как непросто! Наиболее яркие примеры сюжетных штампов я постарался собрать в статье “10 сокрушительных ошибок начинающего автора”.

Читайте также:  Как найти увлечение

Речевые штампы – это наиболее часто используемые и потому примелькавшиеся читателю художественные средства выразительности. «Свинцовые тучи», «алая кровь», «скупая мужская слеза», «суровый взгляд отца» и многие другие – это и есть речевые штампы. Помните, если вы уж взялись городить использовать средства выразительности, то они должны быть свежи. Поэтому прежде чем описать какое-то явление, прикиньте, насколько часто вы встречали в книгах ту формулировку, которой собираетесь выразить мысль. И если вам кажется, что такое происходило неоднократно, попытайтесь переделать фразу, сохраняя смысл. И только если переформулировать невозможно – лепите штамп.

В-третьих, не бойтесь писать! Не старайтесь копировать чей-то стиль, не стесняйтесь тех формулировок, что крутятся у вас в голове – как показывает практика, они самые подходящие (конечно, если это не штампы). Ваш рассказ – как бы пафосно это не прозвучало, часть вашей души, вашей индивидуальности, и он облекается в ту форму, которую выбираете вы сами. Именно этот момент, по моему мнению, является ключевым в формировании авторского стиля. Лично я, начав прислушиваться во время написания к собственным мыслям, быстро заметил улучшения стиля – тексты стали более гармоничными. Предлагаю и вам более чутко относиться к себе любимым.

Этап 3. Редактирование

Очень важная часть, которую, тем не менее, часто оставляют без внимания.

После того как рассказ написан, ему нужно дать некоторое время отлежаться (1-2 недели), а вашим мозгам – проветриться. Это нужно для того, чтобы вы при редактировании смотрели на написанное, как на чужой текст – именно тогда вы сможете максимально эффективно находить и исправлять ошибки и недочеты.

В чем суть процесса редактирования? Вы вдумчиво и медленно читаете текст и попутно исправляете те ошибки и шероховатости, которые замечаете. Не бойтесь полностью переписывать или даже выбрасывать какие-то предложения и абзацы – если вы считаете, что это пойдет тексту на пользу, стало быть, так оно и есть. Пробуйте читать медленно, будто проверяя каждую фразу на прочность, потом прочитайте текст в обычном темпе – обращайте внимание на места, где вы сбиваетесь с ритма, возможно, их нужно подправить в угоду плавности чтения. Потом зачитайте текст вслух – убедитесь, что запинок стало больше и по возможности исправьте те, что можете.

Таких проходов должно быть не менее пяти. После этого по возможности распечатайте текст и прочтите его с бумаги. Уверяю, вы обнаружите, что он вовсе не так хорош, как казался на экране монитора. Делайте пометки и исправления на распечатанном экземпляре, а затем перенесите их на электронный вариант. Когда вы уже не сможете ничего исправить, отдайте рассказ на прочтение кому-нибудь из интересующихся друзей. Наверняка, он высмотрит еще некоторое количество ошибок и шероховатостей.

Более подробно о нюансах редактуры читайте в статье “Редактирование“.

Скажу сразу: невозможно исправить все недочеты, сделать текст абсолютно мелодичным и плавным, сохранив при этом точность формулировок. Все равно что-то где-то будет выбиваться. Это нужно принять как должное. И быть готовым, что критики обязательно укажут на слабые места. Идеального текста в природе не существует; но это совершенно не отменяет того, что ваши тексты должны пройти плотную и въедливую редактуру. Только после нее рассказ можно считать написанным.

Вот, в принципе, и все. Вы познакомились с методикой написания рассказа, разобрались в том, какие существуют этапы и какие действия подразумевает каждый из них. Надеюсь, вам уже не терпится опробовать полученные знания на практике. В чем и желаю вам успеха! Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на блог «Литературная мастерская» и развивайте свой писательский навык, а уж я новыми статьями постараюсь вам всячески в этом способствовать. До новых встреч!

Что читать дальше? Статья “Как написать книгу? Пособие для новичков” идеально дополнит эту запись. Далее обязательно “О типах художественной литературы”, чтобы понимать, где и как использовать рекомендации блога. И, конечно, полезнейшие “10 советов как стать писателем”.

Как начать главу 2438

Наградить фанфик “Как начать главу”

(Дэниел Киз «Таинственная история Билли Миллигана»)

* 26 декабря, в 7 часов утра, когда пароход «Посейдон» (водоизмещением в восемьдесят одну тысячу тонн) возвращался в Лиссабон после месячного круиза по странам Африки и Южной Америки, случилось нечто необычное.

(Пол Галлико «Посейдон»)

* Итак, то, что вы прочитали – классическое экспозиционное начало книги. Одно из самых частых по употреблению, и не зря – оно не только дает общую информацию о месте и времени происходящего, но и задает первую интригу. Читатель, видящий будничное перечисление обстоятельств, расслабляется и не сразу реагирует на необычную часть, зато спустя долю секунды настораживается, и интерес этот, благодаря контрасту, может быть очень долгим – в зависимости от того, сумеет ли автор его удержать. Его единственный недостаток – отсутствие эмоциональной части. Почти все объемные романы начинаются именно таким способом, так как он уже настраивает на несуетливое, подробное повествование. В исполнении он достаточно прост, если вы знаете техническую часть вашего рассказа подноготную, а его сюжет позволяет подобную точность. Вероятные ошибки – чрезмерность и обилие деталей, способных утомить читателя до того, как заинтересуют; – отсутствие «интригующей» части. Тогда начало будет восприниматься сухой газетной заметкой, не стоящей внимания. Следующий тип – внезапный. * Тра-а-ра-а! Я прислушивался, ничего не понимая. Тра-а-ра-а! * Правда, он начал серьезно, как рассказывают о каком-нибудь действительном происшествии, но мы тогда сочли это уловкой неисправимого враля.

(из рассказов Герберта Уэллса)

* Неожиданное начало, цель которого – заинтриговать непонятностью и желанием узнать, что же этот набор слов все-таки означает. Ощущение того, что из книги вырвали пару страниц и ты сейчас начинаешь читать с третьей уцелевшей и ломаешь голову, что было на предыдущих двух, но находишь это по ходу повествования. Существует такой урок и одновременно хитрость, когда из написанной главы действительно убирают первые абзацы или страницу, а потом оценивают новое начало. Стилистически оно будет лучше просто потому, что автор уже расписался к этому моменту. Характерно для коротких форм – рассказов, зарисовок, а также юмористических новелл. В исполнении нетрудно, если вы имеете достаточно острый язык и воображение. Вероятная сложность – надо подобрать такое начало, которое не покажется глупым и натянутым, вызовет любопытную улыбку, а не непонимающее скривившееся «э-э-э?». Следующим мы рассмотрим расстилающийся перед нами пейзаж. * Примулы отцвели. И до самой границы леса, где начинался открытый луг, который полого спускался вниз до заросшего куманикой рва возле старой изгороди, только несколько выцветших их островков все еще желтели среди пролесника и меж корнями дубов.

(Ричард Адамс «Обитатели холмов»)

* Неторопливо, подробно, расслабляюще. Рисует картинку места, куда мы скоро попадем вместе с героями книги. К слову, пейзаж вовсе не обязательно природный – это вполне может оказаться и суровое готическое описание города, нарочито обыденная зарисовка соседнего двора, что угодно. Его цель – передать атмосферу и задать настроение читателю. В исполнении требует описательного мастерства автора. Даже утренний луг можно описать динамично и ярко. Если «врожденного» такого умения у вас нет – стоит потренироваться на описании повседневных вещей. Известный урок – ежедневные полчаса на описание того, что перед глазами. Ошибка – слишком затянутое описание, утомляющее, однообразное. Перейдем к четвертому – описание персонажа. Вовсе не обязательно персонаж будет главным, это может быть и простой прохожий, и второстепенный, и даже тип-который-сейчас-умрет-и-даст-толчок-сюжету. * В директорат вошел Косаку Токида. Весил он больше центнера, и в помещении стало не продохнуть.

(Ясутака Цуцуи «Паприка»)

* Стентон Роджер был просто создан для того, чтобы стать президентом Соединенных Штатов. Это был обаятельный политик, пользующийся любовью публики и поддержкой влиятельных друзей. К несчастью для Роджерса, его либидо поставило крест на его политической карьере. Или, как говорили злые языки в Вашингтоне: «Так трахался, что вылетел из президентского кресла».

(Сидни Шелдон «Мельницы богов»)

* Больше всего люди любят читать о других людях. Если вы с первых строк устраиваете читателю знакомство с интересным персонажем, то проснется чисто личностное отношение, которое провоцирует первый интерес – кто этот человек, почему он здесь находится и что из этого получится? Сложность исполнения невысокая. Ваша задача – создать достойного для знакомства персонажа, который даст толчок последующим событиям. Ошибка – персонаж, которым читатель априори должен восхититься, либо не играющий роли в сюжете, «от балды». Нередко употребляемое начало – сон персонажа и последующее пробуждение. Чаще других обвиняется в заштампованности у начинающих авторов. * Мицуо Андо тонул в море. В какой-то момент настойчивые трели телефонного звонка перекрыли шум волн, и уже в следующее мгновение он проснулся, словно волны вынесли его не на берег, а из сна прямо в явь.

(Кодзи Судзуки «Звонок 2: Спираль»)

* Описание сна задает некоторую сюрреалистичность и двусмысленность начала. Сон – плод подсознательного, он может иметь намеки на сущность героя, на его проблему или дальнейший сюжет. В 99% случаев герой просыпается от телефона, крика, грохота, бьющего в глаза света, нужное подчеркнуть. Это резко нарушает сюрреалистичность и бросает читателя в будни персонажа. Грубые ошибки являются штампами. Это и легендарный лучик света, который оползет все округлости героини, прежде чем засветить ей в глаз, и будильник, который воет о школе, а полусонный персонаж опаздывает на урок, жуя булочку на бегу. Запомните правило: сон должен о чем-то говорить, это сундук, ключ от которого мы получим только к середине книги, а то и в конце. Если вы просто не знаете, как начать фик, и бездумно пользуетесь этим шаблоном – не обижайтесь потом на критику. В случае, если вы пишете от первого лица, удобны следующие два типа начала: Размышления, дающие нам образ героя в его мнении или образе мыслей. * Когда я занимал место во главе стола, владыкой — вот кем я себя ощущал. Мы были королями, светилами в эти несколько часов пира, в которые решалось чье-то будущее и обозначался горизонт, трагически близкий или восхитительно далекий и лучезарный, — горизонт чьих-то надежд.

Читайте также:  Как быть с выморочным имуществом

(Мюриель Барбери «Лакомство»)

* Случай из жизни, который может быть как чисто описательным, так и задающим интригу. * Спустя всего несколько месяцев после самоубийства моей матери я как-то заглянул в гараж в поисках бейсбольной перчатки и наткнулся на Синди Познер, которая, стоя на коленях, самозабвенно делала минет моему старшему брату Брэду.

(Джонатан Троппер «Книга Джо»)

* В обоих случаях это рассказ главного героя о себе, знакомство с разным антуражем. Это может быть как герой-мыслитель, так и живчик-рассказчик, он может попытаться рассмешить читателя, шокировать, оттолкнуть или вызвать уважение. Начиная рассказ от первого лица, вы настраиваете читателя на эмоциональное личное знакомство с тем, в чьем обществе предстоит провести сотню-другую страниц. Ошибка – попытка заставить читателя испытывать строго определенную эмоцию/отношение к герою (давящая жалостливость, самовосхваление, если это не является иронизирующей частью). Также стоит отметить такой известный способ, как диалог. Может нести элемент «внезапности». В целом же используется как способ сразу ввести читателя в курс дела либо создать эффект подслушивания. Нежелателен для первых строк объемного произведения, но неплох для начала отдельных глав. Однако многие начинающие авторы по какой-то причине любят его. Причину можно увидеть в вредносоветной поговорке: «Не знаешь, с чего начать – начни с диалога». Заштампованностью начала-сна не страдает и сам по себе такой способ неплох, но всегда есть вариант более удачных первых строк. Диалог является скорее запасным, чем основным. Перерыв пару полок домашней библиотеки, я нашел только одну книгу с началом-диалогом, но и та была фэнтезийно-попсового типа. На фикбуке же с диалога начинается очень много текстов. Однако и с него начинаются некоторые классические тексты (“Война и мир”, “Тарас Бульба”, где как раз происходит введение читателя в культуру через речь). Возможно, какие-то типы первых строк мной упущены, но основные присутствуют. Какие требования могут быть к началу в принципе? – меткость (мысль первых строк должна ударять в голову или хотя бы прочно там уцепиться в силу необычности/знакомости/неприязни); – краткость выражений («вода» не нужна даже в пейзажах); – интрига (здесь и так все ясно). Итак, не стоит недооценивать значимость начала. С другой стороны, не надо слишком зацикливаться на нем, лучший вариант всегда находится интуитивным путем. И если вы все еще сидите над пустым листом, то выберите наугад любой из способов и попробуйте начать в нем. Неудобно? Есть еще один, другой, третий, быть может, он просто создан для вашего рассказа. На этом я поставлю точку. Удачи вам в ваших начинаниях.

Как написать короткий рассказ и закончить его

В какой-то степени, процесс написания рассказа каждый раз разный. Во введении к Американским Богах Нил Гейман цитирует Джина Вулфа:

“Ты не можешь научиться писать романы. Только роман над которым ты работаешь в данный момент”

Это справедливо и для коротких рассказов.

Однако существуют некие шаблоны которым, каждый автор неосознанно следует. Это не конкретные правила и они могут или не могут быть применимы к конкретно вашему произведению. Я же хочу поведать о них в надежде, что когда – то они упростят вам процесс написания рассказа.

Прежде чем начать рассказ, вам понадобятся три вещи:

– Около 10 – 20 часов – В зависимости от длины рассказа (от 200 слов для сверх коротких рассказов до 5000 слов для традиционных) это может занять от 5 до 50 часов. Но я обнаружил что написание рассказа объемом в диапазоне от 3000 до 5000 слов занимает около 10-20 часов.

– Идея – Предполагается что она у вас есть. Хотя бы зачатки.

– Письменные принадлежности – Это очевидно. Вам надо чем-то записать свою историю

7 шагов для написания короткой истории

1. Написать основную историю в один присест.

Это может показаться странным, начинать список шагов по написанию истории с “написать историю”. Позвольте объяснить.

Существуют два типа историй. Первый – художественная форма. «Рассказы». В которых есть прописанные персонажи, сюжет, образами и стилем.

Второй тип это смешные, забавные или сумасшедшие истории что вы рассказываете друзьям при встрече.

История и рассказ это разные вещи. Первый – это просто истории что мы все время рассказываем. Второе – искусство.

Первый шаг к написанию короткого рассказа – написать историю первого типа, ту которую вы можете рассказать другу. И обязательно не отрываясь от бумаги. Просто расскажите историю. Не думайте об этом слишком много, не проводите исследований, не делайте перерывов. Просто расскажите историю.

2. Затем найдите главного героя

После того, как вы написали основную историю, сделайте шаг назад. Вы можете быть горды или смущаться. Игнорируйте эти чувства, поскольку они не имеют никакого отношения к тому, насколько хорош или плох рассказ на самом деле. И что более важно, насколько он хорош.

Следующий шаг – прочитать свою историю в поисках главного героя.

«Главный герой – это персонаж, судьба которого больше всего важна для истории». – Стивен Кох

Сейчас время решить кто ваш главный герой, но в зависимости от вашей истории это может быть сложнее, чем вы думаете.

Ваш главный герой не обязательно рассказчик, и не обязательно «хороший парень». Главный герой – это тот кто принимает решения, которые ведут историю вперед.

Ваш главный герой это центр истории. Он управляет сюжетом и его судьба придает истории смысл. В процессе написания истории важно выбрать правильного героя.

3. Напишите идеальную первую строку

Великие вступления захватывают читателя с головой настолько что ему и в голову не взбредет отложить в сторону произведение, пока он его не закончит. Если вы хотите удержать читателя, надо начинать с первой строчки.

4. Разбейте рассказ на сцены

Рассказы состоят из сцен, которые происходят в определенном месте и времени. Список сцен поможет держать под контролем структуру рассказа, добавлять детали и наполнять сцены жизнью.

Списки сцен делают две основные вещи:

Структурирует вашу историю.

Показывает какие части нуждаются в дополнительной работе.

Вам не нужно точно придерживаться данного списка, но он определенно поможет в работе над историей, особенно если вы пишете в несколько заходов.

5. Только теперь вы должны исследовать.

Если вы похожи на меня, то вы хотите углубиться в тему, как только появятся первые ростки сюжета, дабы найти как можно больше интересных деталей.

Проблема в том, что если начать слишком рано, то найденный материал исказит вашу историю, что может привести к её разрушению под тяжестью найденного материала. Некоторые авторы никогда не проводят исследований, что оставляет их рассказы несколько неточными и слаборазвитой. Не останавливайтесь, пока не поставите вашу историю на ноги. Лишь тогда можно отвлечься на словари и справочники. К тому времени у вас появятся понимание того какие детали требуют уточнения.

6. Пишите / редактируйте / пишите / редактируйте / пишите / редактируете

Время настало! Когда вы знаете, своего главного героя, написали захватывающее вступление, подготовили список сцен и провели необходимые исследования – пришло время создавать. Все мы пишем по-разному. Кто-то быстрее и сразу несколько черновиков, другие медленно и сразу же редактируют. Это зависит только от вас. Делайте как вам нравиться. Главное сделайте.

Я твердо верю, что публикация – это самый важный шаг к тому, чтобы стать писателем.

Написанная история без публикации не есть законченным произведением.

Вам не обязательно сразу отсылать её в журнал или в издательство. Получите отзывы друзей или сообщества в интернете. Вступите в группу по интересам или создайте её.

Самое ужасное, что вы можете сделать для своего произведения – это спрятать его из-за страха или притворного безразличия.

Начало книги. Как написать, чтобы захватило читателя, а редактор не выбросил рукопись на помойку

Сегодня предлагаю рассмотреть вопрос, который очень актуален для любого писателя. О том, с чего начать написание романа (рассказа), чтобы читатель не бросил книгу на третьей странице, а редактор издательства заинтересовался и продвинулся дальше по тексту.

Те, кто дискутирует на форуме блога уже на практике убедились, что начать очень сложно. Казалось бы, есть идея, придуман сюжет и линии, описаны герои, все до мелочей продумано…. а начать никто не может. Не потому, что лень, а просто не знают с чего начать, чтобы подойти к закрутке сюжета.

Сейчас я постараюсь донести, как и о чем нужно и что не стоит писать в начале книги. Перед тем, как написать заметку, я пообщался с четырьмя писателями и кое-что добавил из своего опыта.

Итак. Начало должно быть небольшим, достаточно емким и захватывающим. Последнее необходимо для того, чтобы читатель захотел читать дальше. Это логично. Интрига сразу — приветствуется.

Посмотрите, как закручивает интригу с самого начала один из моих любимый авторов Борис Акунин в произведении «Любовница смерти»: «…Вчера в третьем часу пополуночи жильцы доходного дома общества «Голиаф», что на Семеновской улице, были разбужены звуком падения некоего тяжелого предмета, после чего раздался протяжный вой…«. Согласитесь — в одном предложении и начало и интрига. Читатель сразу окунается в ночь, позапрошлое (или начало прошлого) столетие (поскольку — доходный дом на Семеновской..- так сейчас не называют). Не знаю, как вы, но мне сразу представляется старинный двор где-нибудь в Питере, ночь, собаки воют и…. что-то произошло!

Читайте также:  Как лечить переломы

Или возьмем великого Михаила Булгакова и его начало «Мастера и Маргариты». Напомню: « Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй − плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке − был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках……………..Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека……..«. Начало немногим больше предыдущего, но более объемнее. Тут и интрига и описание товарищей. В общем, при таком начале, хочется читать дальше. Мне — точно.

В общем, пишем такой вариант, который вызывает интерес: интрига, любопытное происшествие, интересный и необычный персонаж.

Да, и необходимо помнить, что начало должно быть эмоциональным, поскольку читатель, покупая книгу, хочет эмоций ( в зависимости от жанра) и плох тот автор, который не дает читателю эти переживания с самого начала.

А теперь посмотрим на самые распространенные ошибки начинающих авторов, которые допускаются. Как вы поняли, следующие примеры применять нельзя. По крайней мере — не рекомендуется.

Тайна, которая, совсем не тайна. Например, «… Началась эта история с одного очень таинственного события: Иван Петрович, что живет в соседнем парадном, этим утром пошел в магазин и…. купил там пива для похмелья…» Вы будете смеяться, но такие псевдоприемы очень часто встречаются среди начинающих. Это начало я взял у одного из тех, кто прислал работы на конкурс. Разумеется, я не назову этого товарища, но если вы узнали свой кусочек, задумайтесь над началом произведения еще раз.

А вот еще одно начало из присланных произведений, которое не стоит применять — излишний романтизм ( в этом случае, даже больше): «…Мужчина стоял посреди площади и мечтал о великих сражениях, бесконечной любви, думал про высшие материи. Ветерок, который трепал ему волосы задумался, что же на самом деле проносится перед глазами этого человека? Какие мысли его одолевают и что за желания осыпали его голову, словно пепел у большого кострища…». Не хочется критиковать это начало, поэтому не буду. Тут все и так ясно.

Может ему (или ей) нравится такое начало, но большинству — нет!

Не нужно так же писать длинное заунывное описание природы и не нужно прописывать общеизвестные истины. Не описывайте людей, которые больше в тексте не встретятся, например, «…я увидел, как моя соседка с третьего этажа ,наклонилась над трупом и что-то ему прошептала…» И все. Больше в тексте упоминаний о соседке нет. В этом случае читатель будет постоянно держать ее в голове и очень разочаруется, когда дочитает книгу до конца, не встретив соседку в тексте ни разу.

Также ваше произведение не должно начинаться с нравоучений или философских размышлений. Во-первых поучения никто не любит, а во-вторых, философию не дают концентрировано. Ее равномерно распределяют по книге. Поэтому не нужно размышлять о смысле бытия и начинать рассказ с вопроса «Что делать?». Если читатель, жалея потраченные деньги, и продолжит чтение (в случае, если такая книга все-таки появится), то редактор издательства — точно забудет о вашей книге навеки вечные. По крайней мере, большинство редакторов.

В следующих заметках продолжим беседы на тему «как написать книгу«. Если интересно — подпишитесь, если нет — не подписывайтесь. Если хотите практики, заходите на форум блога. Вы поймете, о чем я говорю, когда туда загляните.

Хорошего настроения и поменьше осадков!

Мастерская текста

Как правильно начать рассказ?

Как правильно начать рассказ? Ну, или повесть. Или пьесу. У нас детский сайт, поэтому постараюсь рассказывать без заумных слов.

На первый взгляд, начать рассказ не так уж и трудно. Какие могут быть проблемы: сел за компьютер, и принялся писать. Писать, например, такой рассказ:

«Коля Синицин проснулся, как всегда, по звонку будильника. Оделся, позавтракал и пошёл в школу. Было прекрасное весеннее утро. В кронах деревьев щебетали птички. Солнышко бросало свои лучи на дома. Настроение у Коли было прекрасное. Но тут ему повстречалась Светка Костицина. Одноклассница. Она тоже шла в школу.
– Привет, Светка! – поздоровался Колька.
– Привет, Синицин!
Некоторое время они шли молча. Проехала поливальная машина. Ребята посторонились и уже дальше вышагивали по умытому блестящему асфальту. Птички продолжали петь. Костицина гордо несла свой нос и вообще всю голову – будто победила на чемпионате мира по стройной и гордой ходьбе. И неизвестно, сколько бы они шли молча, но Костицина вдруг сказала:
– А ты знаешь, что твоих родителей вызвали в школу?
Колька опешил:
– Зачем?
– А Иванова пожаловалась Валерьяне Павловне, что ты её обижаешь!
– Когда это я её обижал? – возмутился Колька. – Просто сказал, чтоб не сплетничала.
Они подошли к школе. На крыльце стояла ябеда Иванова.
Колька остановился рядом с ней и некоторое время смотрел на неё так, словно хотел опять обидеть. Но ничего не сказал и вошёл в школьный вестибюль. »

Здесь я взял манеру писать начало рассказа так, как пишут его очень многие из начинающих авторов. Казалось бы, всё в начале рассказа правильно. И действительно, всё в нём правильно: и герои есть, и рассказывается о назревающем конфликте, без которого любой рассказ просто невозможен. То есть, всё объяснено читателю. И всё читателю понятно.

А теперь обратите внимание, как в этом правильном понятном рассказе медленно. я бы даже сказал, монотонно и скучно развиваются события. Я мог написать этот пример начала рассказа ещё гораздо медленнее, ещё более громоздко и скучно, написать так, как очень часто и пишут начинающие авторы. Но мне самому, пока писал, стало тоскливо и неинтересно, а что уж говорить о читателе? Я ведь не хочу, чтобы ему было скучно и неинтересно читать. Посмотрите, ребята, как далеко от первого слова рассказа раполагаются на странице первые слова, обозначающие конфликт. Первые слова, которые и должны заинтересовать читателя. Вот эти: «А ты знаешь, что твоих родителей вызвали в школу?»

Конечно, всякий пишет как умеет и как хочет. Но хорош тот рассказ, который начинается так, будто с его героем УЖЕ что-то случилось. Случилось, но читатель не знает, что. Потому что случилось оно ещё до начала рассказа! Но зачем это нужно автору рассказа? Для того, чтобы заинтриговать читателя с первых слов произведения. Чтобы сразу заставить читателя думать о том, что же случилось с героем до начала рассказа? И почему он, герой, поступает сейчас так. Загадка для читателя? Загадка. Ну вот как эта загадка выглядит в том же рассказе про Колю, который я сейчас перескажу по-другому.

«Колька бросил телефонную трубку и вскочил с кровати. Конечно, Костицина известная особа, но что-то подсказывало, что на этот раз она говорит правду! Нельзя было медлить ни минуты. Наскоро проглотив завтрак и на бегу застёгивая пуговицы, Колька кубарем скатился с лестницы и помчался в школу. Хорошо бы успеть перехватить родителей у школы. Или хотя бы. Колька вытащил «сотовый» и на бегу набрал номер мамы. Телефон мамы оказался занят!
«А вдруг она уже разговаривает с Валерьяной!» – промелькнула мысль. Оправдывайся потом, что ты ничего такого не говорил Ивановой. Мама может ещё и поверит, а Валерьяна, Колькина классная – та никогда не поверит!»

Или так, вариант №3:

«На школьном крыльце стояла вредная Иванова и как всегда жевала бутерброд. К ней медленно приблизился Колька Синицин.
– Это правда? – спросил Колька.
И по тому, как Иванова поперхнулась своим бутербродом, Колька понял, что всё, о чём ему рассказала про Иванову Светка Костицина, было правдой.
– Ну. Ну! – Колька нервно сглотнул и бросился в школу. Может, он ещё успеет перехватить маму, пока она не повстречала Колькину классную, Валерьяну!»

Видите, во втором и третьем варианте нашего рассказа разговор Светки Костициной с Колькой о неблаговидном (благовидном) поступке Ивановой произошёл ещё до того, как мы написали первые слова повествования. И отсюда темп, энергия, ритм. И осталась для читателя загадка – что сказал Колька Ивановой, что сказала Иванова Валерьяне и тд. А загадка всегда притягательна. Она интригует и заставляет читателя продолжать чтение...

У каждого хорошего рассказа есть энергия. Она прячется внутри рассказа. Она толкает повествование и будто магнитом притягивает к себе читателя, не позволяя тому сорваться с крючка и перестать читать.

А каждый дельный писатель владеет умением захватывать внимание читателя и удерживать его. Вот про одно из таких умений я и рассказал. При этом нужно понимать, что совсем не обязательно начинать рассказ так, как я здесь описываю. Есть и другие способы и умения. Но описанное здесь умение начинать своё произведение, наверное, одно из главных и часто используемых.

Кстати, этот мой совет прошу не принимать за полноценное пособие по научению писать. Ведь известно, что каждый пишет, как он дышит, слышит, как любит и умеет.

Оцените статью
Добавить комментарий