Как быстро выучить с ребенком алфавит

Содержание

Как выучить буквы и алфавит с ребенком 3-6 лет

Хотите узнать о самом эффективном способе научить ребенка буквам и выучить алфавит в кратчайший срок? С нашими рекомендациями вам не составит труда научить ребенка алфавиту в 3-6 лет. Всего за месяц коротких занятий вы сможете выучить с ребенком гласные и согласные звуки и начать читать.

www.fullhdoboi.ru

Зачем учить ребенка алфавиту

Прежде чем познакомить ребенка с буквами русского алфавита, ответьте себе на вопрос, ЗАЧЕМ вы хотите это сделать именно сейчас. Вашему малышу 5 или 6 лет и вы хотите подготовить его к школе? Ему 2 года и вы хотите похвастаться успехами маленького гения перед знакомыми и родственниками? Малышу 3 года и вы хотите всеми доступными вам способами «вложить в него максимум», чтобы не упустить оптимальный момент для всестороннего развития? Что?

Безусловно, можно научить ребенка алфавиту в любом возрасте. Вы можете показывать карточки с буквами уже с пеленок, но… Давайте отбросим в сторону родительские амбиции и сфокусируемся на объекте — ребенке. Для чего ему знать буквы? Правильно, чтобы читать! А вы уверены, что прямо сейчас он ГОТОВ постигать азы чтения? Почитайте, какие условия необходимы для того, чтобы научить ребенка читать в наших статьях и только после этого примите правильное решение:

Любые знания должны находить применение на практике. Вы должны четко понимать, что за изучением букв и алфавита идет обучение ребенка чтению. Иначе нет смысла, есть куча других эффективных способов развить память, мышление, речь. Не обязательно для этого учить буквы с полуторагодовалым малюпасом, который еще не в состоянии их правильно произнести. Если вы слишком рано начнете знакомство с алфавитом, высока вероятность, что ребенок просто забудет буквы к тому моменту, когда будет готов осваивать чтение. Или второй, более «страшный» момент. Выучив «бэ», «вэ», «дэ», ребенок не сможет читать, ведь при чтении работают другие правила. Чтобы сливать слоги и превращать их в слова, нужно произносить звуки совсем не так. Переучивать всегда сложнее. Будьте аккуратны с выбором говорящих игрушек и книг: там не всегда правильно произносят буквы!

happymama.ru

Само по себе знание алфавита ничего не даст малышу. Он просто зазубрит его как песенку или стишок, но это не научит его читать. Поэтому оставьте изучение алфавита для детей 5-6 лет, которым он понадобится в школе, а с малышами просто учите буквы, не придерживаясь алфавитной последовательности.

  • Алфавит — это не просто все буквы, это буквы в ОПРЕДЕЛЕННОЙ последовательности.
  • Алфавит — это база любого языка.
  • Алфавит — это ключ ко всем словарям, справочникам, энциклопедиям и пр. документам, где важен порядок и систематизация.
  • Знание алфавита экономит время.

Учим буквы: с чего начинать

В какой последовательности учить буквы? Нужно ли учить алфавит? Начинать с гласных или согласных?

Давайте четко, итак:

1. Не нужно учить буквы в алфавитном порядке.

2. Не учите буквы вперемешку: то гласные, то согласные.

3. Первыми выучите с ребенком 10 букв, обозначающих гласные звуки.

О том, как выучить 10 гласных за 5 занятий мы подробно писали. Методика действительно очень эффективная и простая. Справится любая мама.

4. Согласные лучше учить после гласных.

5. Называйте звуки, а не то, как буква произносится в алфавите.

Почему важно хорошо выучить 10 гласных?

Как показывает практика, плохо читающие дети запинаются, потому, что забывают, как читаются гласные. Чтобы ребенок не «спотыкался» во время чтения, не торопитесь, изучая буквы. Уделите внимание на начальном этапе именно гласным: как произносятся, как выглядят на письме. И только после этого переходите к согласным.

Как научить ребенка алфавиту в 3-4 года

Если вы решили учить ребенка буквам в 3 года, помните, что ничего нельзя делать через силу, только игры, только занимательные упражнения и НИКАКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ. Эти рекомендации актуальны для любого возраста, ведь вы не хотите выработать нежелание учиться и ходить в школу в дальнейшем.

  • Не ждите, что ребенок сразу запомнит много букв. Не преследуйте цель выучить весь алфавит, на это потребуется время.
  • Два раза в неделю давайте ребенку новый материал, а в остальные дни повторяйте и закрепляйте пройденное.
  • С ребенком 3-4 лет достаточно заниматься 2-7 минут в день.
  • Учите гласные парами, так ребенку будет легче запомнить: А — Я, О — Ё, У- Ю, Ы — И, Э — Е.
  • Прежде, чем знакомить ребенка с согласными и приступать к обучению чтению, убедитесь, что знание всех гласных доведено до автоматизма.

Как выучить согласные: игровая методика

Согласных гораздо больше, чем гласных. На их изучение потребуется больше терпения, сил и времени. Но все получится, если четко следовать рекомендациям и не торопиться.

Приготовьте таблица. Каждая таблица состоит из шести строк. В верхней строке напишите или напечатайте синим цветом твердые согласные, зеленым — мягкие. В остальных строчках напишите короткие открытые слоги.

ББ Ь
Б АБ Я
Б ОБ Ё
Б УБ Ю
Б ЫБ И
Б ЭБ Е
ВВ Ь
В АВ Я
В ОВ Ё
В УВ Ю
В ЫВ И
В ЭВ Е
ГГ Ь
Г АГ Я
Г ОГ Ё
Г УГ Ю
Г ЫГ И
Г ЭГ Е
ДД Ь
Д АД Я
Д ОД Ё
Д УД Ю
Д ЫД И
Д ЭД Е
ЗЗ Ь
З АЗ Я
З ОЗ Ё
З УЗ Ю
З ЫЗ И
З ЭЗ Е
ЛЛ Ь
Л АЛ Я
Л ОЛ Ё
Л УЛ Ю
Л ЫЛ И
Л ЭЛ Е
  • Вместе с ребенком пропойте песенки гласных звуков: грубым низким голосом А, О, У, Ы, Э и высоким тонким голосочком Я, Ё, Ю, И, Е.
  • Четко произнесите согласные в верхней строке таблицы. На каждом занятии работайте с 6 таблицами.

ВАЖНО! Следите, чтобы ребенок и вы сами произносили согласные чисто, чтобы после них не слышались посторонние гласные Ы или И. Если ребенок привыкнет говорить Ды, Сы вместо чистых звуков Д, С, то и читать он будет неправильно.
Сложней всего произносить чистые звуки Б, В, Г, Д; БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ. Остальные легче, особенно глухие.
Научить ребенка правильно произносить З и ЗЬ, например, очень просто. Спросите ребенка: «Как большой комар гудит? З-З-З. Нет, не Зы, а З-З-З! Комар не умеет говорить Зы, он делает З-З-З. А как маленький комарик гудит? ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ. Комарик не умеет говорить Зи, он делает ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ. Вот так мы и называем эти буковки: З-З-З и ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ«.

  • Точно так же пропойте слоги, как вы делали это с гласными.
  • Покажите ребенку в таблицах букву Ь и скажите, что она называется «мягкий знак». Время от времени напоминайте ему ее название.

Буква Ь не обозначает звука, а лишь УКАЗЫВАЕТ на мягкость согласного.

  • На отдельной карточке напишите Й. Назовите, как этот звук звучит. Приведите примеры слов, которые начинаются на этот звук: йод, йогурт, йог.

Само название буквы «И краткое» ребенок узнает позже, когда будет учить алфавит. Время от времени напоминайте ребенку об этой букве, ПРОИЗНОСЯ ЕЕ ЗВУКОМ.

  • По несколько раз в день возвращайтесь к этим таблицам и пропевайте вместе с ребенком склады. Делайте это регулярно.
  • Когда увидите, что ребенок все делает правильно, замените 2 таблицы двумя новыми.
ММЬ
МАМЯ
МОМЁ
МУМЮ
МЫМИ
МЭМЕ
ННЬ
НАНЯ
НОНЁ
НУНЮ
НЫНИ
НЭНЕ

Методика такая же. Пропевайте все 6 таблиц ежедневно вместе с ребенком. В результате — ребенок повторит старые и выучит 2 новых буквы.

  • Снова замените 2 таблицы двумя новыми и т.д.

Если вы будете придерживаться плана «2 раза в неделю новое, в остальные дни повторяем», ваш ребенок выучит 32 буквы русского алфавита за месяц. С Ъ вы познакомите ребенка позже, когда он начнет читать и встретит эту букву в словах.

ВАЖНО! В русском языке есть звуки и склады-близнецы: Ж-ЖЬ, ЖО-ЖЁ, Ш-ШЬ, ШО-ШЁ, Ч-ЧЬ, ЧО-ЧЁ, Щ-ЩЬ, ЩО-ЩЁ, ЦЫ-ЦИ. Пишутся они по-разному, но звучат одинаково! Обязательно обратите на это внимание ребенка.

Как научить ребенка алфавиту в 5-6 лет

Возраст 5-6 лет наиболее оптимальный для изучения алфавита и начала обучения чтению. Лучше, когда в школу ребенок пойдет подготовленным. ВАЖНО только готовить его грамотно, чтобы учителю не пришлось переучивать, а ребенку — страдать из-за неумелых действий родителей или сердобольной бабушки, которая хотела «как лучше».

Читайте также:  Как разбить ячейку

Все те же приемы, что были подробно описаны для обучения алфавиту детей 3-4 лет применимы и с дошкольниками 5-6 лет.

Если ваш ребенок уже знает часть букв, вы можете немного ускорить процесс: учить и повторять гласные одновременно с согласными. Параллельно можно учиться читать по слогам.

Самое важное в этом возрасте — обращать внимание на ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ. При необходимости обратитесь к логопеду, чтобы помог поставить правильные звуки, ведь от этого напрямую зависит успех в обучении в школе.

Частая проблема в этом возрасте — звук Р. Вы можете поработать с ребенком самостоятельно, регулярно выполняя специальные упражнения.

Уважаемые читатели! Поделитесь в комментариях своим опытом и мнением, как научить ребенка алфавиту.

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

  • Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
  • Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
  • Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
  • Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
  • Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
  • Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
  • Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+

Как выучить алфавит с ребенком

Разговоры в песочнице или в «родительском чате» детского сада часто заставляют нас паниковать. «А, мой уже читает!», «мы уже знаем все буквы». Если ребенок пока интересуется только окружающим миром и куличиками в песочнице, молодые родители часто начинают паниковать. Как выучить алфавит с ребенком, а, главное, стоит ли это делать, если ребенок активно сопротивляется — в нашем материале.

Когда начинать учить алфавит

Развитие ребенка делится на несколько этапов. В определенном возрасте малышу важна только близость с мамой, дальше он узнает новые тактильные ощущения, потом пробует мир на вкус и родителям приходится следить, как бы он не съел ничего запретного, но, чем ближе школа, тем больше волнения — не пора ли учить алфавит?

Первое, что надо сделать — выяснить, готов ли к этому ребенок? Проявляет ли он интерес? Заглядывает ли в вашу книгу или убегает, как только вы зовете его: «пойдем, покажу, как пишется буква А»? У кого-то этот интерес просыпается уже к 3-4 годам, а кто-то будет готов только к школьному возрасту. Ведь раньше читать учили в школе.

Одним из основных препятствий на пути к чтению, как это ни странно, является слишком раннее развитие. Наше время – время амбиций, время соревнования. Чем раньше начнешь, тем больше успеешь – так кажется многим родителям. И они прикладывают много усилий, с рождения занимаясь с ребенком по развивающим методикам, показывают им карточки, кубики, развивая отдельные способности ребенка, что часто идет в ущерб другим, позабытым, «непрестижным» и приводит в конечном итоге к неравномерному развитию, к очень неустойчиому фундаменту его знаний и навыков.

К двум годам некоторые дети уже знают весь алфавит, чем родители очень гордятся, и оказываются немало разочарованы, когда потом оказывается, что ребенок все позабыл. В 3-4 года родители пытаются научить некоторых карапузов читать, ведь есть же дети, которые читают в 4 года, значит и наш может… Очень хочется, чтобы ребенок выделялся среди сверстников интеллектом и навыками.

В этой гонке мы часто забываем о том, что все дети разные. Физиологически большинство из них не готовы учиться читать раньше, чем в 5-6 лет, не созревают еще механизмы мозга, которые позволяют складывать буквы в слова. И часто ребенок здесь оказывается в ситуации неуспеха, когда он просто не может выполнить то, что от него требуют родители. Кроме того, в этот момент часто начинается давление на ребенка. Его ругают за то, что он не хочет читать или покупают его усилия («прочтешь абзац – дам конфетку»). Бывает, что за чтение ребенку приходится «расплачиваться» подробным отчетом – понял ли он прочитанное, запомнил ли.

Не стоит настаивать, если ребенок пока не готов к тому, чтобы начать учить алфавит. Предлагайте ему новое занятие постепенно с уважением и терпением.

Как выучить буквы: с чего начать

Наши советы — это несколько простых решений, как выучить алфавит с ребенком.

  1. Заинтересуйте ребенка.
  2. Играйте с буквами.
  3. Развивайте мелкую моторику.
  4. Займитесь творчеством.

Как выучить алфавит с ребенком? Заинтересовать его! Вы читаете малышу любимую сказку, он удивляется — как выделаете это? Мимоходом можно показывать ему буквы и слова. Первая буква имени ребенка, А, Б и В — это те буквы, которые даются лучше всего. Можно потихоньку начать выделять их в тексте, обращать на них внимание ребенка, поначалу не требуя «строгих отчетов» — запомнил ли?

Играть с буквами — это здорово. Буквы, нарисованные на кубиках или магнитная доска, карточки с буквами и картинками, плюшевые буквы… Вариантов много. Пусть буквы станут героями ваших игр и сказочных историй. Истории — это то, что нравится и детям и взрослым. Малышам проще запоминать информацию в игре.

Складывайте буквы из пуговиц, камушков, бусин и других мелких предметов. Это поможет не только развивать моторику, но и запоминать новую информацию.

Рисуйте буквы пальчиковыми красками, выводите букву пальчиком ребенка, лепите из пластилина. Это укрепит вашу связь с ребенком и познакомит его с буквами.

Как выучить алфавит

Алфавит с ребенком учат по одной букве

  • Не стоит перегружать ребенка новой информацией, иначе в дальнейшем у него появится отвращение к учебе, к удивительному процессу познания. Когда ребенок уже знаком с буквами, можно попробовать начать выкладывать их в алфавитном порядке, попытаться складывать слова. Все это опять же подается в форме игры.
  • Психологи советуют игру в «мешочек», когда ребенок достает буквы из мешочка, называет их и пробует разложить в алфавитном порядке.
  • Запомнить алфавит проще под музыку. Вы можете вместе слушать детские песни про алфавит.

  • Многие программы в телефоне помогают детям учить алфавит. Много времени со смартфоном проводить все же не стоит, но полчаса в день с обучающей программой не навредит.

Как выбрать букварь

  • Если порядок букв в Азбуке строго соответствует алфавиту, то букварь учит главному — соединять буквы, которые ребенок уже знает, в слова. На первом месте по популярности в списке современных букварей уверенно держится «Букварь» Н. С. Жуковой. Этот букварь направлен на решение и предотвращение логопедических проблем. Дети учат буквы от звука к слову, постепенно вводятся слоги.
  • Если у малыша есть трудности в произношении, есть и другой хороший вариант, написанный логопедом «Мой букварь: книга для обучения дошкольников чтению» Н.В. Нищевой с авторской методикой. Простые и знакомые звуки для малыша постепенно облекаются в буквы с учетом возрастного развития речи ребенка, а также с учетом особенностей детей, у которых есть сложности с произношением.
  • Самостоятельность в чтении помогает развить «Букварь; пособие по обучению чтению детей» Е.И. Соколовой. Он написан педагогом-методистом детского сада с большим опытом работы.
  • Для творческих детей есть красочный «Букварь» Д.И. и Е.Н. Тихомировых. Дидактический материал этого букваря очень яркий и интересный. Если ребенку скучно учить буквы — это отличный вариант.
  • Главное помнить, что обучение буквам и алфавиту — это интересный и спокойный процесс, где не должно быть принуждения и страха. Мы учим детей читать, чтобы познакомить их с удивительным миром книг, чтобы они могли радоваться миру и перенимать опыт, знания других людей.

Есть такая проблема – страх перед книгой. Первый раз, когда он возникает, это в момент перехода от книги с картинками к той, в которой много букв. В этот период не важно, какую книгу первой «заглотит» ребенок, главное, чтобы совершился этот переход, — пишет Оксана Вениаминовна Смирнова, учитель литературы Православной Свято-Петровской школы («Традиционной гимназии»).

Как быстро научить ребенка алфавиту

Зачем учить ребенка алфавиту в домашних условиях

Прежде чем начинать регулярные занятия с ребенком, определитесь, зачем ему знать алфавит именно сейчас. Если вы хотите похвастаться перед родственниками или друзьями, заставить ребенка знать как можно больше уже сейчас, то лучше забудьте об этом. Дождитесь момента, когда малыш сам не изъявит желание учиться. Помните, что фокусироваться нужно на ребенке, на его желаниях и потребностях, а уже потом – на себе.

Если вы видите, что малыш достаточно любознательный и сам изъявляет желание выучить алфавит, можно начинать занятия. Но помните, что любые знания должны закрепляться на практике. То есть, после обучения алфавиту необходимо учить слоги, а затем – закреплять усвоенный материал при чтении. Это дело не одного дня, и если вы готовы к этому, можно приступать.

Учить ребенка алфавиту стоит только в двух случаях: если он сам стремится к этому или пришла пора готовиться к школе. В современных учебных заведениях дети должны знать буквы и уметь сносно читать уже к началу обучения в первом классе – такова система образования. Если малыш не обладает соответствующими навыками, ему будет тяжело и в учении, и в общении со сверстниками.

Как научить ребенка алфавиту быстро и правильно

Как показывает практика, не лучшая идея – осваивать с ребенком буквы в алфавитном порядке. Также часто дети не могут правильно читать из-за незнания произношения гласных звуков, поэтому именно с них стоит начать обучение.

  • выучите 10 гласных букв, а затем приступайте к изучению согласных;
  • учите звуки, а не буквы – то есть сразу заучивайте, как звучит та или иная буква при чтении.

Изучайте по одной букве за одно занятие. Покажите ребенку, как выглядит эта буква на письме, подготовьте карточки с картинками и словами, в которых встречается эта буква. Переходите к изучению следующей буквы только после полного усвоения предыдущей. И помните, что ребенку трудно усидеть на одном месте долго, поэтому занятие не должно длиться дольше 20 минут.

3-й год жизни: стоит ли обучать ребенка русскому алфавиту

Если малышу исполнился только третий год, не торопитесь обучать его алфавиту – до школы еще много времени. Начинать обучение стоит только тогда, когда малыш сам захочет этого, причем делать это нужно в игровой форме без какого-либо принуждения. Не забывайте о следующих моментах:

  • не ожидайте от малыша немедленного изучения большого количества букв, ему нужно время;
  • новые буквы следует учить не чаще 2 раз в неделю. В остальные дни стоит только закреплять уже пройденный материал;
  • если малышу только 3 года, не занимайтесь с ним дольше 5–7 минут в сутки;
  • ребенок лучше запоминает, если изучает гласные звуки парами: А-Я, У-Ю, Э-Е и т.д.
Читайте также:  Как поменять пароль своей страницы

Не переходите к изучению согласных, пока не убедитесь, что ребенок полностью освоил гласные звуки. И помните, что в этом возрасте ребенок мыслит образами, поэтому запаситесь множеством картинок, игрушек и ярких книг.

Как научить алфавиту ребенка, которому 4-й год

В 4 года с ребенком выучить алфавит легче, потому что к этому моменту он уже может воспринимать и анализировать абстрактную информацию. В этом случае также лучше начинать обучение с гласных букв, но к картинкам и игрушкам уже можно добавить компьютерные и настольные игры, кубики с буквами, пазлы и магнитную азбуку.

Обучение 5-летнего ребенка

Алфавит для ребенка 5-и лет – это уже не игра, а основа чтения. Скоро он станет учеником первого класса, где от детей требуется умение читать, хотя бы по слогам.

В целом, система обучения ребенка этого возраста не отличается от 3-летнего, но некоторые рекомендации желательно учитывать:

  • Объясните ребенку, зачем ему нужен алфавит. При этом не пугайте его экзаменами и тестами, которые его ожидают в школе. Лучше расскажите, как это хорошо – уметь читать любимые книги самостоятельно.
  • Читайте книги в присутствии малыша. Ребенок все повторяет за родителями, и, скорее всего, захочет научиться читать.

Родителям стоит набраться терпения, поскольку заранее предугадать, сколько времени понадобится ребенку на изучение алфавита, невозможно. Одним детям хватает 1–2 недель, а другим может понадобиться несколько месяцев. И первый, и второй случай – это нормально, поэтому нужно относиться к малышу с пониманием.

Занятия с ребенком 6-и лет

В 6 лет к обычным игровым способам можно подключать элементы классического занятия – книги, буквари, азбуки, прописи. Ребенок должен уметь не только произносить буквы, но и писать их. Цель таких уроков – не только изучить алфавит, но и научить малыша правильно организовывать время. То есть, занятия можно начинать проводить систематически в одно и то же время дня, а длиться они будут, например, 20 минут и не меньше – ребенок должен понимать, что так нужно.

Методика изучения гласных звуков

Расскажите ребенку про букву «А», покажите, как она пишется. Затем назовите ряд слов, в которых встречается эта буква, покажите картинки с изображением предметов, людей или животных, в названии которых есть «А». Постарайтесь совместно с ребенком подобрать еще ряд слов с этой буквой. Во время прогулки или поездки старайтесь как можно чаще обращать внимание ребенка на различные вывески и надписи, где встречается «А».

Затем таким же способом можно изучить парный звук «Я». Но не начинайте его изучение, пока не будет полностью освоен и закреплен предыдущий звук. Чтобы ребенку было интереснее заниматься, купите доску, на которой можно писать и рисовать мелом, а также приобретите различные кубики с буквами и яркие книжки.

Методика изучения согласных звуков

После полного изучения и закрепления гласных можно приступать к освоению согласных звуков. Знакомьте ребенка сначала со звуками, а уже потом – с буквами. То есть, сначала мы учим «Б», а не «Бэ». В противном случае ребенок может испытывать трудности в соединении звуков в слоги.

В остальном, согласные учат так же, как и гласные. Старайтесь больше практиковаться, вспоминая слова, в которых присутствует изучаемая буква. Наберитесь терпения, так как согласных звуков на порядок больше, чем гласных.

Как научить ребенка читать по слогам: методика обучения в игровой форме

Сразу после изучения очередной согласной буквы можно соединять ее с гласными, образуя слоги. То есть, изучив с ребенком звук «Б», научите соединять его с гласными, то есть произносить «БА», «БУ», БЭ» и т.д. При таком подходе ребенку в дальнейшем будет проще учиться читать.

Не забывайте, что обучение слогам также должно происходить в легкой игровой форме: соединяйте в слоги кубики с буквами, пазлы, рисуйте слоги на доске, вспоминайте слова, в которых есть эти слоги. Не уделяйте занятию более 10–20 минут в день, иначе для ребенка это будет не игрой, а настоящим испытанием, что не приведет к хорошим последствиям в будущем.

Когда начинать учить ребенка английскому алфавиту

Английский алфавит начинают изучать в школе, когда ребенок уже достаточно усидчив и восприимчив к новой информации. Не стоит этим заниматься в дошкольном возрасте – это слишком сложно и не нужно для малыша.


Как выучить алфавит с ребенком?

Подготовкой к школе родители начинают заниматься задолго до первого звонка. Ведь у первоклассника намного быстрее проходит адаптация к школе, если у него имеются начальные навыки чтения и письма. Детям, с которыми занимались родители или педагоги до школы, гораздо легче включиться в учебный процесс без отрыва на изучение цифр и букв.

Содержание статьи:
1. От букв к алфавиту
2. Методы запоминания букв в алфавитном порядке
3. Что делать, если алфавит дается тяжело?
4. Полезные советы, как выучить алфавит с ребенком

От букв к алфавиту

Нельзя не согласиться с тем, что каждый ребенок индивидуален. Один малыш все схватывает на лету, а к другому нужно найти особый подход, чтобы научить даже самому простому. Начинать учить ребенка буквам можно уже с двух лет – в этом возрасте малыши любознательны и быстро запоминают все новое. Но учеба должна быть организована в игровой форме.

Ребенок полюбит чтение в будущем, если регулярно соблюдать простые правила:

  • Каждый день с малышом читать на выбор стишки, сказки, книги. Хорошо, если он сам пожелает выбирать литературу на сегодня;
  • Во время чтения внимание к буквам будет больше привлечено, если водить по строчкам пальцем;
  • Позже можно обсудить с ребенком прочитанное, спросить его мнение, пересказать содержание самим или попросить пересказать его.

Так малыш будет заинтересован в возможности читать самостоятельно и будет расспрашивать, где какая буква. А чтобы процесс изучения был интересен, на помощь придут различные вспомогательные инструменты:

  • магнитная азбука;
  • цветной букварь;
  • интерактивный плакат;
  • кубики с литерами.

Уделяя ежедневно определенное время изучению букв, очень скоро малыш сможет рассказать весь алфавит.

Но в школе недостаточно знать, как звучит та или иная буква. Дети должны знать весь алфавит наизусть в правильном порядке. Часто ребенку, которому хорошо известны все буквы, бывает сложно выучить последовательность их размещения и то, как буква правильно называется. Да и родителям, обучивших малыша всем литерам, кажется, что выучить их в правильной последовательности занятие не из простых.

Это не совсем так. Если дошколенок уже знает все буквы и понимает, что это не просто знаки, а нужны они для чтения и письма, то при правильном подходе алфавит ему будет выучить совсем несложно.

Методы запоминания букв в алфавитном порядке

Для того, чтобы быстро выучить алфавит с ребенком, существует множество способов. К примеру, можно взять те же карточки, магнитную доску или кубики, которые были использованы на этапе изучения букв. Несколько раз в день нужно проговаривать вместе с ребенком всю последовательность. Если он быстро устает или ему надоедает занятие, можно разделить алфавит на две части.

Очень простой, но действенный метод – алфавит нужно петь. Записать готовую, наиболее понравившуюся крохе песенку и петь ее вместе с ним. Можно также скачать любимую песенку без слов и вместо куплетов напевать буквы в правильном порядке.

Занятие может стать любимым, если азбуку изготовить с малышом своими руками. Ребенок с удовольствием примет участие в таком серьезном деле. Для этого нужно вместе с мамой вырезать из картона все буквы и приклеить их в алфавитной последовательности. По желанию работу можно декорировать картинками и рисунками. Малыш будет с гордостью показывать родным и друзьям свое произведение и ему захочется быстрее выучить и рассказывать, какая буква идет за какой.

Успех в этом деле придет быстро, если занятия проходят с соблюдением следующих условий:

  • ребенок не голоден;
  • он в хорошем настроении;
  • он хорошо выспался, не утомлен.

В любом случае, малыш должен заниматься с удовольствием. Нельзя ругать его, если не сразу удается запомнить материал, этим можно надолго отбить желание учиться. Если у крохи все получается, если есть первый результат, нужно обязательно его хвалить. Тогда он с радостью продолжит обучение и вскоре, быстро и без ошибок, будет рассказывать весь алфавит от «А» до «Я».

Что делать, если алфавит дается тяжело?

Все дети совершенно разные, к каждому нужно найти свой подход. Если ребенок категорически отказывается учить алфавит, то с занятиями стоит повременить и вернуться к ним позже, когда он будет готов. За этот период стоит испробовать несколько методов обучения. Хорошо, когда родители с детьми вместе ходят по развивающим магазинам, ведь новая азбука с объемными буквами и красочными картинками или коврик-паззл может очень понравиться крохе и станет хорошим помощником для занятий.

Создайте в детской комнате соответствующую среду для обучения. Яркий плакат-алфавит или декоративные подушки с буквами всегда будут на глазах малыша, и ему будет легче освоить последовательность литер. А еще психологи считают, что материал усваивается эффективнее, если он выделен красным цветом.

К сожалению, часто случается так, что у родителей нет возможности или не получается выучить алфавит с ребенком самостоятельно. В таких случаях стоит присмотреться к хорошим пособиям для обучения. На помощь придут серии развивающих мультфильмов на дисках. При этом не стоит забывать, что время перед компьютером или телевизором для детей должно быть строго дозированным. Формат обучения в виде мультика задержит внимание юного ученика надолго. А это значит, что материал будет усвоен хорошо.

Выбор таких уроков сейчас огромен, к примеру, развивающий курс «Учимся читать», автор Роберт Саакянц. На протяжении урока ребенок с интересом следит за тем, как мудрая сова обучает последовательности букв алфавита и учит читать маленького зайчика. Как показывает практика, такой вид обучения очень интересен и эффективен для ребенка.

Разновидностью онлайн-занятий являются всевозможные алфавитные тренажеры.

Нередко запомнить буквы в алфавитной последовательности ребенку помогает их написание под диктовку. Конечно, при условии, что ребенок буквы знает и писать их может вообще. Приятнее будет писать их цветными карандашами, фломастерами или красками. Во время прогулки также можно заниматься: для этого вполне сгодится палочка, песок или цветные мелки. Подходы и методы обучения лучше чередовать, так малыша не будут утомлять занятия.

Читайте также:  Как победить ревность

Полезные советы, как выучить алфавит с ребенком

В желании помочь ребенку как можно раньше освоить все буквы и выучить алфавит, не стоит забывать, что обучение можно начинать тогда, когда:

  • ребенок хорошо выговаривает звуки;
  • его словарный запас позволяет в достаточной мере выражать мысли и потребности;
  • в разговорной речи использует полные распространенные предложения;
  • любит слушать, когда ему читают взрослые и самостоятельно пытается «читать».

Если ребенок любит музыку, то для хорошего запоминания алфавитного ряда ему поможет песенка:

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ —
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О —
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха —
Оседлали петуха.
Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я —
Все теперь мои друзья.
Пять сестренок опоздали —
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети:
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними незнаком.

Запоминать алфавит лучше, играя. Для этого можно испробовать разные уроки-игры:

  • Детям, которые любят играть в пантомиму, понравится обучение в виде любимой игры. Для этого они должны интересно и смешно изобразить каждую букву по порядку.
  • Пользуясь азбукой, ребенок должен отыскать предмет из окружения, название которого начинается на каждую последующую букву.
  • Любителю порисовать понравится игра в «живые буквы». Ребенок с помощью родителей создает свою азбуку, где нарисована каждая буква по порядку. При этом буквы разные: у каждой свой «характер».
  • Можно подарить маленькому ученику интерактивную игру «Буквы русского алфавита». Когда ребенок в правильном порядке соединяет буквы одну за другой, в конце «оживает» картинка. При этом, нажимая на каждую букву, ребенок быстрее запомнит, как правильно она произносится.
  • Помочь выучить алфавитную последовательность может игра «Охота на букву». В нее интересно играть нескольким детям одновременно. Для этого нужны старые газеты или журналы, а также ножницы и альбом. Побеждает тот ребенок, который первый нашел, вырезал и приклеил все буквы в правильном порядке. Если дети знают алфавит еще не очень уверенно, то можно позволить им подсматривать.

Алфавит – фундамент грамотности. Поэтому детям нужно помочь освоить буквы, звуки, а также называть их в последовательности алфавитного порядка. И для этого совсем необязательно покупать недешевые учебные пособия или специальные программы. Выучить алфавит с ребенком, а заодно освежить его в памяти самим — вполне по силам каждому родителю.

Статья опубликована в рубрике Развитие детей

Как выучить с ребенком алфавит – советы родителям

Многие родители нередко задают вопросы, что дает алфавит маленьким детям и зачем его учить. Несмотря на то, что на изучение данной темы отводится чуть ли не весь первый класс, начинать обучение алфавиту стоит уже в раннем возрасте.

Почему? – спросите вы. Вся суть процесса обучения выражена фразой «Азбука – к мудрости ступенька».

Без знания азбуки (алфавита) человек никогда не станет грамотным, не научится писать письма, оставлять сообщения в сети, читать литературу, грамотно пересказывать ее.

Алфавит нужен не только для этого – с помощью буквенных знаков люди передают знания друг другу. Чтобы ребенок схватывал информацию на лету, был умным и сообразительным, стоит запустить процесс обучения алфавиту как можно раньше.

Основные правила и советы по изучению алфавита

Начинать обучение алфавиту следует в трехлетнем (реже в двухлетнем) возрасте. В это время наступает наиболее благоприятный период: ребенок способен подражать, произносить звуки и слова, он более осознанно воспринимает происходящее вокруг.

Вводить буквы нужно постепенно: каждый день изучать одну, максимум две новые буквы.

Обучать нужно от гласных (А, О, У, Е…) к согласным (М, Н, К, П…) или от букв, которые легко произносятся (А, М, О, Н, С, Л), к более сложным по произношению (К, Б, П, Д, Т) и буквам самым сложным (Ч, Х, Ц, Щ, Ф и др.).

Главные правила изучения алфавита – это регулярность и систематичность. Знакомясь с новыми буквами, важно не забывать и повторять буквы, ранее изученные. В процессе изучения алфавита родители должны называть звуки, а не буквы.

Согласные должны произноситься без гласного призвука: ББ вместо БЭ, РР вместо ЭРР или СС вместо ЭСС. Это обусловлено тем, что детям трудно различать буквы и звуки, они не видят между ними разницы. Существует и другая причина – часто у детей, выучивших буквы, возникают трудности с обучением чтению, где в слоги и слова соединяются звуки.

Чтобы ребенку было проще освоить алфавит, проговаривайте не только саму букву, но и слова, начинающиеся с нее.

К примеру, учите букву А – называйте слова арбуз, автобус, апельсин, показывайте также другие окружающие ребенка предметы, начинающиеся с этой буквы.

«Говорящий» игровой плакат, магнитная азбука на холодильник, вырезанные из журналов картинки и буквы, занимательные картинки-половинки со словами, сшитые сенсорные буквы, кубики с литерами, лото, книги, буквари, коврик-пазл с буквами сконцентрируют внимание ребенка на изучении данной темы.

Самый эффективный способ обучения алфавиту – это отнюдь не чтение букваря, а игра. Дети лучше усваивают информацию, если она подана через игровые действия. Ребенок еще не готов к такой форме обучения, где ему преподают, и единственный способ научить его чему-либо – это играть с ним.

Игры, с помощью которых можно легко и быстро выучить буквы с ребенком

Играем в прятки

Эта игра отлично подходит как для самых маленьких детей, так и для детей постарше.

Возьмите самодельную букву среднего размера (не маленькую), хорошенько спрячьте ее и попросите ребенка отыскать.

Можете предложить свою помощь и попробовать поискать букву вместе.

Когда ребенок найдет, не забудьте напомнить, как данная буква называется. Игра доставит море удовольствия и вам, и вашим детям!

Играем в «волшебный» мешочек

Возьмите мешочек, положите в него магнитную азбуку или самодельные буквы. Для этой игры прекрасно подойдут тактильные мешочки в виде букв. Опустив руку ребенка в мешочек, попросите его взять одну фигурку и изучить ее на ощупь; пусть назовет, какая именно буква окажется у него в руке. Затем вытащите и вместе проверьте.

Берем в руки предмет, громко и четко называем его

В ходе игры ребенок должен внимательно слушать, как звучит слово, а затем ответить на вопрос, присутствует ли искомая буква в словах. Например, на вопрос, есть ли буква «р» в словах «трактор», «кран», «грузовик», ребенок должен ответить да.

Находим буквы в окружающих нас предметах

Позвольте ребенку внимательно рассмотреть окружающие его предметы. Обсудите с ним, на какую букву похожи игрушки, предметы в быту и на улице. Дом из конструктора похож на букву Д, ракета – на букву А, мяч – на О, гриб – на Т, бабочка – на Ж и т. д. Смело проявляйте фантазию!

Сопоставляем буквы

Напишите ребенку одну букву или слово на бумаге и попросите отыскать соответствующую(ие) букву(ы) в магнитной азбуке. Можно попросить сравнить большие и малые буквы алфавита.

Творчество в изучении алфавита

Превратите изучение алфавита в интересный, творческий, веселый процесс.

Пишите с детьми буквы и проговаривайте их вслух. Писать можно карандашами, ручками, восковыми мелками, кисточкой с гуашью, пальчиковыми красками, мелками на асфальте или на специальной доске, водить палочкой по песку, земле, снегу, выводить буквы в мелкой крупе (хорошо подходит манка, пшено, рис, греча), рисовать фломастером на магнитной доске и т. д.

Если у ребенка еще совсем не получается писать буквы, возьмите его руку и вместе обводите буквы пальцем по контуру или рисуйте с помощью штампов и трафаретов.

Выкладывайте буквы из различных предметов: для этого подойдут предметы разной величины: кубики, блоки от конструктора Lego, прищепки, камни, деревянные палочки, магниты, пуговицы, мозаика, макаронные изделия, фасоль, крупы и др.

Делайте аппликации. Приклейте заготовку буквы на картон или бумагу формата A4, украсьте нитками, бусинами, пайетками, кусочками цветной бумаги или пластилина, и вот уже ваша аппликация готова. Делая подобную аппликацию изо дня в день, в течение месяца вы смастерите своими руками алфавит. Готовая азбука может висеть на видном месте в квартире, время от времени ее можно раскладывать на пол и просить ребенка прыгать по буквам, словно по буквенным островкам.

Буква К из пластилина

Лепите буквы из пластилина или теста для лепки. Слепив не одну, а несколько фигурок, можно поиграть в игру «ожившие буквы». Соединив между собой, родители должны сказать, что буквы подружились, стали неразлучны, везде теперь ходят за руку и читаются как слог. Например, М, подружившись с А, стала читаться как МА. Такая игра позволит не только быстро выучить азбуку, но и подготовит ребенка к обучению чтению.

Заведите альбом, куда будете вклеивать изображения разных предметов и букв, с которых они начинаются. В этот же альбом можно вклеивать слова на определенную тематику. Для удобства используйте большие буквы из заголовков статей в журналах.

Но если вам и этого мало, то смотрите обучающие фильмы – в интернете есть множество познавательных и обучающих фильмов, где герои обучают детей алфавиту (к примеру, «Лунтик учит буквы»).

Слушайте и запоминайте песенки, читайте стихи и загадки, используйте книги с наклейками, приложения на телефоне, показывайте пантомимой алфавит, готовьте еду в виде букв, прыгайте над пропастью по воображаемым «островкам», собирая буквы.

Фантазируйте и придумывайте свои собственные методы обучения!

Попробуйте менять изо дня в день методы обучения алфавита, предлагайте новые формы – рисуйте, лепите, читайте, пойте, изображайте, слушайте и самое главное – больше хвалите, ведь похвала стимулирует интерес, влияет на внутреннюю мотивацию и делает ребенка более счастливым и уверенным в себе!

Видео на тему

Оцените статью
Добавить комментарий