Как играть по всем струнам

Содержание

Как играть бой на гитаре

Многие восхищаются теми людьми, которые хорошо освоили гитару и считают, что это практически непосильная задача для тех, кто никогда не имел отношение к музыке. Но в реальности все далеко не так – научиться исполнять различные композиции на гитаре с нуля до уровня, когда можно исполнять песни в компаниях и ловить в свою сторону комплименты и взгляды, полные обожания, можно за полгода упорных тренировок.

Конечно, если уделять этому меньше нескольких часов в день, а в иные дни и совсем не практиковаться – процесс значительно растянется. В ситуации с обучением гитарной игре важно каждый день заниматься ею, чтобы вырабатывалась мышечная память, чтобы подушечки пальцев, которыми зажимают аккорды, твердели и болели меньше.

В данной статье будут подробно разобраны технологии, которых будет достаточно знать на начальном уровне обучения инструменту. Итак, учимся играть бой на гитаре.

Как научиться играть бой на гитаре

Игра на гитаре разделяется на два вида:

Сейчас будет подробно расписан второй способ, потому что он необходим и вследствие этого у многих новичков возникает вопрос «как научиться играть бой на гитаре». Помимо данного вопроса будет описано, как играть гитарный бой четверка и показано на видео.

Видеоурок

Игра боем состоит из двух составляющих – аккорды, которые зажимаются на ладах левой рукой и ритмического рисунка, который вы играете правой рукой.

Чтобы освоить игру боем, лучше всего тренировать рисунок на инструменте с заглушенными струнами. Для этого необходимо держать левую руку почти вплотную к струнам на грифе, таким образом будет получаться приглушенный звук, который не будет отвлекать от изучения ритма. Когда рисунок будет получаться хорошо – надо начинать зажимать аккорды и тренировать его уже с музыкой.

Дабы не усложнять обучение, в самом начале в качестве ритмического рисунка можно выбрать следующий вариант: Вниз-Вверх-Вниз-Вверх. Это самый простой вариант ритмического рисунка, носящий название четверка, который позволяет новичку начать чувствовать ритм и держать темп.

Как правильно играть бой на гитаре

Некоторые люди думают, что для качественной игры достаточно зажимать аккорды и бить по струнам, но это не так. Поэтому далее будет разобран момент: «Как правильно играть бой на гитаре».

Слух новичка не способен различать такие тонкие моменты как ритм и качество производимых им звуков, поэтому зачастую он не может понять, где он ошибается. Основными ошибками при игре боем являются:

  • Слишком сильные удары по струнам;
  • Отсутствие ритма.

Важно ударять по струнам все время с одинаковой силой, так звучание станет равномерным и не будет резать слух. Оно должно быть средней силы, этот баланс очень трудно найти на первых порах, но со временем он доводится до автоматизма, просто нужно время.

Посмотрите еще 1 видеоурок как правильно бить по струнам.

Видео как играется бой восьмерка

На этом видео разбираем как играется бой восьмерка на гитаре.

Также необходимо держать ритм – то есть промежутки между ударами вверх и вниз и т.д. должны быть одинаковыми, поэтому при некоторых видах боя, где в рисунке присутствует пропуск, следует двигать рукой и совершать «ложный бой», т.е. делать движение рукой для удара по струнам, но не бить по ним, а проносить её рядом с ними. Иными словами – правая рука должна постоянно находиться в движении.

Как научиться играть бой шестерка

Данный бой немного сложнее, чем тот, где нужно бить вверх и вниз, и в нём тоже нет ничего сложного, но для освоения потребуется практика.

Ритмический рисунок такой: Вниз-Вниз-Вверх-Вверх-Вниз-Вверх

Он очень популярен и, зная его, можно сыграть 90% песен, даже те, которые в оригинале игрались не им, легко под него подстроить, это делает его универсальным и поэтому желательно выучить его в самом начале. Как научиться играть бой шестерка на практике? Таким же способом, как практикуются все иные бои – глушатся струны на грифе и оттачивается ритм, далее они разжимаются и совершенствуется воспроизводимый звук.

Тем, кого интересует, как быстро играть бой на гитаре, необходимо знать, что к этому моменту нужно в совершенстве владеть техникой игры при нормальной скорости и после этого уже можно увеличивать скорость и уменьшать промежутки между ударами.

Каким пальцем играть бой на гитаре

Некоторые новички не знают, каким пальцем играть бой на гитаре, поэтому следует отметить все доступные варианты:

  • Большой палец;
  • Большой и указательный;
  • Указательный палец.

При игре большим пальцем удары вниз совершаются внутренней стороной, а вверх – внешней.

При игре большим и указательным – удары вниз осуществляются также внутренней стороной большого, а вот удары вверх – уже указательным, при этом вся рука совершает «смахивающее» движение.

При игре указательным пальцем – он сгибается, поверх него кладется большой палец и производятся удары. Общее положение пальцев – будто в руках находится ручка.

Как научиться играть баре

Существует ещё одна техника, владение которой существенно улучшит навыки игры на гитаре – баре. При ней пальцем левой руки зажимаются две или более струн на ладу, в то время как в обычном аккорде один палец зажимает лишь одну струну. Сейчас подробно будет описано, как научиться играть баре.

Этот приём является наиболее сложным из всех тех, что применяются, но имеет одно преимущество. Он позволяет воспроизводить аккорды во всех тональностях, что способствует популярности инструмента во всём мире. Для более полного понимания того, как научиться играть барре на гитаре, необходимо уточнить две вещи:

  • Посадка гитариста должна быть такой, чтобы инструмент располагался в руках строго горизонтально, а не под различными углами.
  • Не нужно слишком сильно изгибать запястье. Так в нём будет лишнее напряжение и оно быстрее устанет и заболит.

Зажимать струны в этом приеме нужно как можно ближе к ладу, таким образом звучание будет гораздо чище, плюс это намного легче, чем прижимать их к грифу. Также делать это нужно не ребром пальца, иначе это затруднит движения других пальцев, а целиком. В это время большой палец должен создавать противовес и прижиматься к обратной стороне грифа.

Не стоит ожидать, что овладеть этим приемом удастся быстро, на тренировку уйдут многие месяцы и только тогда получится овладеть этим искусством.

В данной статье были разобраны основные элементы игры на гитаре, а также был дан ответ на вопрос как научиться играть барре. Все эти советы пригодятся начинающим гитаристам и призваны облегчить их обучение.

Материалы по теме

Уроки гитары

Уроки игры на гитаре. Польза самостоятельного обучения. Уроки с преподавателем. Как научиться играть. Что сделать, чтобы занятия проходили максимально эффективно.

Как играть аккорд H

Аккорд H на гитаре. 4 варианта получения мажорного трезвучия Си.

Как играть аккорд E

Играем аккорд E на гитаре. 4 варианта схемы получения мажорного аккорда Ми.

Бой на гитаре: техника исполнения

В числе техник, которые старается освоить каждый новичок, бой на гитаре занимает лидирующие позиции. В большей части песен на русском языке и композиций, исполняемых зарубежными звездами, используется легкий гитарный бой для начинающих, который охотно применяют даже асы. Стиль позволяет обыгрывать сложные композиции. Начинать изучать популярный способ рекомендуется из основных направлений. Техника украсит любой домашний концерт.

Бой на гитаре – способ игры

Простая техника боя на гитаре для начинающих – это способ извлечения музыкальных звуков только одной рукой. Вторая держит гриф. Гитарист резким движением правой руки извлекает одновременно звук из всех гитарных струн. Чаще всего такая методика реализуется при игре на акустическом инструменте, электрогитара не столь удобна. Бой на гитаре для начинающих поможет аккомпанировать пению друзей, исполнять музыкальные произведения в достаточно резкой манере. Обеспечивает возможность самостоятельно расставлять акценты в исполнении. Число направлений метода игры соответствует количеству ритмических рисунков – неисчислимое количество. Освоив базу, получится воспроизвести любую мелодию. Комбинирование разных техник позволяет экспериментировать с оригинальным звучанием.

Гитарный бой – условные обозначения

Схемы для начинающих изучать бой на гитаре помогают с применением техники путем подбора простого ряда. Учиться направлению, оберегая кончики пальцев, можно при помощи медиатора или напальчников.

При обозначении применяется три ряда символов:

  1. Символ I (первый ряд) показывает расположение среднего пальца руки. Пальцы вверх поднимают при знаке ^. Значок v показывает переход на нижнее расположение. При знаке х выполняется удар всеми пальцами вниз с дельнейшей приглушкой звучания ребром ладони.
  2. Обозначение буквой Р (второй ряд) поясняет порядок движений большого пальца. При указании Р^ – защипывается нижняя басовая струна, задев которую следует остановиться на более тонкой. При символе I проводится скольжение пальцами по всем струнам вниз, задевая басовые.
  3. Под символом L со значком v подразумевается необходимость при игре левой рукой зажимать струны на грифе после удара правой. Знак х говорит о том, что их требуется отпустить. На знаке ^ проводится прижатие с медленным отпусканием.

Обозначение «–» отображает в любом из рядов продолжительность нанесения удара. Разбор схем – навык, который необходимо отработать в первую очередь. Для продолжения композиции применяется классический струнный перебор.

Обучение игре боем на гитаре

Осваивая новое направление, музыкантам несложно обучаться самостоятельно. Подробное описание, как правильно бить по струнам, примеры с несложными упражнениями, как играть бой на гитаре для начинающих, легко раздобыть в интернете.

Упражнения для освоения боя

Перед тем как самому научиться играть бой на гитаре, предварительно потребуется освоить ритмику. Эта техника сочетает перебор струн с ритмичными ударами.

Внимание! Правильно начинать с предварительного прохлопывания в ладоши или отстукивания по твердой поверхности нотного ряда. Размер 4/4 отстукивается ударами ноги, при каждом из которых делается один хлопок. Отстукивая две восьмых ноты, длинные хлопки включают два удара ногой.

Так осваиваются все ритмические рисунки.

Читайте также:  Как поставить горчичники

После этого начинается изучение струнного ряда. Все упражнения прорабатываются на аккорде Am. На схеме указывается, какие пальцы стучат по струнам. Стрелками обозначается постановка пальцев с ударами вниз и вверх.

Разновидности гитарного боя

Освоив первые упражнения, начинают отрабатывать разные виды боя на гитаре, выполняя условия, приведенные в инструкциях к каждому музыкальному произведению.

Простой бой для начинающих

Для изображения самого простого боя на гитаре для начинающих используется сочетание символов – vvv^v. Это первые из простых ударов, которые осваивает начинающий гитарист.

Техника посложнее

Разновидность техники для тех, кто уже понял, как правильно использовать гитарные струны и гриф. Обозначение – v^v^v.

Проигрывание шестерки

Такой метод осваивается на следующем этапе изучения техники игры, считается вторым из самых простых и популярных: vv^^v^.

С глушением

Усложненный подвид «шестерки». Основывается на классической схеме двух ударов вниз, еще двух вверх, поочередно вниз и вверх. Для усиления звукового эффекта применяется приглушка, во время которой при ударе по направлению в сторону пола струны прижимаются ребром ладони. Для обозначения удара с заглушкой используется комбинация символов – vx. Это позволяет формировать удобный для исполнителя ритмический рисунок и темп. Перемена направления осуществляется после снижения уровня громкости. Последовательность выполнения требует сохранения ритмичности. Таким приемом играют практически любые песни.

Рекомендации начинающим

Новичку легко найти подробный список произведений, исполняемых гитарным боем. Перед началом чтения нот, работой с подбором музыкального ряда на слух музыканту потребуется научиться правильной постановке рук и формированию правильной осанки.

Важно! В процессе тренировок нельзя переутомляться. Если ощущается усталость рук, кистей и пальцев, рекомендуется сделать перерыв, дать мышцам отдохнуть.

Занятия эффективнее проходят в компании единомышленников. Для развития навыков лучше, когда с начинающим музыкантом играет опытный гитарист на втором инструменте. Он покажет первые аккорды, посоветует простую в исполнении мелодию.

Самооценку повышает сохранение правильной осанки. Прямая спина снимает напряжение рук. Обучение стоит продолжать постоянно, постепенно увеличивая уровень мастерства.

Гитарный бой прост в изучении, становится основой мастерства каждого будущего аса. Знаток этой несложной техники в короткие сроки становится душой и любимцем в компании друзей. Изучив базу, можно переходить к сложным композициям.

Бой на гитаре для начинающих – 12 видов боя с упражнениями, табами и видеоуроками

Гитарный бой (штрих, чес) – это наиболее популярный и простой способ игры на гитаре. Поэтому именно с него новички начинают освоение инструмента.

Существует множество видов гитарного боя. Некоторые из них названы по количеству ударов по струнам («четверка», «шестерка», «восьмерка»), а другие по характерной манере игры определенного исполнителя (бой Розенбаума, Цоя, Высоцкого и т.д.).

В нашей статье мы расскажем о 12 самых популярных видах гитарного боя.

Начнем с небольшой теоретической справки.

Что такое гитарный бой

Гитарный бой – это резкие ритмичные удары сразу по нескольким струнам. В результате звучат не отдельные ноты, а целые аккорды. Таким образом, звук инструмента становится плотнее и монолитнее.

С помощью боя гитарист обыгрывает ритмический рисунок песни. Так лучше слышна гармония песни, но при этом теряется ее мелодия.

Если играют две гитары, то одна держит ритм, а вторая ведет мелодическую линию.

Гитарный бой ведет свое начало от фламенко. В этой испанской музыке гитаристу требовалось аккомпанировать танцору или певцу. Так как других инструментов в ритм-секции не было, то гитара одновременно задавала темп и ритм композиции и вела основную мелодию.

Со временем такой способ звукоизвлечения перекочевал в популярную музыку.

Как играть бой на гитаре

Гитарный бой играется пальцами или медиатором.

Основная суть этого технического приема – чередование скользящих ударов вверх и вниз по струнам. Таким образом гитарист выделяет сильные и слабые доли и расставляет акценты в песне.

В отличие от перебора здесь чаще всего звучат все струны, входящие в аккорд. Хотя есть виды штриха, где нужно играть только несколько струн. О них мы расскажем ниже.

Бой на гитаре – схемы и виды

Схема гитарного боя – это последовательность восходящих и нисходящих ударов по струнам. Графически изображается в виде стрелочек, направленных вверх и вниз.

Существует множество видов и схем гитарного штриха. Каждый гитарист при сочинении песни придумывает собственный способ, больше всего подходящий для композиции.

Поэтому, если вы хотите играть каждую песню абсолютно так же как в оригинале, вам придется полностью снимать ритмический рисунок трека.

Для всех остальных случаев есть 12 популярных видов гитарного боя. Их вам хватит для игры 99% всех песен.

Бой «шестерка»

Это самый популярный штрих. Его еще называют «эстрадным». Он состоит из 6 ударов по струнам на 1 такт. Его схема выглядит следующим образом.

Этим способом сыграно бесчисленное количество песен, как в отечественной, так и в зарубежной музыке. Например, «California Dreamin» и «Что такое осень».

Бой «восьмерка»

«Восьмерка» – это уже более сложный вид штриха. Как ясно из названия, он состоит из 8 ударов по струнам. На первый взгляд, его схема выглядит несколько сложной. Но, если послушаете аудиопример, то сразу поймете, как нужно играть этим способом.

Бой «четверка»

«Четверку» в среде музыкантов чаще всего называют чесом из-за последовательных движений вверх-вниз.

Это самый монотонный вид боя. Из-за своей специфичности он редко применяется на протяжении всей песни. Зато этот штрих незаменим во вступлениях, проигрышах и бриджах.

Например, им сыграно вступление песни «Кино» – «Звезда по имени солнце» и песня «Кукушка» в интерпретации Земфиры.

Блатной бой

Существует несколько разновидностей блатного боя. Самая популярная схема выглядит следующим образом:

Схема блатного боя

Суть этого штриха состоит в смене басовых струн, благодаря чему создается узнаваемое «блатное» звучание.

И, хотя играть блатным боем среди музыкантов считается моветоном, изучение этого штриха полезно для развития координации пальцев правой руки.

Бой Цоя

Этот вид гитарного чеса назван так из-за манеры игры на гитаре Виктора Цоя. В своих акустических выступлениях артист часто использовал этот штрих, имитируя звучание отсутствовавшей ритм-секции.

На самом деле этот способ звукоизвлечения использовали многие артисты русского рока в 80-х годах. Например, К. Кинчев («Завтра может быть поздно»), А. Башлачев («Поезд») и другие.

Бой Высоцкого

Эта вариация гитарного штриха была популярна в городской песне в середине 50-х – 60-х годах. Популяризовал этот вид в своих песнях В.С. Высоцкий, чье раннее творчество является классическим примером городской песни.

В более поздних произведениях Высоцкий стал комбинировать блатной штрих с «восьмеркой».

Испанский бой

Отличительной особенностью этой разновидности гитарного штриха является использование всех пальцев правой руки для удара по струнам. Вы как будто раскрываете веер. Получается, что каждая струна звучит не 1 раз, а 4.

Второй отличительной особенностью является исполнение 2 ударов (вверх-вниз) на каждую долю.

Испанский штрих – один из самых сложных. Он требует большой подвижности правой руки и развитого чувства ритма. В противном случае все извлекаемые звуки сливаются в кашу.

Бой Розенбаума

Стиль игры на гитаре Александра Розенбаума уходит корнями в городскую песню. Поэтому его манера исполнения похожа на блатной бой.

Игре этого артиста присущи глушение ладонью струн на сильной доле и акцентирование первой доли скользящим ударом большого пальца.

Самым ярким примером такого вида боя является песня «Вальс Бостон».

Не удивляйтесь, если у вас не получится сразу сыграть песни А. Розенбаума. Дело в том, что артист использовал другой гитарный строй, который называется open-G. Впрочем, в интернете вы можете найти много переложений для стандартного строя.

Бой регги

Это традиционный способ игры на гитаре в музыке регги. Его суть заключается в выделении слабой доли в такте. Удар по струнам на сильную долю глушится ладонью. Это главное правило этого вида гитарного боя. В остальном ритмический рисунок может меняться произвольным образом. Главное – делать акцент на слабой доле.

Бой кантри

Этот штрих – своеобразная комбинация «четверки» и блатного боя. Отличительный признак – чередующийся бас. В медленных песнях схема выглядит так: бас – текстура, бас – текстура.

В более быстрых композициях количество ударов по всем струнам может увеличиться до 2-3.

Вторая разновидность этого штриха выглядит следующим образом. На сильную долю вы играете 1 и 6 струны одновременно, затем 5 струну, а затем быстро бьете вверх-вниз по остальным струнам.

В классической манере кантри свои песни исполнял Джонни Кэш. Например, Ring of fire, Man in Black.

Вальсовый бой

Этот вид гитарного боя называется вальсовым, потому что играется в размере 3/4. А 3/4 – это размер, в котором исполняются вальсы.

Хотя, например, песня «Штиль» группы «Ария» тоже играется в трех четвертях.

Простейшая схема выглядит следующим образом: раз, раз-два, раз-два. Основной акцент делается на сильной первой доле.

При игре этим штрихом очень важно держать размер и не сбиваться. На первых порах считайте про себя доли.

Чеченский (кавказский) бой

Из-за своей ритмичности и акцентирования этот штрих очень похож на испанский.

Играть его нужно очень быстро, но при этом обязательно сохранять все акценты и длительности нот.

Кроме того, внимание нужно уделить и левой руке. Если вы слабо зажимаете струны, то вместо звонкого резкого звука, получите глухие короткие шлепки.

Отрабатывать штрих стоит отдельно от исполнения песен под метроном. Начинайте с темпа 60-70 ударов. Поначалу это может быть нудно. Но это вид штриха очень сильно разовьет скорость движения вашей правой руки и чувство ритма.

Полезные советы

  1. Пробуйте самостоятельно подбирать способ игры каждой песни. Ориентируйтесь на ее звучание и настроение. Например, для более размеренных балладных композиций лучше подходит «восьмерка». Для быстрых песен – «четверка» или «кантри».
  2. Помните, что любую песню можно сыграть «шестеркой». Это универсальный способ исполнить композицию, если у вас нет времени детально ее разобрать.
  3. Если вы предпочитаете играть пальцами, то лучше ставьте на гитару нейлоновые струны. Металлические тоже можно, но не больше 9 калибра. На более толстых металлических струнах удобнее играть медиатором. Это убережет ваши пальцы от травм.
  4. Если вы играете пальцами, то, чтобы не повредить их, старайтесь играть серединой ногтя. Также не стригите слишком сильно ногти на правой руке.
  5. Играйте кистью. Не нужно делать замах от плеча. Во-первых, это негативно сказывается на строе вашего инструмента. Во-вторых, рука быстрее устает. В-третьих, ваше звукоизвлечение будет хромать. Часть аккордов прозвучит громче, другая часть тише. Ваши движения должны быть экономными. Так вы будет держать все под своим контролем.
  6. Если вы играете медиатором, не пытайтесь «утопить» его в струнах. Играйте самым кончиком.
  7. Еще один совет про медиатор. Держите медиатор немного под углом, чтобы его острый край находился выше широкого основания. Этот прием улучшит ваше звукоизвлечение.
  8. Комбинируйте выученные виды боя, но используйте не более 2 на одну песню. Например, «восьмеркой» играйте куплет, а «шестеркой» – припев. Так композиция будет звучать более разнообразно.
  9. Модифицируйте ритмические рисунки. Добавляйте глушение струн правой и левой рукой. Увеличивайте количество ударов по струнам на один такт. Это добавит изюминки в исполнение даже самой обычной песни.
Читайте также:  Как сделать слой в фотошопе

Заключение

Несмотря на то, что гитарный чес является самым простым способом звукоизвлечения, некоторые его виды новичку будет освоить тяжело. Тем не менее, мы советуем вам проработать каждую схему.

Во-первых, это значительно обогатит ваш технический арсенал. А, во-вторых, изучение разных видов гитарного боя отлично развивает чувство ритма, а также технику и выносливость правой руки.

Игра на гитаре боем правой рукой

Те, кто только учится играть на гитаре часто спрашивают, как играть боем правой рукой? Каким боем играть ту или иную песню? Они хотят быстро и самостоятельно освоить аккомпанемент – и это по сути хорошо. Это первый шаг в освоении гитары, но когда-нибудь будет и второй, и третий. А пока. Вот наш неофициальный совет по любительскому исполнению песен.

Предисловие. Читать обязательно!

Данная статья не является ни уроком Академии Гитары, ни даже рекомендацией к обучению. В учебном курсе Академии Гитары аккомпанирование приемом разгеадо (а именно так называется то, что в любительской среде получило название “бой”) изучается во втором семестре, только после изучения важных подготовительных аспектов музыкальной теории и приобретения навыков практической игры на гитаре.

Однако мы видим, что на всех гитарных форумах вопросы про “бой” появляются с регулярной частотой. И это хорошо! Значит, люди хотят научиться играть на гитаре. Все начинают с песен, просто некоторые идут дальше и учатся играть по-настоящему. Но это бывает позже.

Плохо лишь, с нашей точки зрения, то, что в ответ на свой вопрос человек слышит, что играть на гитаре проще простого, вот есть “гитарный бой”, зажимаешь так аккорды, вот так бьешь по струнам – и все. Это либо объяснение такого же гитариста-любителя, недалеко ушедшего от примитивных аккордов, либо сознательная попытка не слишком затруднять себя обучением настоящей игре на гитаре.

Однако мы понимаем, что все равно будут находиться те, кто хочет освоить игру аккордами “с нуля”, и все равно будут те, кто скажет: “Это очень просто. Бери гитару и бей по струнам так. “

Поэтому мы и решили: если уж человек и захочет осваивать гитару сам, и сразу с игры “боем” на гитаре, пусть у него будет хотя бы толковое описание того, как можно научиться играть быстро, здесь и сейчас.

Что ж, отвлечемся от высокого искусства и вернемся к истокам – научимся играть на гитаре боем. Урок-факультатив по дворовому исполнению ваших любимых хитов начинается.

Виды боя и их обозначения

Техника игры ударами по струнам была выработана испанскими гитаристами; правильное название этого приема – “разгеадо”. Существует более 100 видов разгеадо, в развитии этого приема игры особо преуспела гитара фламенко. Техника игры разгеадо в классическом ее понимании используется так или иначе почти во всех стилях гитарной музыки.

Например, посмотрите, как использованы удары по струнам приемом разгеадо в превосходном переложении Вячеслава Шувалова музыки из фильма Пираты Карибского моря для фингер-стайл гитары!

Играет Вячеслав Шувалов:

Вы можете так же красиво, эффектно и виртуозно научиться играть на гитаре, если пройдете курс обучения в Национальной Академии Гитары!

Но если Вы пока хотите лишь прикоснуться к азам гитарного искусства и научиться гитарному аккомпанементу аккордовым боем, мы расскажем о том, что это такое и как он играется на гитаре.

Именно в любительской среде возник термин “игра боем”, или “гитарный бой”. Такое название получило исполнение, при котором правая рука ударяет сверху вниз или снизу вверх по всем или почти всем струнам одновременно. Удары по струнам делаются в определенном ритме. Левая рука при этом “ставит аккорды” на грифе, то есть прижимает струны так, чтобы, когда они звучат все вместе, получался какой-либо аккорд. Потом левая рука ставит следующий аккорд, а правая повторяет тот же “бой”, то есть тот же ритмический рисунок из ударов по струнам. Научиться этому не сложно даже тому, кто впервые взял гитару в руки.

Мы разберем только принцип игры правой рукой, и только один вид гитарного “боя”, один ритмический рисунок, которым можно сыграть аккомпанемент почти ко всем популярным песням.

Пример ритма в формате mp3: здесь (142 кБ)

Для этого нам нужно будет освоить три отдельных движения правой рукой:

– удар сверху вниз по струнам
– удар сверху вниз с глушением
– удар снизу вверх по струнам

Почему удар сверху вниз обозначили стрелкой вверх? Струны гитары принято изображать в “перевернутом” виде, верхняя струна (шестая, самая толстая) снизу, а нижняя (первая) – сверху. Гитарист, когда держит гитару в руках, или если положит ее на колени, видит ее именно таким образом. Поэтому на рисунках нарисованы шесть “перевернутых” струн гитары, и направление удара по ним. Кстати, аналогично расположены ноты на нотном стане: низкие – внизу, высокие – вверху.

Удар по струнам сверху-вниз

Удар сверху вниз по струнам может исполняться и одним, и несколькими пальцами правой руки. Кисть начинает движение над шестой струной. Старайтесь извлекать звук в основном за счет поворота кисти: в момент соприкосновения с шестой струной кисть слегка отклонена вверх, а после “удара” по струнам направлена вертикально вниз. Рука (предплечье) также движется вниз, помогая извлекать звук, локоть неподвижен.

Удар по струнам сверху-вниз с глушением

Удар сверху вниз по струнам с глушением делается аналогично, только сразу после удара по струнам нужно прижать их ладонью. Движение кистью такое же, как в прошлый раз, в начале звукоизвлечения кисть слегка отклоняется вверх, потом пальцы скользят вниз по струнам, кисть разворачивается вниз и одновременно вы опускаете кисть на струны, практически не давая им звучать. Обратите внимание на положение кисти после удара:

Удар по струнам сниз-вверх

Удар снизу вверх – это даже не удар. Вы возвращаете кисть на место, одновременно проводя подушечками пальцев снизу вверх по струнам. Палец как бы “гладит” струны, двигаясь вверх. При этом все же постарайтесь, чтобы фаланга пальца при скольжении стояла перпендикулярно струнам (или как можно ближе к этому положению), тогда звук будет более акцентированным. При движении вверх не пытайтесь скользить по всем шести струнам, 3-4 нижних струны будет достаточно.

Пример игры боем и его запись

Теперь переходим собственно к “игре боем”. Давайте рассмотрим как пример одну схему боя.

Сам ритмический рисунок можно услышать в звуковом файле MP3 (это та же ссылка, что и выше), или вот в этом midi . Не обращайте внимания на конкретные аккорды и ноты, важно уловить сам ритм.

А вот как его играть:

На нашей схеме темно-красные точки снизу грифа – это т.н. “тики”, четвертые ноты. Если вы будете отбивать темп ногой, или используете метроном, то каждая точка – это удар метронома или ноги.

Получается такой ритм: вниз – (пауза) – вниз c глушением – вверх – (пауза) – вверх – вниз c глушением – вверх.

Дальше повторяем тот же ритм.

Как я уже писал, с помощью такого нехитрого приема можно сыграть аккомпанемент для большинства песен. Варьируйте ритмический рисунок для разных произведений, попробуйте не глушить струны – получится еще один вариант боя. Попробуйте делать удар вниз большим пальцем, а вверх не “бить” по струнам, а извлекать звук классическим способом, цепляя струны пальцами. Вариантов много. Но все схемы боя построены, в принципе, всего на трех движениях: удар вниз, удар вверх и глушение.

Предвосхищая вопрос о том, каким “боем” играется такая-то песня, отвечаю.

Профессиональные гитаристы и музыканты на концертах и в альбомах не играют “боем”; по крайней мере не играют так, как играют аккомпанемент любители, то есть ударяя по струнам гитары от начала композиции и до ее конца.

Да, многие любят изображать игру на гитаре на сцене, размашисто пролетая по струнам правой рукой, но в большинстве случаев это игра на публику. Звук от такого “аккомпанемента” вообще может быть вырезан или очень сильно ослаблен. Послушайте внимательно записи, и в большинстве случаев вы не услышите гитарного “боя”. А если и услышите, то скорее всего это будет ритмический рисунок, который играется на электроаккустической (реже электро-) гитаре с сильным глушением; в результате от гитары слышен лишь “хрустящий”, отрывистый металлический звук ударяемых струн, но не звук самой гитары.

Поэтому на вопрос, каким вариантом гитарного “боя” играть ту или иную песню, ответ простой: слушайте ритм песни, придумывайте “бой” с похожим ритмическим рисунком. Это если хотите сыграть хоть как-то. А если хотите играть хорошо – учитесь музыке, научитесь настоящему гитарному искусству !

15 основных понятий и техник игры на акустической гитаре

Для большинства из нас акустическая гитара стала настоящим проводником в увлекательный мир гитар и музыки в целом. Многие молодые музыканты сначала некоторое время учатся на акустике, а потом покупают более дорогие электрогитару и усилитель, пока другие становятся поклонниками акустической гитары на всю жизнь. В любом случае, познание основ игры на акустике может быть очень полезным. Ниже описаны 15 ключевых терминов и техник игры на гитаре, которые первым делом понадобятся новичкам.

1. Бой

Игра боем – это основа основ, то, чему нужно учиться с самого начала. Играть боем – значит ударять медиатором или пальцами сразу по всем струнам одновременно для получения полного звука, который отлично подходит для ритм-партий. Чтобы сыграть аккорд, зажмите струны на правильных ладах, а другой рукой ударяйте по струнам.

Наиболее распространённый вид боя – удар медиатором вниз. Ударяйте по струнам так, чтобы ваша рука двигалась вниз к полу. Когда ваша рука возвращается в исходную позицию наверх, струны можно тоже задействовать. В большинстве случаев под игрой боем подразумевается чередование ударов по струнам вниз и вверх.

2. Синкопированный бой

Теперь, когда вы освоили обычный бой, перейдём к следующему шагу. Синкопированные звуки – это то, что частенько ставит гитаристов новичков в тупик, особенно тех, кто не интересуется музыкальной теорией. Однако здесь нет ничего сложного. Касаемо гитары, синкопа – это игра, при которой доминируют удары по струнам по направлению вверх.

Читайте также:  Как печатать книги

Как уже упоминалось, игра боем обычно представляет из себя чередование ударов по струнам по направлению вниз и вверх. В большинстве песен вы ударяете по струнам вниз на сильной доле, а вверх – на слабой (то есть на подготовительном моменте к сильной доле).

Во время синкопированного боя игра по направлению вверх либо громче игры вниз, либо некоторые удары вниз пропускаются. Таким образом, в исполняемой композиции получается чередование между игрой с сильной доли и игрой со слабой доли.

3. Смена аккордов

Одной из первых вещей, которой следует научиться начинающему гитаристу, является смена аккордов. Для многих людей, не умеющих играть, перейти с открытого аккорда G на открытый аккорд C является настоящей проблемой. Самым эффективным способом отработки смены аккордов является многократное повторение движения. Поэтому следует выделить некоторое время для ежедневных тренировок.

Есть несколько советов, которые помогут вам быстрее научиться переходить с одного аккорда на другой. Для любого аккорда важной составляющей является правильная постановка пальцев. Это гарантирует оптимальное положение пальцев для быстрого перехода на другой аккорд. Если, ставя аккорд, вы зажимаете струны не теми пальцами, какими положено, это создаст вам много проблем в дальнейшем.

4. Арпеджо

Арпеджо – это когда вы играете отдельные ноты аккорда одну за другой, а не вместе, как в игре боем. Это способствует тому, что при зажиме всего одного аккорда получается довольно эффектная и сочная игра. Для примера послушайте знаменитые треки, в которых очень много арпеджо: “House Of The Rising Sun” от коллектива The Animals или “Stairway To Heaven” от Led Zeppelin.

5. Перебор

Перебор – это когда для игры вы используете свои пальцы, вместо того чтобы играть с помощью обычного пластикового медиатора. Такой стиль позволяет создавать сложные и интересные комбинации звуков, используя при этом простейшие аккорды. Искусство заключается в том, чтобы выбрать порядок пальцев во время перебора.

К счастью, есть метод, с помощью которого весь процесс игры перебором можно существенно упростить. Большим пальцем следует играть все ноты на шестой, пятой и четвёртой струнах. Независимо от того, какой аккорд вы зажали, большой палец всегда должен отвечать только за эти струны. Указательным, средним и безымянным пальцами вы перебираете оставшиеся третью, вторую и первую струны соответственно.

Это отличный способ научиться играть перебором. Именно таким образом вы будете играть в 90 процентах случаев использования стиля «Перебор». Если вы хотите овладеть этим стилем в совершенстве, учитесь у таких мастеров, как Jeff Beck и Mark Knopfler.

6. Натуральные гармоники

Всякий раз, когда вы играете какую-либо ноту на гитаре, вы слышите определённую высоту тона – звук, который можно идентифицировать с той или иной нотой. Гармоника – это часть звуковой волны, которую генерирует каждая нота. Все ноты производят серии едва заметных отклонений от основного тона, которые называются обертонами, потому что они выше основного тона. Поэтому гармоникой называется основной тон плюс обертоны.

Знайте, что гармоники можно использовать в своём музыкальном творчестве в качестве творческого приёма. Самым простым способом извлечения обертона является флажолет.

Слегка коснитесь пальцем любой струны прямо над порожком двенадцатого лада и дёрните её. Только не давите на струну, а просто касайтесь. Таким образом вы извлечёте обертон в виде глуховатого звука, отдалённо напоминающего тембр флейты.

Тот же приём можно использовать на пятом и седьмом ладах.

7. Баррэ

Баррэ – это приём игры на гитаре, когда указательный палец зажимает две и более струн на одном ладу одновременно. Научившись ставить баррэ, вы сможете быстро выучить множество аккордов, просто передвигая руку с поставленными в одной и той же позиции пальцами по грифу, не меняя постановку. В то же время эти движения могут стать серьёзным вызовом для начинающего гитариста, поскольку такие манипуляции требуют, чтобы левая рука была развита.

На практике, чтобы освоить этот приём и уверенно ставить баррэ, большинству новичков требуется несколько месяцев. Вам следует принять этот факт и не унывать, когда сперва ничего не будет получаться. Полное баррэ также можно построить, используя частичные баррэ, когда надо зажимать две или три струны вместо шести. Песня Джека Джонсона “Flake” является отличным примером, с которого можно начать обучение этому приёму.

8. Частичное баррэ

Большинство гитаристов поначалу испытывает трудности с полным баррэ, потому что необходимо время на разработку руки, чтобы смочь зажимать указательным пальцем все шесть струн. Вы можете немного облегчить себе жизнь, играя частичные баррэ, то есть зажимая две или три струны, а не шесть.

Частичные баррэ помогут вам привыкнуть к зажиманию нескольких струн одновременно. Позже вы сможете перейти уже к полноценному баррэ.

9. Настройка гитары

Одной из главных вещей, которой нужно научиться новичку, является настройка инструмента. Настройка подразумевает регулирование натяжения струн вашей гитары при помощи колков, чтобы каждая давала верную ноту. Если ваша гитара не настроена, всё, что вы играете, будет звучать ужасно, даже при условии, что вы идеально ставите все аккорды. Просто каждая отдельная струна будет выдавать не ту ноту.

В идеале хорошо бы приобрести электронный тюнер, с помощью которого вы сможете настроить инструмент с большой точностью.

Строй Drop D, пожалуй, является наиболее простым гитарным строем, отличным от стандартного. Гитаристы используют его для того, чтобы разнообразить своё творчество и воплотить те или иные музыкальные идеи. От обычного строя Drop D отличается тем, что шестая струна понижается на один тон – с E на D. Такой строй хорошо подходит, если вам часто требуется играть power-аккорды, характерные для стилей хард-рок и хеви-метал.

10. Тактовые размеры 4/4 и 3/4

Практически вся рок- и поп-музыка играется в размере 4/4. Это означает, что музыкальное пульсирование повторяется группами по четыре доли, и, чтобы держать ритм, следует постоянно считать до четырёх. Мы не будем здесь слишком глубоко уходить в теорию музыки. Этого и не нужно, большинство людей легко понимают размер 4/4 на слух. Например, на концертах зрители сами начинают хлопать вместе с песней в 4/4. Это действительно очень распространённый тактовый размер.

Однако 4/4 – не единственный существующий тактовый размер. Довольно популярным размером также является 3/4. Он похож на 4/4, но пульсация идёт в группах по три ноты, то есть следует считать до трёх. Таким образом, цифра “3” в 3/4 говорит, что нужно считать до трёх, а “4” в 3/4 говорит о том, что надо играть четвертные ноты. То есть в размере 3/4 требуется три раза сыграть четвертную ноту.

Понимаем, что в теории это звучит суховато, но правда в том, что для гитаристов это открывает целый ряд отличных шаблонов игры. В качестве примера послушайте песню The Beatles “Lucy in the Sky With Diamonds” – она играется в 3/4.

11. Тактовый размер 6/8

Очень важной вещью, которой следует научиться новичку, является умение играть на гитаре в разных размерах. Тактовый размер даёт основную информацию о ритме музыки, каждый размер имеет свой собственный ритмический рисунок.

6/8 очень сильно отличается от 4/4, но определяется по тем же правилам. Верхняя цифра говорит о том, что в каждом такте надо сыграть 6 нот, а нижняя говорит, какой длительности эти ноты. В данном случае это восьмые. То есть восьмых нот надо сыграть шесть раз в каждом такте. Чтобы сыграть в 6/8, зажмите любой аккорд, считайте до шести и ударяйте по струнам по направлению вниз на каждый счёт.

Часто в 6/8 первая и четвёртая доля играется немного громче остальных. Это может помочь вам почувствовать ритм 6/8. Для примера послушайте песню “Golden Brown” группы The Stranglers, которая играется в 6/8.

12. Мелодический перебор

Найдите несколько простых мелодий, которые можно играть перебором. Это полезно, особенно если вы ещё не достаточно развили руку, чтобы ставить аккорды и быстро менять их. Мелодии часто бывают простенькими, но некоторые действительно сложные, они развиваются и расширяются на протяжении композиции.

Когда дело доходит до игры мелодии перебором на гитаре, лучше всего использовать указательный и средний пальцы. У большинства людей это самые сильные и ловкие пальцы, они обеспечивают оптимальный контроль. Играя указательным и средним пальцами, вы можете развить большую скорость. Игра гитариста Andy Fairweather Low в песне Эрика Клэптона “Tears In Heaven” является отличным примером игры пальцами.

13. Стаккато

Стаккато – это приём игры на гитаре, характеризующийся отрывистой игрой, звуки отделяются друг от друга короткими паузами. На нотном листе стаккато обозначается точками над или под нотами у их головок. Существует два основных способа игры в стиле стаккато на гитаре: глушение правой рукой и глушение левой рукой (здесь и ниже говорим о гитаристах-правшах). Оба способа подразумевают глушение струн сразу после удара по ним.

В первом случае нужно глушить струны правой ударной рукой, положив её на струны возле бриджа. Во втором случае, чтобы заглушить струны левой рукой, просто перестаньте зажимать аккорд, при этом сохраняя контакт со струнами.

Стаккато – это не какая-нибудь гламурная техника, но важная часть вашего стиля игры. Много отличных песен было сделано с использованием стаккато. “London Calling” группы The Clash полностью играется в стаккато, Синистер Гейтс добавляет стаккато к перебору во вступлении к “Buried Alive”, BB King использует этот приём для акцентирования своего экспрессивного стиля.

Ещё хороший способ для создания эффекта стаккато – глушить струны правой рукой прямо возле самого бриджа. Это двухступенчатый процесс: удар по струнам, глушение. Несколько круговое бьющее по струнам движение идёт главным образом от запястья и лишь немного от локтя.

14. Открытые аккорды

Открытые аккорды – это одна из первых вещей, которой учатся начинающие гитаристы. Они называются открытыми, так как включают незажатые (открытые) струны. C, A, E и D являются, наверное, самыми распространёнными из них. После того, как вы освоите эти аккорды, можно приступать к более сложным звукам.

15. Ведение басовой линии

Ведение басовой линии относится к типу игры боем, когда на одном аккорде вы играете несколько разных нот на шестой, пятой, четвёртой струнах. Приём часто используется в кантри-музыке, хотя также распространён и в других стилях.

Есть несколько способов, чтобы сделать альтернативную басовую линию. Самый простой метод – по очереди играть две самые низкие ноты аккорда. Это гарантирует то, что все ноты аккорда будут сыграны. В аккорде A лучше всего чередовать открытую пятую струну (ноту Ля) и открытую шестую струну (ноту Ми). Потренируйтесь вести басовую линию на этом аккорде, это проще всего.

Оцените статью
Добавить комментарий